г. Киров |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А28-13746/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Самойлова А.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2023 N 523/25-Д-29,
представителя третьего лица - Рыловой Н.В., действующей на основании доверенности от 17.03.2023 N 310,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А28-13746/2022
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4345454764, ОГРН 1164350075119)
к обществу с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр" (ИНН 4345211137, ОГРН 1074345054167)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280)
о привлечении к административной ответственности, о приостановлении действия лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр" (далее - ответчик, Общество, ООО ОА "Кедр") к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о приостановлении срока действия лицензии ООО ОА "Кедр".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - третье лицо; ОПФР по Кировской области).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 по делу N А28-13746/2022 в удовлетворении требования Управления о привлечении ООО ОА "Кедр" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отказано в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Суд первой инстанции привлек ООО ОА "Кедр" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - ОСФР по Кировской области, Отделение), Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ОСФР по Кировской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение требований абзаца 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Управление в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части освобождения ответчика от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения; изменить решение суда в части рассмотрения требования о приостановлении срока действия лицензии ООО ОА "Кедр".
ОСФР по Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу Управления указало, что с учетом позиции административного органа единственным потенциальным исполнителем охранных услуг объектов фонда может являться ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Кировской области", что в свою очередь является нарушением Закона о защите конкуренции.
Управление представило возражения на отзыв фонда, в котором указало на обоснованность вывода суда о наличии в деянии Общества события вменяемого правонарушения.
ООО ОА "Кедр" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что Общество неоднократно принимало меры по устранению нарушений, указанных в предписании; на момент судебного заседания все пункты предписания исполнены ответчиком в полном объеме.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв с 06.03.2023 до 15 часов 10 минут 13.03.2023; в порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 13.03.2023 на 15 часов 00 минут 20.03.2023.
Определением от 20.03.2023 производство по апелляционной жалобе Управления прекращено, в связи с отказом заявителя от апелляционной жалобы.
Определением от 20.03.2023 в порядке, предусмотренном частью 6.1 статьи 268, Второй арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции, судебное заседание назначено 12 часов 45 минут 17.04.2023.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 17.04.2023 на 16 часов 00 минут 15.05.2023.
Во исполнение определения суда от 17.04.2023 ООО ОА "Кедр" представило письменные пояснения о том, что 31.08.2022 ответчик сообщил заявителю об исполнении предписания от 04.08.2022. Кроме того Общество указало на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя, третьего лица поддержали занятые по делу правовые позиции.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - ОСФР по Кировской области) заявило ходатайство о замене третьего лица правопреемником - Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области.
На основании части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ производит замену государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области его правопреемником Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области.
Как следует из материалов дела, ООО ОА "Кедр" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1074345054167.
ООО ОА "Кедр" имеет выданную Управлением Росгвардии по Кировской области лицензию от 23.08.2013 N 021289 на срок до 23.08.2023 на осуществление частной охранной деятельности.
На основании распоряжения Управления Росгвардии по Кировской области от 16.09.2022 N 187 в период с 26.09.2022 по 18.10.2022 в отношении Общества проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства об охранной деятельности.
