г. Ессентуки |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А15-6701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общеобразовательного частного учреждения "Основная школа "Квант" (ИНН 0570008241, ОГРН 1110570002762) - Артеменко Б.В. (по доверенности), в отсутствии представителя заинтересованного лица - Министерства образования и науки Республики Дагестан (ИНН 056205854790, ОГРН 1020502629840), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу у общеобразовательного частного учреждения "Основная школа "Квант" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2023 по делу N А15-6701/2022,
УСТАНОВИЛ:
общеобразовательное частное учреждение "Основная школа "Квант" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству образования и науки Республики Дагестан (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 25.10.2022 в предоставлении субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ начального и основного уровня образования на 2023 год; о восстановлении срока подачи заявки на получение субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ начального и основного уровня образования на 2023 год; обязании принять к рассмотрению заявку на получение субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ начального и основного уровня образования на 2023 год.
Решением суда от 10.03.2023 в иске отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа министерства в предоставлении учреждению субсидии ввиду подачи заявки за пределами срока, установленного пунктом 10 постановления Правительства Республики Дагестан от 10.10.2019 N 247 "Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на финансовое обеспечение затрат по предоставлению дошкольного образования частными дошкольными образовательными организациями, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования частными общеобразовательными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам" (далее - Порядок N 247).
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Апеллянт указал, что в соответствии с пунктом 12 Порядок N 247 учреждение имело право подачи заявки на предоставление субсидий до 15 октября. Заявка не была направлена в установленный срок по уважительной причине, а именно ввиду существенного увеличения количественного состава как педагогического, так и учащегося. Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не установлен предельный срок подачи заявки на предоставление субсидии.
В отзыве на жалобу министерство просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, дал пояснения по обстоятельствам спора.
Министерство, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2023 по делу N А15-6701/2022 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является частным образовательным учреждением, созданной в образовательных целях, и имеет государственную аккредитацию.
14.10.2022 учреждение обратилось в министерство с заявкой на предоставление субсидий на реализацию основных общеобразовательных программ.
Уведомлением от 25.10.2022 N 06-14865/02-ОГ/22 министерство сообщило учреждению о том, что ему отказано в предоставлении субсидии в связи с несоответствием учреждения условиям, предусмотренным пунктом 10 Порядка N 247.
Не согласившись с указанным решением об отказе, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
В целях реализации указанного пункта Закона N 273-ФЗ, постановлением Правительства Республики Дагестан утвержден Порядок N 247.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 247 для получения субсидии частные образовательные организации, индивидуальные предприниматели представляют лично в Министерство или посредством ГАУ РД "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан", а также в форме электронного документооборота подписанные электронной подписью заявку о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, а также документы, указанные в настоящем пункте.
Прием заявлений и документов от частных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляется до 1 октября текущего финансового года. Министерство регистрирует заявления с приложением необходимых документов в порядке их поступления в пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью Министерства журнале регистрации в день поступления и делает отметку о регистрации заявления и принятии документов с указанием даты и ответственного лица, принявшего заявление (пункт 10 Порядка N 247).
Согласно пункту 14 Порядка N 247 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие частных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей условиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего Порядка; непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка; несоответствие представленных документов требованиям, определенным пунктом 9 настоящего Порядка; представление заявления и документов в нарушение срока, установленного пунктом 10 настоящего Порядка; недостоверность представленной частными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями информации; использование бюджетных ассигнований, запланированных на текущий финансовый год в полном объеме.
Судом установлено, что заявка на получение субсидии из республиканского бюджета с пакетом необходимых документов учреждением подано в министерство 14.10.2022, что им не оспаривается.
Тогда как пунктом 10 Порядка N 247 императивно установлено, что подача заявления осуществляется до 1 октября текущего финансового года. Следовательно, вывод суда первой инстанции о пропуске срока на подачу соответствующего заявления пропущен - правомерен.
Довод апеллянта о том, что до 15 октября имелась возможность для подачи заявления на предоставление субсидий, отклоняется, поскольку противоречит пункту 10 Порядка N 247.
Довод апеллянта о том, что заявка не была направлена в установленный срок по уважительной причине, а именно ввиду существенного увеличения количественного состава как педагогического, так и учащегося, также не является основанием для предоставления субсидий на осуществление образовательной деятельности. Порядок N 247 не предусматривает подачу заявления за рамки установленного срока, то есть после 1 октября.
При этом, восстановление указанного срока в административном или в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что специалистом министерства, ответственным за рассмотрение заявок, были предприняты меры по уведомлению истца о необходимости в установленный законом срок направить заявку для предоставления субсидий, что подтверждается скриншотами сообщений.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2023 по делу N А15-6701/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6701/2022
Истец: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ "ОСНОВНАЯ ШКОЛА "КВАНТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Артеменко Борис Витальевич, Логвинова Елена Сергеевна