г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А41-88716/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2023 по делу N А41-88716/22, принятое судьей Бекетовой Е.А., по иску ООО "Инвестспецторг" (ИНН 5047250630, ОГРН 1215000042069) к Администрации городского округа Химки Московской области (ИНН 5047009801, ОГРН 1025006177525) третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН 7707018904, ОГРН 1027700546510) о признании незаконным решения от 05.10.2022 N Р001-9186525532-63440622, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестспецторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Инвестспецторг") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения N Р001-9186525532-63440622 от 05.10.2022 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.05.2023 по делу N А41-88716/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
10.05.2023 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель Администрации городского округа Химки Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Инвестспецторг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестспецторг" приобрело у ООО "Лифтэксп+" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.05.2021 административное здание, общей площадью 93,4 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, кв-л Кирилловка, РФ, пересечение Ленинградского и Международного шоссе, кадастровый номер 50:10:0021002:904.
Право собственности на административное здание зарегистрировано 25.05.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0021002:575 площадью 17 264 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "рынки", по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, квартал Кирилловка, пересечение Ленинградского и Международного шоссе, принадлежит Администрации г.о. Химки.
По результатам аукциона вышеуказанный земельный участок был предоставлен в аренду ООО "Лифтэксп+" на основании договора аренды земельного участка от 22.10.2020 N 654, который в настоящее время расторгнут на основании соглашения о расторжении от 04.10.2021 N 432.
13.09.2022 заявитель обратился через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области с заявлением в Администрацию г.о. Химки о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Обществом к заявлению о предоставлении государственной услуги были приложены, в том числе: договор купли-продажи здания от 13.05.2021, выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности на здание, и фотографии самого здания.
Решением Администрации г.о. Химки от 05.10.2022 N Р001-9186525532-63440622 заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В качестве основания для отказа указано:
- наличие гражданского дела в Арбитражном суде Московской области N А41-56254/22 по иску Администрации г.о. Химки к ООО "Инвестспецторг" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на здание с кадастровым номером 50:10:0021002:904, расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, кв-л Кирилловка, пересечение Ленинградского и Международного шоссе;
- отсутствие информации о выданном разрешении на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
- не представлены основания регистрации прав на земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Принимая во внимание, что право собственности заявителя на административное здание отсутствующим не признано, а также отсутствуют судебные разбирательства, связанные с признанием объекта самовольной постройкой, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, такая совокупность условий для признания ненормативного акта недействительным апелляционным судом не установлена.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 310-ЭС17-20379, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью; бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 13) разъяснено следующее: при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 309-ЭС21-19402 по делу N А76-45791/2019, от 09.03.2022 N 308-ЭС22-385 по делу N А32-5992/2020 площадь подлежащего предоставлению в аренду без проведения торгов земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка под объектами недвижимого имущества, площадь которого многократно превышает площадь объекта недвижимого имущества, нарушает требования статьи 39.20 ЗК РФ, согласно которым, лицо имеет право на использование только земельного участка занятого объектами недвижимости и необходимого для его использования.
При рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Согласно сведениям из ЕГРН ООО "Инвестспецторг" на праве собственности принадлежит нежилое здание с КН 50:10:0021002:904 площадью 93,4 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Подрезково, квартал Кирилловка.
Указанное здание находится на земельном участке с КН 50:10:0021002:575, площадью 17 264 кв.м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "рынки", находящемся в неразграниченной государственной собственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что площадь земельного участка с КН 50:10:0021002:575 превышает площадь здания с КН 50:10:0021002:904 более чем в 180 раз.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать без проведения торгов.
Между тем, истцом в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие соразмерность площади и границы земельного участка, занятого зданием с кадастровым номером КН 50:10:0021002:904 и необходимости для использования такого здания площадью земельного участка с КН 50:10:0021002:575.
Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы истцом не заявлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у заявителя права на приобретение в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме. Решение подлежит отмене, в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции отказывает.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2023 по делу N А41-88716/22 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88716/2022
Истец: ООО "ИНВЕСТСПЕЦТОРГ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