г. Челябинск |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А07-22577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2023 года по делу N А07-22577/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан - Асадуллина З.Р. (паспорт, доверенность от 16.09.2022, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фахрисламова Д.Р. (паспорт, доверенность от 10.01.2023); Зотова Д.С. (паспорт, доверенность от 10.01.2023, диплом).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заявитель, Минтранс РБ, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также - антимонопольный орган, УФАС по РБ, Управления ФАС по Республике Башкортостан, Управление) от 24.06.2022 по делу N 002/01/15-1723/2021 о признании в действиях Министерства нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Федеральный закон N135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр организации перевозок" (далее также - третье лицо, ГКУ ЦОП, Центр организации перевозок, Учреждение).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.02.2023 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2023) заявленные требования удовлетворены, решение и предписание УФАС по РБ от 24.06.2022 по делу N 002/01/15-1723/2021 признаны недействительными.
Антимонопольный орган (далее также - податель жалобы) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в силу Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 N 77-з и постановления Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2020 N 758 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом является Министерство, в силу чего осуществляет выдачу и переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также карт соответствующих маршрутов.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что Министерство не является субъектом вменяемого антимонопольным органом нарушения, ограничившись лишь фактом передачи Центру организации перевозок полномочий по осуществлению функций государственного заказчика при проведении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Республики Башкортостан, не учел обстоятельств выдачи карт маршрута регулярных перевозок непосредственно Министерством, предоставления возможности продолжения осуществления перевозок в отсутствие разрешительной документации, непринятия мер по изменению вида регулируемых перевозок (на нерегулируемый тариф).
Комиссия антимонопольного органа при вынесении оспариваемого решения приняла во внимание, что Министерство не предприняло иных мер, в том числе по рассмотрению возможности изменения вида регулярных перевозок, не требующих соответствующего бюджетного финансирования, а ограничилось лишь фактом невозможности проведения процедуры ввиду отсутствия денежных средств, при этом поручая единственному хозяйствующему субъекту в лице ГУП "Башавтотранс" в отсутствие разрешительной документации продолжать осуществление регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, не переводя данный вид перевозок с регулируемого на нерегулируемый тариф, давая возможность получить в последующем соответствующую субсидию по возмещению недополученных доходов.
Полагает, что действия Министерства свидетельствуют о наличии определенной заинтересованности в оставлении за ГУП "Башавтотранс" рассматриваемых в данном случае ряда межмуниципальных маршрутов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство отклоняет доводы антимонопольного органа, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения и рассмотреть ее в отсутствие его представителя.
В судебном заседании, проведенном посредством веб-конференции, представители антимонопольного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением ФАС по Республике Башкортостан рассмотрены действия Министерства, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем выдано предупреждение от 13.09.2021 N 002/01/15-1706/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Основанием для вынесения вышеназванного предупреждения послужил вывод антимонопольного органа о наличии признаков нарушения Министерством антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в необеспечении выполнения возложенных на него полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством, в том числе, Законом об организации регулярных перевозок, путем исполнения государственных контрактов с истекшими сроками карт маршрутов, что могло привести к созданию ГУП "Башавтотранс" преимущественных условий предпринимательской деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам.
Управлением установлен 40-дневный срок исполнения указанного предупреждения путем прекращения указанных действий проведением конкурентных процедур на право получения карт маршрутов регулярных перевозок N 127к "г.Уфа, ООТ Хрусталь - с.Алкино-2", N 128 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Карашиды", N 139 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Тикеево", N 105 "г.Уфа (Колхозный рынок) - с.Верхний Изяк", N 132 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Федоровка" (далее также - спорные маршруты).
На указанное предупреждение Минтранс РБ направило ответ от 25.10.2021 N 08-12/648 о том, что в отношении маршрутов регулярных перевозок, которые обслуживаются по регулируемым тарифам, заказчиком перевозок должны быть заключены государственные/муниципальные контракты в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N44-ФЗ). Финансирование для проведения торгов по межмуниципальным маршрутам предусматривается в бюджете субъекта Российской Федерации. Минтранс РБ проинформировало антимонопольный орган о невозможности исполнения предупреждения в 40-дневный срок без соответствующего финансирования.
