г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А41-92686/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ОАО "АПК "Старониколаевский" - Казаков Д.М. по доверенности от 12.10.2022, диплом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Вуколов А.В. по доверенности от 24.03.2023, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2023 по делу N А41-92686/21 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к открытому акционерному обществу "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" об обязании прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" (далее - ОАО "АПК "Старониколаевский" (с учетом уточнения):
- об обязании ответчика прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23899, 50:19:0000000:23897, 50:19:0000000:23938; 50:19:0000000:23906, 50:19:0000000:23902, 50:19:0000000:23905, 50:19:0000000:23908, 50:19:0000000:23911, 50:19:0000000:23914, 50:19:0000000:23903, 50:19:0000000:23906, 50:19:0000000:23909, 50:19:0000000:23912, 50:19:0000000:23915, 50:19:0000000:23901, 50:19:0000000:23904, 50:19:0000000:23907, 50:19:0000000:23910, 50:19:0000000:23913, 50:19:0000000:23916, 50:19:0000000:23917, 50:19:0000000:23920, 50:19:0000000:23923, 50:19:0000000:23926, 50:19:0000000:23930, 50:19:0000000:23933, 50:19:0000000:23940, 50:19:0000000:23946, 50:19:0000000:23883, 50:19:0000000:23886, 50:19:0000000:23889, 50:19:0000000:23892, 50:19:0000000:23871, 50:19:0000000:23874, 50:19:0000000:23877, 50:19:0000000:23947, 50:19:0000000:23918; 50:19:0000000:23924; 50:19:0000000:23927; 50:19:0000000:23931; 50:19:0000000:23934; 50:19:0000000:23937; 50:19:0000000:23941; 50:19:0000000:23881; 50:19:0000000:23884; 50:19:0000000:23887; 50:19:0000000:23890; 50:19:0000000:23893; 50:19:0000000:23869; 50:19:0000000:23872; 50:19:0000000:23875; 50:19:0000000:23878; 50:19:0000000:23949; 50:19:0000000:23948; 50:19:0000000:23919, 50:19:0000000:23922, 50:19:0000000:23925, 50:19:0000000:23929, 50:19:0000000:23932, 50:19:0000000:23935, 50:19:0000000:23939, 50:19:0000000:23945, 50:19:0000000:23882, 50:19:0000000:23888, 50:19:0000000:23891, 50:19:0000000:23894, 50:19:0000000:23870, 50:19:0000000:23873, 50:19:0000000:23876, 50:19:0000000:23879, 50:19:0000000:23951 до получения разрешений, установленных пунктами 7, 15, 21 постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (ред. от 08.06.2022), ч. 2 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ (ред. от 29.12.2022);
- обязании ответчика прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23896, 50:19:0000000:23900, 50:19:0000000:23936, 50:19:0000000:23943, 50:19:0000000:23880, 50:19:0000000:23944, 50:19:0000000:23950, 50:19:0000000:23885, 50:19:0000000:23921, 50:19:0000000:23928, 50:19:0000000:23943, 50:19:0000000:23898.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, Министерство экологи и природопользования Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Каров А.Х.О.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2023 исковые требования удовлетворены частично. ОАО "АПК "Старониколаевский" обязано прекратить использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23928, 50:19:0000000:23869; 50:19:0000000:23942, 50:19:0000000:23898 без соблюдения требований, установленных пунктами 7, 15, 21 постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (ред. от 08.06.2022), ч. 2 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ (ред. от 29.12.2022). В удовлетворении остальной части иска отказано.
С ОАО "АПК "Старониколаевский" взыскано в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "АПК "Старониколаевский" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ОАО "АПК "Старониколаевский" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "АПК "Старониколаевский".