В ходе проверки 30.09.2022, 05.10.2022, 14.10.2022 должностными лицами Управления выявлены следующие нарушения ООО ОА "Кедр" лицензионных требований:
1) в нарушение части 1 статьи 11.1 и части 7 статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1) Общество оказывало охранные услуги КОГБУЗ "Кировская клиническая офтальмологическая больница" по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 10А силами работника Головенкина С.Г., не имеющего при себе удостоверение частного охранника и личной карточки охранника;
2) в нарушение частей 1, 3 статьи 16 Закона РФ N 2487-1 ООО ОА "Кедр" осуществляло выдачу специальных средств (наручники и палка резиновая) сотрудникам, не прошедшим периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, а именно: на объекте охраны ОПФР по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Комсомольская, д.30/А выдача специальных средств осуществлялась Пивоварову И.А.; на объекте охраны ОПФР по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Чапаева, д.5/1 специальные средства выдавались Митюкову Ш.Г.;
3) в нарушение частей 1, 3 статьи 16 Закона РФ N 2487-1, пунктов 6, 8 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Правила N 587), ООО ОА "Кедр" ведет учет специальных средств (бронежилет, палка резиновая, наручники, шлем защитный) без указания их моделей;
4) в нарушение части 3 статьи 16 Закона РФ N 2487-1, Приказа Росгвардии от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" (далее - Порядок N 387) Общество оказывает охранные услуги на объектах охраны ОПФР по Кировской области силами охранников Пивоварова И.А. и Митюкова Ш.Г., не прошедших периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств;
5) в нарушение части 3 статьи 11 Закона РФ N 2487-1, пункта 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Перечень N 587), ООО ОА "Кедр" оказывает охранные услуги на объектах ОПФР по Кировской области, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Результаты контрольного (надзорного) мероприятия отражены в акте проверки от 18.10.2022.
01.11.2022 в 14 час. 10 мин. старшим инспектором по ОП ЦЛРР Управления Росгвардии по Кировской области Самойловым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 43ЛРР525011122000041, которым нарушения ООО ОА "Кедр" требований части 7 статьи 12, части 3 статьи 12.1 Закона РФ N 2487-1, подпункта "г" пункта 3, пункта 9 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании), квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
01.11.2022 в 14 час. 30 мин. старшим инспектором по ОП ЦЛРР Управления Росгвардии по Кировской области Самойловым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 43ЛРР525011122000043, которым нарушения ООО ОА "Кедр" требований части 3 статьи 11, частей 1, 3 статьи 16 Закона РФ N 2487-1, пунктов 6, 8 Правил N 587, пункта 1 Перечня N 587, подпунктов "а", "б" пункта 10 Положения о лицензировании квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ОА "Кедр" к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, о приостановлении срока действия лицензии ООО ОА "Кедр" N 021289, переоформленной на основании приказа Управления Росгвардии по Кировской области от 24.02.2021 N45 сроком действия до 23.08.2023.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг закреплены в Положении о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании).
В силу подпунктов "г" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона N 2487-1, являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой, второй и третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 12 Закона РФ N 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны, в том числе предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника (пункт 5 части 3 статьи 12.1 Закона РФ N 2487-1).
Отсутствие у работника ООО ОА "Кедр" Головенкина С.Г. 30.09.2022 при исполнении должностных обязанностей удостоверения частного охранника и личной карточки охранника подтверждается актом проверки от 18.10.2022 и протоколом об административном правонарушении от 01.11.2022.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности являются:
а) охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется;
б) нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
в) неиспользование работниками частной охранной организации средств пассивной защиты (жилетов и шлемов защитных) при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
г) иные нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ N 2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
В силу части 3 статьи 16 Закона N 2487-1 частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Правила N 587).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 587 частная охранная организация обязана вести учет специальных средств по виду, моделям и их количеству. Документы учета специальных средств ведутся отдельно от документов учета огнестрельного оружия и патронов к нему.
Специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника. По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны (пункт 8 Правил N 587).
Управлением установлено, что выдача специальных средств (наручники и палка резиновая) частным охранникам Пивоварову И.А. (в период с 08.09.2022 по 05.10.2022) и Митюкову Ш.Г. (31.08.2022, 04.09.2022, 08.09.2022, 20.09.2022 и 05.10.2022), не прошедшим периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.
Кроме того ООО ОА "Кедр" не ведет учет специальных средств по моделям, а именно: в журнал "Выдачи и приема специальных средств" вносится запись "бронежилет", "палка резиновая", "наручники", "шлем защитный" без указания их модели; в книге учета специальных средств не указывается конкретная модель специального средства "наручники".
На основании части 3 статьи 11 Закона РФ N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации (пункт 1 Перечня N 587).
