г. Челябинск |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А07-8888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения" Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2023 по делу N А07-8888/2022.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан - Кременицкая Т.Н. (доверенность от 06.07.2022, диплом, паспорт).
Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения" Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (ИНН 0268039347, ОГРН 1050203467236, далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ИНН 0278218377, ОГРН 1140280411600, далее - Комитет) с заявлением о признании недействительным предписания N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Уфимская газовая компания".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемым предписанием N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 незаконно возлагаются обязанности по устранению нарушений и незаконно приняты меры по привлечению к административной ответственности. Апеллянт ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания, поскольку предписание содержит общие формулировки, лишь констатирующие, что проводимые на объекте работы, должны осуществляться по Проекту 09-2014 (в пункте 1 предписания не указан нарушенный нормативно-правовой акт); в пункте 2 предписания не отражено: какой именно пункт СП 68.13330.2017 нарушен, какая именно изменённая проектная документация должна быть представлена (не указано: раздел, книга и т.д.) отсутствует указание какие именно, конкретно работы должны быть окончены, не указаны способы устранения нарушений, действия, которые должно совершать заявитель с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным указанного предписания. Кроме того, заявитель не является лицом, непосредственно осуществляющим капитальный ремонт и реконструкцию (строительство) объекта, который являлся предметом проверки Комитета и не несет ответственность за строительство и реконструкцию. Непосредственное выполнение работ на объекте (отделочные работы, электромонтажные, монтаж оборудования, пуско-наладочные работы), подготовка исполнительной документации осуществляет Подрядчик - ООО "Уфимская газовая компания", тогда как МКУ "УЖКХ" является Заказчиком (техническим заказчиком). МКУ "УЖКХ" не имеет возможности самостоятельно выполнить требования предписания N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021, но, тем не менее, принимало необходимые меры, направленные на исполнение предписания, путем направления соответствующих требований в адрес Подрядчика. Суд не принял во внимание, что предпринимая все необходимые действия для исполнения предписания МКУ "УЖКХ" направило в Комитет ходатайство о продлении срока исполнения предписанияN 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021, которое осталось без ответа. Следовательно, предписанием на юридическое лицо возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых не обязательны для МКУ "УЖКХ" в силу закона, а сами требования реально не исполнимы, а равно предписание является незаконным. Также податель жалобы ссылается на допущенные Комитетом нарушения, выразившиеся в нарушении срока вручения акта проверки, выдачи предписания вместо вынесения решения о соответствии либо об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Комитета от МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак" поступило извещения исх. N 04-2746 от 07.12.2021 об окончании строительства объекта капитального строительства "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции III-го подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности водоисточника "Берхомут для города Стерлитамак мощностью 60 тыс.м3 в сутки)".
Комитетом 23.12.2021 на основании распоряжения N 4244 от 14.12.021 в связи с поступлением от МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак" извещения исх. N04-2746 от 07.12.2021 в отношении МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак" была проведена выездная проверка, оформленная актом проверки N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021.
В ходе проверки было установлено, что застройщиком является МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак"; разрешение на строительство N 02-03307000-39-2020 от 10.08.2020 сроком до 10.05.2022, выдано Администрацией ГО г. Стерлитамак, внесено изменение от 01.10.2020, положительное заключение ГАУ Управление госэкспертизы РБ N 02-1-1-3-0008-17 от 27.01.2017, проект 09-2014 разработан ООО "ПКФ "Водоканалпроект".
Строительный контроль осуществляется Федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр по сопровождению инвестиционных программ".
Генеральным подрядчиком (лицо осуществляющее строительство) является ООО "Уфимская газовая компания".
Комитетом установлено, что по состоянию на 23.12.2021 строительство Объекта в полном объеме не завершено, не выполнены в полном объеме все работы, предусмотренные проектной документацией, а именно: не завершены отделочные работы (выполнено - 90%), электромонтажные работы (выполнено - 95%), монтаж технологического оборудования (выполнено - 90%), пуско-наладочные работы (выполнено - 20%). Не представлена в полном объеме измененная проектная документация по выполненным в процессе строительства изменениям (представлены изменения но разделам ТХ, АС, ОВ, по разделу ЭС - не представлены) и исполнительная документация.
