г. Красноярск |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А74-592/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" марта 2023 года по делу N А74-592/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579, далее - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН 1908000818, ОГРН 1031900880296, далее - ответчик, управление) о взыскании 9022 рублей 91 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2 квартал 2022 года, 597 рублей 02 копейки пени, начисленные по состоянию на 14.08.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 марта 2023 года заявление фонда удовлетворено частично, с управления в доход соответствующего бюджета взыскано 9022 рубля 91 копейка составляющих сумму недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2 квартал 2022 года. В удовлетворении остальной части требований.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что действие моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", на ответчика не распространяется.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, своих представителей в судебное заседание не направили, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Страхователем представлен в фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2 квартал 2022 года.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов фондом социального страхования начислены пени в размере 597 рублей 02 копеек за период с 01.05.2022 по 14.08.2022 и выставлено требование об уплате недоимки и пеней от 19.08.2022 N 190022100675902, направленное страхователю посредством почтовой связи 28.08.2022 (список почтовых отправлений N 73).
Поскольку в добровольном порядке в установленный в требовании срок недоимка и начисленные на нее пени страхователем уплачены не были, фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия моратория неустойка в виде пени за период с 01.05.2022 по 14.08.2022 начислению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, учитывая следующее.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство об обязательном пенсионном и социальном страховании (далее - Закон N 237-ФЗ). За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2023, уточненные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке и по форме, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 15 Закона N 237-ФЗ)
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ страховым взносом является обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который страхователь обязан внести страховщику, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ). На основании пункта 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
На основании пункта 2 статьи 26.9 Федерального закона N 125-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется страхователю территориальным органом страховщика в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки территориальный орган страховщика составляет документ о выявлении недоимки у страхователя по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Размер, подлежащей взысканию недоимки по страховым взносам, подтверждается представленным страхователем расчетом по Форме 4-ФСС.
Согласно статье 26.11 Федерального закона N 125-ФЗ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В отношении управления выявлен факт несвоевременной уплаты страховых взносов, в связи с чем управлению начислена недоимка в размере 9022 рублей 91 копейки, фондом в адрес управления выставлено соответствующее требование. Управлением в материалы настоящего дела не представлены документы, подтверждающие факт уплаты указанных выше сумм недоимки. Таким образом, требования фонда в размере 9022 рублей 91 копейки, составляющих сумму недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2 квартал 2022 года подлежит удовлетворению, что сторонами не оспаривается.
Применительно к требованию в части пени суд первой инстанции установил, что в период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 пени начислению не подлежит.
Так, статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) финансовые санкции, в том числе пени за просрочку уплаты страховых взносов (статья 75 НК РФ), не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех лиц (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория, действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, не применяются (абзац третий пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве).
Сведения об отказе управления от применения в отношении него моратория в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствуют.
Таким образом, в период действия указанного моратория неустойка в виде пени за период с 01.05.2022 по 14.08.2022 начислению не подлежит.
Таким образом, требования фонда подлежат удовлетворению частично в размере 9022 рублей 91 копейки. В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Возражая против законности решения суда первой инстанции, заявитель настаивает на том, что действие моратория на ответчика не распространяется.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку соответствующее ограничение на начисление пени, применительно к статьям 9.1, 63 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44), распространяется на ответчика, учитывая, что мораторные правила заключаются не только в предоставлении отсрочки на возбуждение дела о банкротстве, но и направлены на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях кризиса. Иной подход нарушает принцип юридического равенства между активно участвующими в гражданском обороте муниципальными, государственными учреждениями и прочими участниками экономических отношений, которые окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период моратория.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и (или) законность судебного акта либо опровергали обжалуемые выводы суда первой инстанции. В связи с чем, доводы заявителя признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "16" марта 2023 года по делу N А74-592/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-592/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: Управление образования Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия