г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А56-80294/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Гараджаева Э.Ф. по доверенности от 15.05.2023
от заинтересованного лица: Мороз Е.В. по доверенности от 25.10.2022
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9384/2023) ООО "ЛТП" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-80294/2022, принятое
по заявлению ООО "ЛТП"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) СПб ГКУ "ФКСР"; 2) ООО "СИСТЕМ"Компания";
3) ООО "Архитектурная Ассоциация Андрея Литвинова"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лентранспроект" (ОГРН: 1207800067606, адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 5, лит. А, пом. 45-Н, пом. 1, далее - ООО "ЛТП", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 28.07.2022 по делу N 44-2362/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ОГРН: 1027810227686, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, 76, далее - СПб ГКУ "ФКСР", третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "СИСТЕМ"Компания" (ОГРН: 1037739459812, адрес: 125047, Москва, пер. Оружейный, 17 А, далее - ООО "СИСТЕМ"КОМПАНИЯ", третье лицо-2), общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная Ассоциация Андрея Литвинова" (ОГРН: 1089848033549, адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134_136_138, корп. 96, лит. А, пом. 78-Н, далее - ООО "Архитектурная Ассоциация Андрея Литвинова", третье лицо-3).
Решением от 09.02.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛТП" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "ЛТП" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Фонд (Заказчик) объявил проведение открытого конкурса в электронной форме на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru на выполнение работ по проектированию строительства здания общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Новоизмайловское, Варшавская улица, участок 16 (извещение реестровый номер 0372200260022000036). Извещение размещено 24.06.2022.
19.07.2022 опубликован протокол подведения итогов открытого конкурса, в соответствии с которым Общество признано победителем.
22.07.2022 участник конкурсной процедуры ООО "СИСТЕМ"Компания" подало жалобу в Управление на действия комиссии открытого конкурса.
28.07.2022 антимонопольным органом вынесено решение по делу N 44-2362/22, согласно которому жалоба ООО "СИСТЕМ"Компания" признана частично обоснованной (в части признания победителем конкурса ООО "ЛТП"), в действиях конкурсной комиссии установлено нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с решением Санкт-Петербургского УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В силу положений части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс).
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В извещении о проведении закупки установлено, что заявка должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2022 N ИЭОК1 (размещен в ЕИС 19.07.2022 18:51 (МСК)) заявка ООО "СИСТЕМ"Компания" признана не соответствующей требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
На заседании комиссии по проведению процедуры подведения итогов электронного конкурса комиссия приняла решение отстранить участника закупки ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИСТЕМ" КОМПАНИЯ" (ИНН 7710145853, номер заявки 4) от участия в электронном конкурсе на основании части 9 статьи 31 Закона: участник закупки признается не соответствующим требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона, в связи с отсутствием в составе заявки участника документа, предусмотренного подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, - декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона.
Таким образом, анализ первой части заявки ООО "СИСТЕМ"Компания" показал, что в её составе отсутствует информация, отвечающая требованиям пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС пришла к обоснованному выводу, что в данном случае, комиссия Заказчика имела основания для признания заявки ООО "СИСТЕМ" Компания" несоответствующей требованиям извещения, в связи с непредставлением в составе заявки декларации о соответствии участника закупки, отвечающей требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, с чем согласился и суд первой инстанции.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 18.07.2022 N ПРОII1 (размещен в ЕИС 18.07.2022 в 19:13 (МСК)) заявка ООО "ЛТП" признана соответствующей, в том числе, требованиям установленным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанных требований закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно извещению об осуществлении закупки, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур на работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Заявка ООО "ЛТП", победителя конкурса, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, содержала в том числе: Договор N Р5-1060-02-025 21 от 20.01.21+ДСN1 от 11.02.2022; Акт 025 2 от 09.02.2022 к Договору NР5-1060-02-025_21 от 20.01.21; Акт 12 от 12.04.2022 к Договору NР5-1060-02-025_21 от 20.01.21-2; Положительное заключение ГГЭ 01573-22 ГГЭ-30009 15-01.
При этом согласно п. 1.1 предметом указанного договора является разработка раздела проектной документации "Транспортная безопасность".
Также, согласно п. 15 "Состав и цели работ" Приложения N 1 "Задание на проектирование раздела проектной документации "Транспортная безопасность" по объекту: "Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования "Обская-Салехард-Надым" к Договору, установлено:
"15.1 Разработать раздел проектной документации по оснащению на период строительства объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности.
15.2 Разработать раздел проектной документации по оснащению на период эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности...".
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 12 статьи 48 ГрК РФ установлено, что состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка соотношения нормы, установленной пунктом 6 раздела II Постановления N 2571 с документами, представленными Обществом в качестве опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и/или выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) установлены требования к составу разделов проектной документации и к содержанию этих разделов.
В соответствии с п. 9 раздела II. "Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов" Постановления N 87, в редакции, действовавшей до 31.08.2022, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10- 32 настоящего Положения.
Согласно п. 2.5.2 Приложения N 1 к извещению об электронном конкурсе установлено:
"2.5.2. Состав разделов технической документации и содержание должны соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Стадийность проектирования:
1) Проектная документация.
2) Рабочая документация.".
Из представленного Обществом в подтверждение своего опыта работы договора N Р5-1060-020025_21 от 20.01.2021 следует, что ООО "ЛТП" разработало раздел проектной документации по оснащению объекта транспортной инфраструктуры системами обеспечения транспортной безопасности.
Из положений пунктов 10-32 Постановления N 87 следует, что Обществом по указанному договору выполнена разработка нескольких подразделов проектной документации раздела 5, что подтверждается также положительным заключением государственной экспертизы от 07.04.2022 N 89-1-1-3-021076-2022.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит обоснованными выводы УФАС и суда первой инстанции о том, что победителем закупки - ООО "ЛТП", подтвержден опыт выполнения работ по разработке только одного из двенадцати разделов проектной документации, что по смыслу п. 9 раздела II Постановления N 87 не может является опытом выполнения работ по подготовке проектной документации. Следовательно, в составе заявки Победителя отсутствует комплект документов, подтверждающий опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации.
Таким образом, Управление пришло обоснованному выводу, что в данном случае в нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ конкурсной комиссией не была отклонена заявка Общества, которая не соответствует дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2023 года по делу N А56-80294/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лентранспроект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80294/2022
Истец: ООО "ЛЕНТРАНСПРОЕКТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СИСТЕМ КОМПАНИЯ", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции", ООО "АРХИТЕКТУРНАЯ АССОЦИАЦИЯ АНДРЕЯ ЛИТВИНОВА"