22 мая 2023 г. |
Дело N А83-608/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым - Вынятского Максима Сергеевича по доверенности от 20.12.2023 N 04-29/229;
от Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Космос" - Смирновой Алины Дмитриевны (в режиме веб-конференци) по доверенности от 24.03.2022 б/н,
в отсутствие представителя надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Министерства экономического развития Республики Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Космос" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2023 по делу N А83-608/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Космос" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Космос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым (далее - налоговый орган):
- N 2617-2641 (кроме N 2635) от 15.12.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование и пеней,
- N 40664 от 16.12.2021 в части, касающейся отказа в возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 1101,72 руб.
Также Общество просит признать излишне уплаченными страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на общую сумму 5 593 872,68 руб. и пени по страховым взносам на сумму 941 430,11 руб. и возложить на налоговый орган обязанность возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов и пени в указанных размерах.
В обоснование заявленных требований Общество указало на наличие права на применение пониженных тарифов страховых взносов в качестве участника свободной экономической зоны с 27.01.2016. При этом - во избежание возможных штрафных санкций, Общество в мае 2021 года самостоятельно произвело перерасчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате без учета пониженных тарифов участника СЭЗ, задекларировав свои налоговые обязательства за 1-4 кварталы 2019 года без учета льготы. Вместе с тем, полагает, что имеет право на льготу, поэтому страховые взносы по тарифам без учета льготы уплачены в излишнем размере.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2023 в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить его заявление в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения суд первой инстанции неполно выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал оценки доказательствам согласования перечня работников, занятых в реализации инвестиционного проекта, до даты заключения дополнительного соглашения с уполномоченным органом (Министерство экономического развития Республики Крым) во исполнение нововведений в статье 427 НК РФ. Считает, что имеет право на налоговую льготу в 2019 году, в том числе и в периоде, предшествующем дате заключения дополнительного соглашения от 21.11.2019 с уполномоченным органом.
В представленном отзыве налоговый орган изложил свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что суд верно установил обстоятельства спора. Кроме того, налоговый указал, что Общество самостоятельно представило в мае 2021 года уточненные налоговые декларации по страховым взносам за период с 01.01.2019 по 01.12.2019 по основному коду тарифа, без применения пониженных тарифов, предусмотренных пп.11 п. 1 ст. 427 НК РФ для организаций - участников СЭЗ, поэтому оснований для вывода об излишней уплаты страховых взносов не имеется; оснований для возврата сумм страховых взносов не имеется. Налоговый орган отмечает, что Общество не лишено возможности подать уточненную налоговую декларацию.
В судебное заседание не явились представители привлеченных к участию в деле Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Министерства экономического развития Республики Крым, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2023 в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Общество является стороной договора от 25.01.2016, заключенного с Министерством экономического развития Республики Крым, об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым (далее -Договор СЭЗ) и осуществляет предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне (далее по тексту - СЭЗ) с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Срок действия договора СЭЗ - до 31.12.2039.
Как участник СЭЗ первоначально Общество в 2019 году использовало право на применение пониженных тарифов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - страховые взносы), предусмотренное положениями пункта 1 статьи 427 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2019.
В последующем, 25-27 мая 2021 года, в ответ на требование налогового органа о предоставлении пояснений о правомерности применения пониженных тарифов участником СЭЗ, Общество представило уточненные налоговые декларации за 1-4 кварталы 2019 года, в которых скорректировало суммы страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные фонды (по полному тарифу).
Разница между суммами страховых взносов, исчисленными первоначально (с применением пониженных тарифов участника СЭЗ), и страховыми взносами, указанными в уточненных декларациях с применением основных (базовых) тарифов, составила 5 593 872,68 руб.
Указанную сумму взносов, а также исчисленную самостоятельно сумму пени на общую сумму 941 430,11 руб. Общество уплатило самостоятельно платежными поручениями N 287-293 от 13.05.2021, N 325-330 от 20.05.2021, N 331-333, 338-340 от 21.05.2021 и N 348 от 24.05.2021.
Ссылаясь, что расчет страховых взносов, произведенный Обществом без применения пониженных тарифов участника СЭЗ, является ошибочным, а уплаченные дополнительно страховые взносы за 2019 год в размере 5 593 872,68 руб., а также пени в размере 941 430,11 руб. представляют собой излишне уплаченные суммы, подлежащие возврату плательщику, Общество обратилось в налоговый орган с заявлениями от 06.12.2021 о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней.
Рассмотрев такие заявления, оспариваемыми решениями от 15.12.2021 налоговый орган отказал ООО "Пансионат "Космос" в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав, что переплаты, указанные в заявлениях, не подтверждены налоговым органом.
Одновременно решением N 40664 от 16.12.2021 налоговый орган частично возвратил сумму пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 3425,16 руб. по заявлению N 1 от 06.12.2021 (заявленная сумма к возврату 4526,88 руб.); в возврате части пеней в размере 1101,72 руб. отказал.