В связи с неисполнением предупреждения от 13.09.2021 N 002/01/15-1706/2021, Управлением на основании приказа от 09.12.2021 N 296 возбуждено дело N 002/01/15- 1723/2021.
Решением от 24.06.2022 по делу N N002/01/15-1723/2021 в действиях Минтранса РБ установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ.
Управлением также выдано предписание от 24.06.2022 N 002/01/15-1723/2021, согласно которому Минтрансу РБ предписано устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
С целью исполнения предписания Минтрансу РБ необходимо провести конкурентные процедуры на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 127к "г.Уфа, ООТ Хрусталь - с.Алкино-2", N 128 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Карашиды", N 139 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Тикеево", N 105 "г.Уфа (Колхозный рынок) - с.Верхний Изяк", N 132 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Федоровка" с учетом положений Федерального закона N 220-ФЗ, Федерального закона N 135-ФЗ.
Установлен срок для исполнения предписания в течение 60 дней с момента получения предписания.
Минтранс РБ с решением и предписанием Управления не согласилось и обжаловало их в судебном порядке. В обоснование заявленных требований заявитель указывало, что Правительством Республики Башкортостан не доведены лимиты бюджетных обязательств для организации торгов и заключения контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона N 220-ФЗ. При этом Минтрансом РБ предпринимались меры по получению лимитов денежных средств их бюджета Республики Башкортостан для организации торгов и заключения контрактов.
Удовлетворяя в полном объеме заявленные Министерством требования, суд первой инстанции исходил из того, что субъектом ответственности в данном случае является непосредственный организатор торгов - ГКУ ЦОП, в связи с чем, в действиях (бездействии) Минтранса РБ отсутствует нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.
Статья 15 Федерального закона N 135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридически лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N220-ФЗ), Законом Республики Башкортостан от 17.12.2008 N77-з "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан" (далее - Закон РБ N77-з).
Статьей 3 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (далее - регулируемые маршруты).
Сведения о виде регулярных перевозок подлежат включению в Реестр маршрутов регулярных перевозок, который ведется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления (статьи 24 и 25 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, считается установленным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо иным государственным заказчиком государственного контракта, в порядке установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Закона об организации регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Порядок установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Республике Башкортостан утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2016 N 572 "О порядке установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан" (далее - Постановление N572).
Согласно пункту 2.2 Постановления N 572 инициаторами установления и изменения маршрутов могут выступать исполнительные органы государственной власти Республики Башкортостан, в том числе Минтранс РБ, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества и физические лица.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок, выданная юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или одному из участников договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.
По результатам подведения открытого конкурса в электронной форме N 0801500000719000011 17.01.2020 между ГКУ ЦОП и ГУП "Башавтотранс" заключен государственный контракт N 2-20/2 (N 2027493945920000003) на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Предметом настоящего контракта явилось оказание ГУП "Башавтотранс" услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:
- с регистрационным номером N 75, с порядковым N 128 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Карашиды;
- с регистрационным номером N 69, с порядковым номером N 127к "г.Уфа, ООТ Хрусталь - с.Алкино-2" (п. 1.1. контракта).
Срок выполнения работ - не позднее 10 календарных дней с момента подписания контракта до 31.12.2020.
В рамках исполнения контракта выданы карты маршрута регулярных перевозок, срок действия которых установлен в период с 17.01.2020 по 31.12.2020:
- для маршрута N 127к "г.Уфа, ООТ Хрусталь - с.Алкино-2" серия 01 КМ N 003718
- для маршрута N 128 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Карашиды" серия 01 КМ N 003726, серия 01 КМ N 003725, серия 01 КМ N 003724, серия 01 КМ N 003723, серия 01 КМ N 003722, серия 01 КМ N 003721, серия 01 КМ N 003720, серия 01 КМ N 003719.
19.04.2021 к государственному контракту N 2-20/2 от 17.01.2020 заключено дополнительное соглашение.
Также по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0801500000719000013 17.01.2020 между ГКУ РБ ЦОП и ГУП "Башавтотранс" заключен государственный контракт N 2-20/4 (N 2027493945920000004) на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Предметом контракта явилось оказание ГУП "Башавтотранс" услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:
- с регистрационным номером N 76, с порядковым N 139 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Тикеево";
- с регистрационным номером N 66, с порядковым N 105 "г.Уфа (Колхозный рынок) - с.Верхний Изяк";
- с регистрационным номером N 74, с порядковым N 132 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Федоровка" (п. 1.1 контракта).