Как следует из материалов дела, ОАО "АПК "Старониколаевский" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23899, 50:19:0000000:23897, 50:19:0000000:23938; 50:19:0000000:23906, 50:19:0000000:23902, 50:19:0000000:23905, 50:19:0000000:23908, 50:19:0000000:23911, 50:19:0000000:23914, 50:19:0000000:23903, 50:19:0000000:23906, 50:19:0000000:23909, 50:19:0000000:23912, 50:19:0000000:23915, 50:19:0000000:23901, 50:19:0000000:23904, 50:19:0000000:23907, 50:19:0000000:23910, 50:19:0000000:23913, 50:19:0000000:23916, 50:19:0000000:23917, 50:19:0000000:23920, 50:19:0000000:23923, 50:19:0000000:23926, 50:19:0000000:23930, 50:19:0000000:23933, 50:19:0000000:23940, 50:19:0000000:23946, 50:19:0000000:23883, 50:19:0000000:23886, 50:19:0000000:23889, 50:19:0000000:23892, 50:19:0000000:23871, 50:19:0000000:23874, 50:19:0000000:23877, 50:19:0000000:23947, 50:19:0000000:23918; 50:19:0000000:23924; 50:19:0000000:23927; 50:19:0000000:23931; 50:19:0000000:23934; 50:19:0000000:23937; 50:19:0000000:23941; 50:19:0000000:23881; 50:19:0000000:23884; 50:19:0000000:23887; 50:19:0000000:23890; 50:19:0000000:23893; 50:19:0000000:23869; 50:19:0000000:23872; 50:19:0000000:23875; 50:19:0000000:23878; 50:19:0000000:23949; 50:19:0000000:23948; 50:19:0000000:23919, 50:19:0000000:23922, 50:19:0000000:23925, 50:19:0000000:23929, 50:19:0000000:23932, 50:19:0000000:23935, 50:19:0000000:23939, 50:19:0000000:23945, 50:19:0000000:23882, 50:19:0000000:23888, 50:19:0000000:23891, 50:19:0000000:23894, 50:19:0000000:23870, 50:19:0000000:23873, 50:19:0000000:23876, 50:19:0000000:23879, 50:19:0000000:23951, 50:19:0000000:23896, 50:19:0000000:23900, 50:19:0000000:23936, 50:19:0000000:23943, 50:19:0000000:23880, 50:19:0000000:23944, 50:19:0000000:23950, 50:19:0000000:23885, 50:19:0000000:23921, 50:19:0000000:23928, 50:19:0000000:23943, 50:19:0000000:23898, категория земель: земли сельско-хозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как указал Комитет, ответчик без наличия разрешительной документации (порубочного билета), а равно иных разрешений, согласований осуществляет рубку лесных насаждений, расположенных на указанном земельном участке, чем причиняет вред окружающей среде.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные ст. ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 22) разъяснено, что в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Пунктом 47 Постановления N 22 разъяснено, что, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Виды использования лесов установлены ст. 25 ЛК РФ, согласно п. 6 ч. 1 которой ведение сельского хозяйства является одним из таких видов.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 123 ЛК РФ).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (ред. от 08.06.2022).
Согласно п. 1 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
В целях применения настоящего Положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее - земельные участки) площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 - 1 при одновременном наличии указанных признаков.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 Правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 года или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - заявление), в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.
Заявление подается лично или направляется правообладателем либо уполномоченным им лицом посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В заявлении должен быть указан вид (или виды) использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, указанных в п. 4 настоящего Положения.
К заявлению прилагаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в отношении которого подается заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подается заявление, в случае, если сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
- согласие собственника земельного участка в случае, если заявление подано правообладателем, не являющимся собственником такого земельного участка;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 7(1) настоящего Положения.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в абзаце пятом настоящего пункта, запрашиваются территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в государственных органах и подведомственных государственным органам организациях, публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр", в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Согласно п. 8 указанного постановления Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О мелиорации земель" или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
В соответствии с п. 21 Постановления, при использовании, охране, защите лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, уходе за такими лесами, составляется проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого и внесения изменений в который устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с заявленными видами использования лесов на срок планируемого использования лесов. Проект освоения лесов подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в статьях 81-84 ЛК РФ (далее - уполномоченные органы), для проведения государственной или муниципальной экспертиз.
В п. 15 указанного положения установлено, что учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
Статьями 50.1 - 50.5 ЛК РФ определен порядок учета, маркировки, транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
Все сделки с древесиной должны проводиться в автоматизированной системе ЕГАИС леса и учета сделок с ним. Данное требование установлено ст. 50.6 ЛК РФ.
Виды использования лесов установлены ст. 25 ЛК РФ, согласно п. 6 ч. 1 которой ведение сельского хозяйства является одним из таких видов.
В пп. "а" ч. 3 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" установлена обязанность обеспечивать сохранность зеленых насаждений собственниками (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления. Вместе с тем Администрацией городского округа Пушкинский Московской области разрешение на вырубку зеленых насаждений - порубочный билет не выдавался.
Согласно составленному истцом и ответчиком акту осмотра территории от 20.01.2023, рубка насаждений до степени прекращения роста произведена на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23928, 50:19:0000000:23869; 50:19:0000000:23942, 50:19:0000000:23898.
Доказательств соблюдения требований, установленных пунктами 7, 15, 21 постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (ред. от 08.06.2022), ч. 2 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ (ред. от 29.12.2022) не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено, что из представленного в материалы дела акта осмотра, пояснениям представителей истца, ответчика, рубка деревьев на оставшихся земельных участках ответчиком не велась и не ведется. Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснил, что ответчик не планирует проведения рубки деревьев.
На основании изложенного, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения искового заявления, поскольку материалами дела подтверждено использование ответчиком только земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23928, 50:19:0000000:23869; 50:19:0000000:23942, 50:19:0000000:23898 без соблюдения требований, установленных пунктами 7, 15, 21 постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (ред. от 08.06.2022), ч. 2 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ (ред. от 29.12.2022).
Расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в суде первой инстанции, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2023 по делу N А41-92686/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-92686/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ОАО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС "СТАРОНИКОЛАЕВСКИЙ"
Третье лицо: Администрация Рузского городского округа, Каров Альберд Хазраталиевич, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство экологии и природопользования Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА,МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