Апелляционные жалобы Общества на указанные решения налогового органа Управление ФНС по Республике Крым оставило без удовлетворения, что обусловило для Общества обращение в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов для участника свободной экономической зоны (СЭЗ) в отношении физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, предусмотрено положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
С 01.01.2019 статья 427 НК РФ действует в редакции, предусматривающей, что условием применения льготного тарифа является наличие информации о физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
В соответствии измененной редакцией подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с органами управления свободной экономической зоной по месту нахождения такого плательщика.
Вместе с тем, перечень рабочих мест работников Общества ранее 21.11.2019 уполномоченным органом (Министерство экономического развития Республики Крым) утвержден не был, поэтому Общество исчислило страховые взносы за 2019 год в размере полного тарифа, что обусловило представление им уточненных налоговых деклараций и доплату страховых взносов и сумм пени.
При этом Общество полагает, что имело право на льготу и до утверждения соответствующего перечня уполномоченным органом, чем обосновывает свои требования к налоговому органу.
По результатам рассмотрения дела, Арбитражный суд Республики Крым не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ (в действующей на момент спорных отношений редакции) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда от 28.02.2006 N 11074/05, излишне уплаченной суммой налога, может быть признана определенная денежная сумма, зачисленная на счета соответствующего бюджета в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенный налоговый период, а наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Сами по себе платежные документы, в отрыве от документов, характеризующих налоговую обязанность налогоплательщика перед бюджетом, не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет налогоплательщика сумм налога в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.
Указанное относится и к установлению обязанностей по уплате сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество не доказало сам факт излишней уплаты страховых взносов в истребуемой сумме, поскольку истребуемая к возврату сумма 5 593 872,68 руб. уплачена Обществом во исполнение задекларированной им самостоятельно обязанности на основании уточненных налоговых деклараций, представленных 25, 26, 27 мая 2021 года.
Такие обстоятельства Общество не отрицает. Представитель Общества подтвердила судебной коллегии отсутствие последующих уточнений Обществом своих обязанностей плательщика страховых взносов (исчисление взносов с использованием пониженных тарифов) на текущий момент времени.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 33 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение налоговым органом регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку Общество уплатило страховые взносы в размерах, отраженных в соответствующих налоговых декларациях за соответствующие периоды, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований у налогового органа для реализации регламентированной статьей 78 НК РФ (в применимой редакции) процедуры возврата взносов в административном (внесудебном) порядке.
Соответственно, не имеется условий для удовлетворения требований о признании недействительными решений налогового органа; нарушений прав и законных интересов Общества налоговый орган не допустил.
Требование налогоплательщика о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства может обусловлен:
- либо отказом налогового органа в реализации административной процедуры возврата суммы налога (взноса), которая превышает сумму задекларированной налоговой обязанности (излишняя уплата),
- либо пропуском срока на обращение с требованием к налоговому органу о возврате суммы переплаты в порядке административной процедуры (согласно правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
Применительно к рассматриваемому делу оба условия для удовлетворения имущественного требования Общества о возврате взносов из бюджета также отсутствуют, поскольку, как уже указано, нарушения прав Общества отказом в возврате в административной процедуре решениями от 15.12.2022 по заявлениям Общества о возврате от 06.12.2022 налоговым органом допущено не было; трехлетний срок с момента уплаты сворной суммы взносов платежными поручениями от 13.05.2021-24.05.2021 на момент обращения в Общества в суд пропущен не был.
Таким образом, отказ суда первой инстанции в удовлетворении требования апелляционный суд поддерживает.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает признать преждевременными выводы Арбитражного суда Республики Крым применительно к разрешению вопроса о правомерности использования Обществом пониженных тарифов (льготы).
Рассмотрев спор, Арбитражный суд Республики Крым в обжалуемом решении от 21.02.2023 также дал оценку доводам Общества по вопросу правомерности использования им как участником свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя в 2019 пониженных тарифов страховых взносов применительно к соблюдению условия подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФНК РФ, действующего в новой редакции закона от 25.12.2018.
Между тем, суд не должен был давать оценку указанным обстоятельствам, так как установление таких обстоятельств и фактов не входит в предмет исследования по рассматриваемому спору. Оспариваемыми решениями N 2617 - 2641 (кроме N 2635) от 15.12.2021 и N 40664 от 16.12.2021 налоговый орган отказал в возврате страховых взносов, указав, что "переплата, указанная в заявлении, не подтверждена" (т. 1, л. 174-193). Налоговый орган не давал оценки правомерности использования Обществом льготы. Поэтому следует признать, что в настоящий момент у суда отсутствуют основания признать права и имущественные интересы Общества нарушенными налоговым органом.
При этом ни налоговое, ни гражданское законодательство не предусматривают такой способ защиты прав налогоплательщика как признание судом факта наличия права на льготу в отсутствие соответствующего обращения налогоплательщика к налоговому органу и заявлении права на льготу.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не дает оценку соответствующим выводам, содержащимся в решении Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2023, как и отклоняет соответствующие доводы Общества в апелляционной жалобе как не имеющие правового значения применительно к предмету исследования по рассматриваемому делу.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2023 по делу N А83-608/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Космос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-608/2022
Истец: ООО "ПАНСИОНАТ "КОСМОС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, УФНС По Республике Крым