г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А40-253693/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-253693/22
по заявлению АО "ВОЕНТОРГ-МОСКВА"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Мельников А.П. по доверенности от 22.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 25.04.2023; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ВОЕНТОРГ-МОСКВА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе государственного кадастрового учета от 06.09.2022 N КУВД-001/2022-22910506/5.
Решением суда от 09.02.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:17:0140116:41, расположенное по адресу: г.Москва, пос. Десеновское, 1-я Ватутинская ул., д. 3, что удостоверяется записью Единого государственного реестра недвижимости N 77:17:0140116:41-77/017/2017-2 от 30.10.2017.
По результатам проведенных кадастровых работ кадастровым инженером Никифоровой Н.Ю. подготовлен технический план, содержащий актуальные сведения о здании.
В целях государственного кадастрового учета изменений заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 02.06.2022 N КУВД-001/2022-22910506 для осуществления действий по государственному кадастровому учету.
По итогам рассмотрения заявления от 02.06.2022 N КУВД-001/2022-22910506 Росреестром в адрес заявителя было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта от 07.06.2022 N КУВД-001/2022-22910506/1.
С учетом причин приостановления государственного кадастрового учета, кадастровым инженером был подготовлен и направлен в адрес Росреестра путем дополнения к изначальному заявлению Технический план от 24.06.2022.
Однако ответчиком были направлены уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 28.06.2022 N КУВД001/2022-22910506/3, уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 06.09.2022 N КУВД-001/2022-22910506/5.
Заявитель посчитал уведомление об отказе в государственной регистрации незаконным и необоснованным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что представленные на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям закона, недостоверных сведений и противоречий с ЕГРН не содержат, Управление Росреестра не имело законных прав по данным основаниям для принятия решения об отказе.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Заинтересованное лицо в жалобе указывает, что в техническом плане выявлены противоречия между сведениями ЕГРН и сведениями представленного технического плана в части отображения надстройки так по имеющимся данным в Управление данной надстройки не существовало и документально не подтверждается ее существование, в связи с чем в адрес ГУП МосгорБТИ направлен соответствующий запрос (04-4801/2022).
Между тем тексте изначального заявления о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете от 18.11.2022 уже было указано на то, что вышеуказанный запрос в адрес ГУП МосгорБТИ (04-4801/2022) являлся излишним и вызвал неоправданное увеличение срока оказания государственной услуги.
В соответствии с письмом ГБУ МосгорБТИ о предоставлении информации от 04.03.2022 N ИС-5434/22, приложенному к Техническому плану, сведения о здании в архивной учетно-технической документации ГБУ МосгорБТИ отсутствуют.
Следовательно, направление дополнительного запроса не имело смысла.
Более того, вопрос отображения надстройки в сведениях кадастрового паспорта относится к ведению ГБУ МосгорБТИ.
Заявитель не может нести ответственность за действия иных лиц, в том числе за действия органов технической инвентаризации.
Также заинтересованное лицо указывает, что схемы подсчета или формулы подсчета общей площади не приведены в заключении кадастрового инженера, графические приложения о схеме подсчета также не приложены.
В соответствии с п.2 Требований площадь здания, площадь сооружения, основной характеристикой которых является площадь, площадь помещения или машино-места определяются на основании натурных изменений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры (например, треугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путём разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур (с округлением до 0,1 квадратного метра).
Измерения для определения площади указанных объектов рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ, результаты измерений отображать в графической части технического плана согласно требованиям к подготовке технического плана, установленным в соответствии с ч.13 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.5 Требований, площадь жилого или нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с п.8.3 Требований площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (при этом плинтусы, декоративные элементы, кабельные короба системы отопления и кондиционирования воздуха не учитываются).
Таким образом, согласно действующим нормам, подсчет площади здания для целей кадастрового учёта осуществляется путём сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен.
Однако графического подтверждения подсчёта площади здания путём разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур в технический план не представлено.
При этом заинтересованное лицо не указывает, на какой конкретно нормативно-правовой акт сделана ссылка.
Приведенные в апелляционной жалобе положения в указанных пунктах Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 N 53 отсутствуют.
Более того, сам ответчик указывает на то, что результаты измерений лишь рекомендуется отображать в графической части технического плана, то есть данное требование не только не подкреплено ссылкой на норму права в апелляционной жалобе, но также не является императивным и не может служить причиной приостановления государственного кадастрового учета.
При этом ни в Уведомлении об отказе от 06.09.2022, ни в предыдущих уведомлениях в качестве причины приостановки не указано отсутствие "графического подтверждения подсчета площади здания путём разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур".
Приложением N 3 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.11.2021 N П/0546 "Об утверждении порядка и способов направления уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также форм таких уведомлений и требований к формату таких уведомлений в электронной форме" установлена обязательная форма уведомления об отказе в государственном кадастровом учёте, направляемого Росреестром по результатам рассмотрения представленных для проведения государственного кадастрового учёта документов.
Согласно разъяснениям, указанным в форме Уведомления об отказе в государственном кадастровом учете, после слов "в том числе" приводятся все неустраненные причины путем изложения обстоятельств или содержания документов, повлекших приостановление осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
В силу ч.ч.1, 2 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе технический план.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ст.21 Закона N 218-ФЗ. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 Закона N 218-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ч.5 ст.18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч.6 ст.29 Закона N 218-ФЗ уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения Закона N 218-ФЗ.
Пунктом 71 приказа Министерства экономического развития РФ от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учёту и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" установлено, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Таким образом, в Уведомлении об отказе от 06.09.2022 указаны все причины, послужившие по мнению государственного регистратора основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Следовательно, заинтересованное лицо лишено права ссылаться на новые, ранее не указанные в Уведомлениях причины приостановления государственного кадастрового учёта, в том числе на отсутствие "графического подтверждения подсчёта площади здания путём разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур".
Также огласно кадастровому паспорту от 07.10.2008 Объект здание кафе- столовой площадью 1346,2 кв.м. имеет этажность 2 без указания технической надстройки.
При этом схемы подсчёта или формулы подсчёта общей площади не приведено в заключение кадастрового инженера, графических приложений о схеме подсчёта также не приложены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в случае проведения внутренней перепланировки помещений в здании путём монтажа (демонтажа) перегородок, либо других конструкций, общая площадь нежилого здания не должна изменяться."
Общая площадь нежилого здания в данном случае не изменилась, новые сведения о площади в состав Технического плана не вносились.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-253693/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253693/2022
Истец: АО "ВОЕНТОРГ-МОСКВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