По результатам проведенной проверки было принято решение о выдаче МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак" предписания N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021, которым было предписано устранить следующие нарушения:
Описание, конкретный вид нарушения |
Ссылки на статьи (пункты, части статей) технических регламентов, нормативных правовых актов, листы (страницы) проектной документации, требования, которых нарушены |
Предписываемые меры по устранению выявленного нарушения |
Срок устранения выявленного нарушения |
В соответствии с проектной документацией не завершены в полном объеме строительно-монтажные работы, в т.ч.: отделочные работы, электромонтажные, монтаж оборудования, пуско-наладочные работы |
Проект 09-2014 |
Завершить работы в соответствии с проектной документацией |
07.02.2022 |
Не представлена в полном объеме: измененная проектная документация по выполненным в процессе строительства изменениям и исполнительная документация. |
СП 68.13330.2017 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" |
Представить требуемую документацию |
07.02.2022 |
Полагая, что предписание N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности условия для признания оспариваемого предписания недействительным.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 (далее - Положение N 616) Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 616 Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (пункт 4.24)
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Обжалуемое предписание выдано должностным лицом Госкомитета в рамках предоставленных ему полномочий.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован в статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ, где предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки в числе иных сведений указываются, в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, согласно нормам статьи 16 и статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, выдача предписаний органом государственного контроля (надзора) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений является мерой, принимаемой в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, и возможна лишь по результатам проведенной проверки. Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (действовавшего период проверки) при выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Основанием выдачи оспариваемого предписания послужили выводы Комитета о не выполнении в полном объеме всех работ, предусмотренных проектной документацией, а именно: не завершены отделочные работы (выполнено - 90%), электромонтажные работы (выполнено - 95%), монтаж технологического оборудования (выполнено - 90%), пуско-наладочные работы (выполнено - 20%), не представлении в полном объеме измененной проектной документации по выполненным в процессе строительства изменениям (представлены изменения по разделам ТХ, АС, ОВ, по разделу ЭС - не представлены) и исполнительной документации.
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
На основании части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Под застройщиком в соответствии с ч. 16 ст. 1 ГрК РФ понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 данного Кодекса.
Как установлено Комитетом в ходе проверки Учреждение является застройщиком, разрешение на строительство N 02-03307000-39-2020 от 10.08.2020 сроком до 10.05.2022, выдано Администрацией ГО г. Стерлитамак, внесено изменение от 01.10.2020, положительное заключение ГАУ Управление госэкспертизы РБ N 02-1-1-3-0008-17 от 27.01.2017, проект 09-2014 разработан ООО "ПКФ "Водоканалпроект".
Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. устанавливается Сводом правил "СП 68.13330.2017 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.0487", утвержденным Приказом Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр (далее - Свод правил).
Согласно п. 3.1 Свода правил, приемка в эксплуатацию: выполнение ряда этапов и процедур документального подтверждения готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, завершением которых является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4.2 Свода правил, о готовности объекта к вводу в эксплуатацию застройщик извещает органы государственного строительного надзора.
При этом организация процесса приемки объекта возлагается на застройщика (п. 4.4 Свода правил).
При приемке объектов проводится оценка выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п. 4.6 Свода правил).
В ходе проверки выявлено, что работы, предусмотренные проектной документацией, в полном объеме не выполнены: не завершены отделочные работы (выполнено - 90%), электромонтажные работы (выполнено - 95%), монтаж технологического оборудования (выполнено - 90%), пуско-наладочные работы (выполнено - 20%).
Доводы о том, что предписанию выдано ненадлежащему лицу, поскольку апеллянт не является лицом, непосредственно осуществляющим капитальный ремонт и реконструкцию (строительство) объекта, который являлся предметом проверки Комитета и не несет ответственность за строительство и реконструкцию, подлежат отклонению, как было верно указано судом первой инстанции, Учреждение как муниципальный заказчик должен осуществлять контроль за соблюдением сроков выполнения, объема и качества работ, что прямо предусмотрено в разделе 4 контракта N 0101300031320000112 от 01.06.2020.