Общество на основании государственных контрактов от 28.12.2021 N N 0240100000121000073, 0240100000121000074 осуществляло охранные услуги на объектах ОПФР по Кировской области по адресам в г. Кирове: ул. Комсомольская, д.30/А, д.34, ул. Чапаева, д.5/1.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (далее - Положение N 2122-1, утратило силу с 01.01.2023).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 указанного Положения ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Средства ПФР направляются на: выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР (пункт 6 Положения).
ПФР выполняет отдельные функции государственного органа с предоставлением государственных услуг с учетом утвержденных административных регламентов в установленной сфере деятельности.
На основании части 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 13 Закона N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом, и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Данная правовая позиция изложена в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
Учитывая изложенное, объекты охраны ОПФР по Кировской области относятся к объектам, которые подлежат государственной охране.
Однако общество является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность и не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587. Следовательно, ООО ОА "Кедр" допущено нарушение абзаца 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
Материалами дела подтверждается факт нарушения Обществом указанных выше требований, что охватывается объективной стороной правонарушений, предусмотренных частью 3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения по части 3 и по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем применительно к обстоятельствам настоящего дела следует признать, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности за совершение данного правонарушения истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Из содержания пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2) следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ)
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Применительно к обстоятельствам настоящего спора нарушения Обществом лицензионных требований Управление выявило 30.09.2022, 05.10.2022, 14.10.2022, на дату рассмотрения дела судом срок давности привлечения ООО ОА "Кедр" истек. Следовательно, оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется.
Кроме того Управление заявило требование о приостановлении срока действия лицензии ООО ОА "Кедр" N 021289, переоформленной на основании приказа Управления Росгвардии по Кировской области от 24.02.2021 N45 сроком действия до 23.08.2023.
Согласно статье 11.5 Закона N 2487-1 лицензирующий орган, предоставивший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, предоставивший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
Приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 395 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности (далее - Регламент).
Пунктом 60 Регламента установлено, что в случае выявления по результатам проверки факта наличия неоднократных нарушений или грубых нарушений охранной организацией лицензионных требований в соответствии с Законом "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" орган государственного контроля (надзора) принимает решение о приостановлении действия лицензии в порядке, установленном пунктом 19 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498, которое оформляется в виде заключения.
На основании пункта 61 Регламента в случае если в срок, установленный в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, охранная организация не устранила нарушение лицензионных требований, а также в случае если нарушение охранной организацией лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают меры по обращению в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев либо об аннулировании лицензии. При этом одновременно с подачей заявления в суд орган государственного контроля (надзора) принимает решение о приостановлении действия лицензии охранной организации на период до вступления в силу решения суда в соответствии с пунктом 60 настоящего Административного регламента.
Как следует из заявления Управления от 07.11.2022, с заявлением о приостановлении действия лицензии административный орган обратился в связи с не устранением в установленный срок указанных в предписании от 04.08.2022 нарушений. Также Управление указало на допущенные ранее неоднократные грубые нарушения лицензионных требований.
Между тем на настоящий момент законность выданного Обществу предписания не подтверждена, указанное предписание от 04.08.2022 является предметом спора по делу N А28-11830/2022.
Кроме того ООО ОА "Кедр" ссылается на то, что все выявленные административным органом нарушения устранены, о чем Управление было уведомлено письмом от 31.08.2022.
При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления о приостановлении действия лицензии Общества. По убеждению суда названная мера в рассматриваемом случае является чрезмерной, не отвечает требованиям справедливости и не соразмерна тяжести совершенного Обществом правонарушения.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено безусловное основание для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 266, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области на его правопреемника - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ОГРН: 1024301326280, ИНН: 4346002922).
Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2022 по делу N А28-13746/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранного агентства "Кедр" к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о приостановлении срока действия лицензии отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13746/2022
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кировской области
Ответчик: ООО "КЕДР"
Третье лицо: ГУ ОПФ РФ по Кировской области