г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А40-229230/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-229230/22 по иску Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
к ООО "Промресурс" о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Дьяконов В.С. по доверенности от 01.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 325 723 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Истец в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
В обоснование исковых требований ситец указывает, что Территориальным органом Росприроднадзора на территории Ульяновской области, является Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее - Межрегиональное управление), в соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.01.2022 N 30 (далее - Положение об Управлении).
На основании пункта 4.9 Положения об Управлении, для осуществления своих полномочий, Межрегиональное управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Истец указывает, что в ходе проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год Межрегиональным управлением установлено, что у ООО "Промресурс" отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о воздействии на окружающую среду в период с 12.11.2019 по 13.12.2021. Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) ООО "Промресурс" истёк 11.11.2019. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларация о воздействии на окружающую среду в период с 01.01.2019 по 13.12.2021 отсутствовали.
В связи с отсутствием у ООО "Промресурс" с 01.01.2021 по 13.12.2021 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о воздействии на окружающую среду, исчисление произведено с применением дополнительных коэффициентов: 25, 100 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду (требования пункта 5 статьи 16.3 Закона N 7- ФЗ.
В связи с выявленными нарушениями истцом произведено начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 1 263 816 рублей 04 коп, в том числе 75 520 руб. 11 коп - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; 1 188 295 руб. 93 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления.
ООО "Промресурс" перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду: за размещение отходов производства и потребления за 2021 год в размере 50084 руб. 38 коп.; за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2021 год в размере 774 руб. 54 коп.
Как указывает истец, таким образом, за ООО "Промресурс" числится задолженность за 2021 год в размере 1 263 740 руб. 43 коп., в том числе: 74 745 руб. 57 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и 3 129 руб. 35 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 05.08.2022, 1 138 231 руб. 55 коп. -плата за размещение отходов производства и потребления и 47 653 руб. 56 коп. -пени за период с 02.03.2022 по 05.08.2022.
Отсутствие добровольного внесения данной платы и пеней послужило основанием обращения Межрегионального управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ определено: плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее -лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Законом N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьей 16.3 указанного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пункту 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ информация о платежной базе представляется за отчётный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку истец в нарушение п.40 Правил отменил платежную базу, кроме того, акт составлен истцом с пропуском двадцатидневного срока, в нарушение п. 44 Правил. Также суд учел, что в данном случае отсутствует вина ответчика в ненадлежащем утверждении декларации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", которое, в свою очередь, вынесено в соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п.41 Правил, В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с п.44 Правил при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Истец подтверждает факт получения возражений от ООО "Промресурс" 30.06.2022, однако в нарушение требований Правил Истец не отразил в акте возражения, представленные ООО "Промресурс", не дал им надлежащую оценку.
Кроме того, в соответствии с п.44 Правил Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
Таким образом, 28.07.2022 истек 20-невный срок на составления акта. Акт проведения контроля за исчислением платы был составлен только 05.08.2022, то есть с нарушением сроков.
Суд правомерно сделал вывод о том, что истец в нарушение п.40 Правил отменил платежную базу.
Пунктом 40 Правил N 255 определено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Таким образом, Правилами и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено право администратора платы на отклонение декларации.
Истец направил в адрес Ответчика уведомление исх.N 01-26/4514 от 31.05.2022 (полученное 15.06.2022), о предоставлении уточненной декларации. Истец уведомил об отклонении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация НВОС) за 2021 года и потребовал предоставить уточненную Декларацию НВОС за 2021 год.
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
В соответствии с п. 5 ст. 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, отклонив Декларацию за 2021 год, Истец отменил и платежную базу.
Однако, в акте N 03/2022 от 05.08.2022 года проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, Истец делает ссылку на Декларацию за 2021 год, используя её в качестве платежной базы. Расчет своих требований Истец производит на основе данных из отмененной Декларации, добавляя только повышенные коэффициенты.
Таким образом, довод представителя истца о том, что расчет Межрегионального управления является верным не подтверждается материалами дела и основан на неверном толковании закона об охране окружающей среды.
Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" был предусмотрен переходный период, в котором допускается выдача или переоформление разрешений и документов, установлен только для объектов НВОС I категории.
ООО "Промресурс" имеет объект НВОС II категории. Таким образом, у ООО "Промресуре" отсутствовала возможность получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 (ред. от 23.06.2020) "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" к Декларации о воздействии на окружающую среду прилагается расчет нормативов допустимых выбросов. Кроме того, Раздел IV Декларации заполняется на основании расчета нормативов допустимых выбросов.
В соответствии с п.5 Положений "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Данные методы были утверждены Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61944). Вступили в силу через 6 месяцев, то есть 01.07.2021.
На основании вышеизложенного, у ООО "Промресурс" отсутствовала возможность своевременно приступить к разработке декларации о воздействии на окружающую среду.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-229230/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229230/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: ООО "ПРОМРЕСУРС"