Проведение проверки инициировано самим заявителем. Как уже было указано выше, от МКУ "УЖКХ г. Стерлитамак" в адрес Госкомитета РБ направлено извещение от 07.12.2021 исх. N 04-2746 об окончании строительства Объекта.
В связи с чем, установленные обстоятельства не позволяют суду прийти к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему лицу.
Также в предписании Комитетом указано на устранение нарушения СП 68.13330.2017, выразившееся в не представлении в полном объеме измененной проектной документации по выполненным в процессе строительства изменениям и исполнительной документации.
Согласно п. 4.8 Свода правил, до момента предъявления законченного строительством объекта к приемке все изменения в проектной документации должны быть оформлены в установленном порядке.
После выполнения в полном объеме всех работ, предусмотренных проектной документацией, лицом, осуществляющим строительство, направляется застройщику (техническому заказчику) заявление о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов и проектной документации с приложением, в том числе исполнительной документации, общего и специальных журналов учета выполнения работ, соответствующих по составу и порядку ведения требованиям нормативных документов (п. 4.10 Свода правил).
Для проверки, выполняемой по завершении строительства, реконструкции объекта, органам государственного строительного надзора должны быть представлены следующие документы: исполнительная документация, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (п. 4.18 Свода правил).
Как следует из материалов дела, 02.03.2022 пункт 2 Предписания Учреждением был исполнен, что подтверждается письмом заявителя о направлении адрес Комитета тома 30-2020-2020-АТХ "Системы автоматизации технологических процессов".
Доводы о неисполнимости оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции отклоняет.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Оспариваемое предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений, в предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятную формулировку способа устранения нарушений, содержит срок исполнения. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.
Кроме того, при возникновении трудностей в исполнении заявитель не лишен был возможности обратиться в Комитет за разъяснением порядка (доказательств обращения не представлено) и продлении срока исполнения предписания.
Указывая на обращение к Комитету с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, заявитель доказательств подтверждающих данные обстоятельства в материалы дела не представляет.
Доказательств невозможности исполнения предписания не имеется.
Таким образом, оспоренное предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенного нарушения, является исполнимым.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, на момент вынесения решения по данному делу предписание N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 заявителем исполнено, что последним не оспаривается и доказательств обратного в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы о нарушении Комитетом срока вручения акта проверки апелляционная коллегия отклоняет на основании следующего.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что составленный по результатам проверки акт должен быть вручен руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Невручение акта проверки руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки.
При этом Федеральный закон N 294-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого акт должен быть направлен (вручен) лицу, в отношении которого проводится проверка.
Как следует из материалов дела, акт проверки от 30.12.2021 вручен представителю учреждения по доверенности 11.01.2022, о чем свидетельствует соответствующая подпись представителя, следовательно, нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ Комитетом допущено не было.
Доводы о том, что Комитет должен был принять решение о соответствии либо об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства вместо выдачи предписания были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
На момент выдачи обжалуемого предписания действовало постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (утратило силу с 01.01.2022).
В пункте 19 данного постановления говорится о том, что заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или техническому заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или технического заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения.
То есть выдача заключения о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения на момент выдачи обжалуемого предписания носила заявительный характер.
Между тем, от заявителя в адрес Госкомитета РБ обращение о выдаче заключения о соответствии не направлялось.
Заключение о соответствии выдается органом государственного строительного надзора, если при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации.
Исходя из содержания п. 4.15 Свода правил 68.13330.2017 от 28.01.2018 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" извещение направляется застройщиком или техническим заказчиком только после фактического окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также с применением строительных материалов (изделий).
Как следует из акта проверки N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 фактически строительство (реконструкция) Объекта на момент проведения проверки в полном объеме не было завершено.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами Госкомитетом РБ и было принято решение о выдаче предписания N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021.
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку выданное Комитетом Учреждению предписание N 180-21/ЮО/ГЕВ от 30.12.2021 не противоречит закону и не привело к нарушению прав и законных интересов Учреждения. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2023 по делу N А07-8888/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерного обеспечения" Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8888/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, БЛАГОУСТРОЙСТВА И ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "УФИМСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"