Срок выполнения работ - не позднее 10 календарных дней с момента подписания контракта до 31.12.2020.
В рамках исполнения контракта выданы карты маршрута регулярных перевозок, срок действия которых установлен в период с 17.01.2020 по 31.12.2020:
- для маршрута N 139 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Тикеево" серия 01 КМ N 003737, серия 01 КМ N 003738;
- для маршрута N 105 "г.Уфа (Колхозный рынок) - с.Верхний Изяк" серия 01 КМ N 003740, серия 01 КМ N 003741;
- для маршрута N 132 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Федоровка" серия 01 КМ N 003739.
19.04.2021 к государственному контракту от 17.01.2020 N 2-20/4 заключено дополнительное соглашение.
На основании указанных обстоятельств, антимонопольный орган пришел к выводу, что обязательства по контракту сторонами продолжили исполнение, то есть осуществление регулярных пассажирских перевозок производилось по картам маршрута с истекшими 31.12.2020 сроками действия.
Из материалов антимонопольного дела следует, что 20.01.2022 N 01-05/10 "О внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Республики Башкортостан" продлены сроки действия карт межмуниципальных маршрутов на 180 дней, в том числе маршруты регулярных перевозок N 127к "г.Уфа, ООТ Хрусталь-с.Алкино-2", N 128 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Карашилы", N 139 "г.Уфа, Северный автовокзал - с. Тикеево", N 105 "г.Уфа (Колхозный рынок) - с.Верхний Изяк", N 132 "г.Уфа, Северный автовокзал - с.Федоровка".
Внесены изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан в сведениях о маршрутах изложены разделы "Максимальное количество транспортных средств", "Класс транспортного средства", "дата начала перевозок", "наименование, место нахождения юридического лица, осуществляемого перевозки по маршрутам".
Из представленной ГУП "Башавтотранс" информации следует, что Министерством ГУП "Башавтотранс" выданы карты маршрута регулярных перевозок сроком действия с 21.01.2022 по 20.07.2022.
Антимонопольный орган вышеуказанные действия (бездействие) Министерства, выразившиеся в необеспечении выполнения возложенных на него полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством, в том числе Федеральным законом N 220-ФЗ, путем исполнения государственных контрактов с истекшими сроками действия карт маршрутов, что привело или могло привести к созданию ГУП "Башавтотранс" преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности, квалифицировал в качестве нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Данный вывод антимонопольного органа следует из того, что полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам являются компетенцией уполномоченного органа исполнительной власти в лице Министерства.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод Управления ФАС по Республике Башкортостан правильным, основанным на законодательстве и установленных обстоятельствах по делу.
Как указывалось, на территории Республики Башкортостан отношения по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Законом РБ N 77-з.
В силу пункта 6.1 статьи 6 Закона РБ N 77-з уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом осуществляет выдачу и переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также карт соответствующих маршрутов.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Башкортостан является Минтранс РБ, что подтверждается пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2020 N 758 "Об утверждении положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан" (далее - Положение).
В число основных задач Министерства согласно пунктам 10.1-10.3 Положения входит:
- координация и регулирование деятельности в установленной сфере ведения в соответствии с пунктом 1 Положения, а именно осуществляет в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и организации пассажирских перевозок населения автомобильным, внеуличным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Башкортостан;
- координация развития республиканской транспортной инфраструктуры, организация оптимального взаимодействия различных видов транспорта в целях максимального удовлетворения спроса населения и потребностей Республики Башкортостан в транспортных услугах, сокращения транспортных издержек;
- государственное регулирование в сфере осуществления пассажирских перевозок населения автомобильным, внеуличным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Башкортостан в пределах своей компетенции.
Функциями Министерства, в том числе являются:
- осуществление организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Республики Башкортостан (пункт 11.5 Положения);
- осуществление координации работы перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок (пункт 11.16 Положения);
- осуществляет выдачу и переоформление свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также карт соответствующих маршрутов (пункт 11.73 Положения).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу, что полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам являются компетенцией уполномоченного органа исполнительной власти в лице Министерства.
