г. Тула |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А54-3141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зеленая Роща" (г. Рязань, ОГРН 1126234000705, ИНН 6234099437) - Капшукова И.В. (доверенность от 01.11.2022), Кирилина М.П. (доверенность от 20.05.2022), от заинтересованного лица - Правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428) - Кузнецова И.К. (доверенность от 26.12.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209007745, ИНН 6234005020), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1186234004956, ИНН 6234176681), Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1146200000099, ИНН 6229990334), Администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленая Роща" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2023 по делу N А54-3141/2022 (судья Шишков Ю.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленая Роща" (далее - ООО "Зеленая Роща", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточнения) к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области, Министерство) и Правительству Рязанской области о признании незаконными действий Министерства об отказе переносить сроки капитального ремонта фасада дома N 38 по ул. 2-я Железнодорожная в г. Рязани на более ранний период - 2022 год и обязании Правительства Рязанской области и Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области перенести сроки капитального ремонта фасада указанного дома на более ранний период - 2023 (ближайший) год.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее - Госжилинспекция Рязанской области), Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, Администрации города Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Зеленая Роща" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что недостаточность набранных спорным домом баллов, учитывая наличие угрозы жизни и здоровью собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома и неопределенного круга лиц, не может являться основанием для отказа в переносе срока проведения капитального ремонта вышеназванного жилого дома на более ранний период.
Министерство возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Правительства Рязанской области в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Министерство и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Зеленая Роща" на основании договора от 06.09.2017 N 42 является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. 2-ая Железнодорожная, д. 38 (т. 1 л.д. 11-13).
ООО "Центр ИСК и М" составлен отчет о техническом состоянии фасада спорного дома (т. 1 л.д. 14-32). Согласно указанному отчету общее состояние конструкций фасада оценивается как аварийное; дальнейшее нахождение конструкций в существующем состоянии приведет к развитию повреждений; на участках с первого по четвертый этажи фасада имеется угроза обрушения слоя облицовки; существует угроза жизни и здоровью граждан; для устранения выявленных дефектов требуется проведение капитального ремонта; участок с отслоением слоя облицовки на пилястрах необходимо демонтировать с последующим оштукатуриванием и фиксацией металлическим каркасом уцелевших элементов; для укрепления участков фасада большей площади необходимо предусмотреть устройство металлических обойм на анкерах с последующим оштукатуриванием по сетке.
Госжилинспекцией Рязанской области 25.05.2019 составлен акт проверки N 1208, в котором зафиксированы повреждения фасада дома и сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта фасада жилого дома (т. 1 л.д. 33-34).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области с заявлением от 26.07.2021 N 2560 о переносе срока проведения капитального ремонта фасада названного дома с периода 2035-2038 годы на 2022 год (т. 1 л.д. 62).
Письмом от 17.08.2021 N ДУ/8-3478 Министерство указало на невозможность переноса срока проведения капитального ремонта на более ранний период в связи с отсутствием необходимого количества баллов, установленных постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 23 (т. 1 л.д. 9-10).
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, среди прочего, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно пункту 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Требования к содержанию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрены в пункте 2 статьи 168 ЖК РФ.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (пункт 3 статьи 168 ЖК РФ).
Пунктом 6 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (пункт 8 статьи 168 ЖК РФ).
Отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, регулируются Законом Рязанской области от 18.11.2013 N 70-ОЗ.
Согласно статье 4 Закона N 70-ОЗ к полномочиям Правительства Рязанской области в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах среди прочего относятся: утверждение региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном данным Законом; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта; установление в соответствии с частью 3 статьи 189 ЖК РФ порядка представления предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта; установление порядка применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в рамках региональной программы капитального ремонта.
Статьей 5 Закона N 70-ОЗ установлено, что к полномочиям центрального исполнительного органа государственной власти Рязанской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся: подготовка (формирование) региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном данным Законом; утверждение перечня сведений об общем имуществе в многоквартирных домах, необходимых для подготовки (формирования) региональной программы капитального ремонта, и формы их предоставления.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 02.07.2008 N 122 соответствующим уполномоченным органом является Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области.
Согласно статье 19 Закона N 70-ОЗ региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных статьей 7 данного Закона, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой постановлением Правительства Рязанской области, равный трем календарным годам, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
Пунктом 6 статьи 19 указанного Закона установлено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
В силу статьи 21 Закона N 70-ОЗ установлено, что очередность проведения капитального ремонта в региональной программе капитального ремонта определяется по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту, за исключением услуг и (или) работ, предусмотренных пунктами 8 - 10 статьи 7 данного Закона.
Согласно пункту 2 указанной статьи очередность проведения каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту определяется с учетом требований части 3 статьи 168 ЖК РФ исходя из следующих критериев:
1) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома (год ввода в эксплуатацию или год последнего капитального ремонта по соответствующему виду услуг и (или) работ);
2) процент износа многоквартирного дома;
3) наличие технического плана (паспорта) многоквартирного дома;
4) наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, подтвержденное актом соответствующего органа государственной власти (государственного органа);
5) процент уплаты взносов на капитальный ремонт по состоянию на первое число квартала, предшествующего кварталу начала актуализации региональной программы капитального ремонта;
6) наличие утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения поселения, городского округа, определяющей условия организации индивидуального поквартирного теплоснабжения многоквартирного дома.
Порядок применения критериев, указанных в части 2 названной статьи, при определении в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается Правительством Рязанской области (пункт 3 статьи 21 Закона N 70-ОЗ).
Постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 23 установлен Порядок применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок N 23).
Согласно пункту 3 Порядка N 23 при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах используется балльная система. Каждому критерию соответствует определенное количество баллов в соответствии с таблицами NN 1, 2, 3.
Из письма ООО "Единый информационный стандарт", оказывающего услуги по сопровождению информационной системой управления программой проведения капитального ремонта, от 20.01.2023 N 006/01 (т. 1 л.д. 144) в информационной системе управления программой проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области, заложены следующие диапазоны баллов определения планового периода проведения ремонта: 2020-2022 годы - 1 772 000 - 1 682 000 баллов; 2023-2025 годы - 1 682 000 - 1 162 000 баллов.
Из письма ООО "Единый информационный стандарт" от 16.06.2022 N 048/06 (т. 1 л.д. 65) следует, что в соответствии с формулой расчета, общая сумма баллов спорного дома в информационной системе составляет 66 600 баллов.
Обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ возражений относительно размера баллов и порядка их расчета не представлено.
В обоснование необходимости переноса сроков капитального ремонта общество указывает на наличие угрозы жизни и здоровью собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома и неопределенного круга лиц.
Относительно этого довода апелляционная коллегия считает необходимым указать на следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона N 70-ОЗ установлено шесть критериев очередности проведения работ. Одним из данных критериев является наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, подтвержденное актом соответствующего органа государственной власти (государственного органа) (пункт 4).
В отношении фасада спорного многоквартирного дома уполномоченным органом государственной власти - Госжилинспекцией Рязанской области составлен акт от 28.05.2019 N 1208 (т. 1 л.д. 64), подтверждающий наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Порядок применения критериев, указанных в части 2 статьи 21 Закона N 70-ОЗ, при определении в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается Правительством Рязанской области (пункт 3 названной статьи).
В пункте 4 таблицы N 1 приложения к Порядку предусмотрены баллы в количестве 3500 по критерию наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Как отмечалось выше, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (пункт 6 статьи 6 Закона N 70-ОЗ).
Механизм проведения актуализации и распределение обязанностей между участниками данной процедуры установлены в постановлении Правительства Рязанской области от 22.01.2014 N 4 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Рязанской области".
Алгоритм актуализации программы сводится к следующим этапам: Министерство принимает решение о начале актуализации; органы местного самоуправления вносят сведения необходимые для актуализации в информационную систему управления программой проведения капитального ремонта многоквартирных домов; Министерство сводит сведения.
Результатом актуализации является принятие Правительством Рязанской области постановления о внесении изменений в программу.
Как следует из письма администрации города Рязани от 16.06.2022 N 04/1-15-4539-Исх (т. 1 л.д. 63), информация о наличии угрозы жизни и здоровью граждан внесена в информационную систему в 2019 году на основании акта Госжилинспекции Рязанской области от 28.05.2019 N 1208.
Таким образом, участники процедуры актуализации программы капитального ремонта выполнили свои обязанности по включению в информационную систему необходимых сведений в отношении фасада спорного многоквартирного дома.
Согласно письму ООО "Единый информационный стандарт" от 16.06.2022 N 048/06 общая сумма баллов спорного дома (66 600 баллов) включает в себя, в том числе 3500 баллов - наличие угрозы жизни и здоровью.
То есть баллы по критерию угроза жизни и здоровью, которым мотивированы требования заявителя, в программе капитального ремонта при определении очередности ремонта фасада спорного многоквартирного дома учтены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву согласился с выводом Министерства о невозможности переноса срока проведения капитального ремонта фасада спорного дома на более ранний период в связи с отсутствием необходимого количества баллов, установленных постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 23.
Кроме того, как верно отметил суд, статья 185 ЖК РФ устанавливает требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
При этом объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
В любом случае, необходимым для принятия решения о переносе сроков капитального ремонта является наличие соответствующей финансовой возможности. Принятие же решения в отсутствие такой возможности нарушает права жителей таких МКД, капитальный ремонт которых на основании объективных критериев формирования региональной программы и ее ежегодной актуализации признан наиболее приоритетным, чем спорного МКД.
Общество не представило в материалы дела доказательств проведения общего собрания собственников помещений спорного МКД по вопросу определения способа устранения выявленных дефектов фасада дома и определения источника финансирования.
Между тем, в силу статьи 162 ЖК РФ общество обязано выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в том числе и фасада, с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью гражданам.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 06.03.2023 N 223.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2023 по делу N А54-3141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Зеленая Роща" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.03.2023 N 223.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3141/2022
Истец: ООО "ЗЕЛЕНАЯ РОЩА"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
Третье лицо: администрация города Рязани, Государственная жилищная инспекция Рязанской области, Правительство Рязанской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области