Вывод суда первой инстанции о том, что субъектом ответственности по установленному нарушению антимонопольного законодательства является ГКУ ЦОП, поскольку данное Учреждение проводит торги как заказчик государственных услуг, суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Распоряжением Правительства РБ от 02.07.2018 N 600-р в целях совершенствования и оптимизации системы управления в сфере общественных перевозок в Республике Башкортостан, выполнения мероприятий по организации транспортного обслуживания, обеспечения выполнения требований законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в сфере транспортного обслуживания населения создано государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр организации перевозок".
Целью деятельности учреждения ГКУ ЦОП является организация межмуниципального транспортного обслуживания населения в соответствии с целевыми показателями, определенными на плановый период 2018 - 2023, согласно приложению к распоряжению Указанным распоряжением определен республиканский орган исполнительной власти, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству
Приказом Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству от 17.05.2019 N 01-05/85 ГКУ ЦОП наделен полномочиями в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приказа N 01-05/85 наделены отдельными полномочиями на заключение государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 13.10.2020 N УГ-439 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству был преобразован в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Между тем, в силу выше приведенных положений регионального и федерального законодательства именно Минтранс РБ осуществляет контроль в организации транспортного обслуживания, в том числе межмуниципального, решает соответствующие вопросы согласно Федеральному закону N 220-ФЗ, Закону РБ N 77-з, Положению Министерства N 758.
Минтранс РБ, руководствуясь Положением о Минтрансе РБ, утвержденным постановлением Правительства РБ от 14.12.2020 N 785, в свою очередь координирует деятельность организаций транспортного комплекса и дорожного хозяйства по вопросам, относящимся к компетенции Минтранса РБ (пункт 10.6).
В соответствие с Законом Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" и Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов" Минтранс РБ является ведомственной структурой бюджета РБ (Приложение N 14 код N 810), главным распорядителем расходов бюджета Республики Башкортостан (ГРБС), в связи с чем Минтранс РБ изыскивает возможность получения лимитов денежных средств из бюджета Республики Башкортостан для организации торгов и заключения контрактов по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам. При этом торги проводит ведомственное структурное подразделение ГКУ ЦОП.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Положениями части 1, части 2 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты. Бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок.
Как следует из документов, послуживших основанием для выдачи предупреждения об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства, и не исполнение которого впоследствии явилось поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства, карты маршрута регулярных перевозок, оформленных по результатам заключения государственного контракта N 2-20/4 и N 2-20/2 от 17.01.2020, выданы Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в момент установления признаков и факта нарушения антимонопольного законодательства преобразовано в Министерство), о чем имеется соответствующее указание. Более того, указанные карты маршрута выданы за подписью Калимуллина А.М., занимавшего должность заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, и штампом Государственного комитета.
Таким образом, является обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что законодательно определенные полномочия Министерства по выдаче карт маршрута регулярных перевозок подтверждаются выданными Государственным комитетом картами маршрута регулярных перевозок, а, следовательно, бездействие, в части предоставления ГУП "Башавтотранс" осуществлять в отсутствие правовых оснований (истекшие сроки действия карт маршрутов) регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам, содержащее нарушение антимонопольного законодательства, совершено Министерством.
Кроме того судом первой инстанции при рассмотрении дела не дана оценка следующим выводам оспариваемого решения антимонопольного органа.
Управление ФАС по Республике Башкортостан, принимая решение о квалификации в действиях Министерства нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-Ф, помимо законодательно закрепленных за Министерством полномочий по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, также руководствовалось возможностью Министерства изменить вид регулярных перевозок с регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Так, в оспариваемом решении антимонопольный орган, отклоняя доводы Министерства о невозможности проведения процедуры торгов ввиду отсутствия бюджетного финансирования, предполагающего проведение закупочных процедур в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и, как следствие организацию регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, в интересах конкретного хозяйствующего субъекта - ГУП "Башавтотранс", указало на возможность изменения вида регулярных перевозок, не требующего наличия бюджетного финансирования. При этом в таких случаях также проводится конкурентная процедура, а именно открытый конкурс.
В соответствии с положениями части 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок. Следовательно, полномочия по изменению вида регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок также возложены на уполномоченный орган федеральной орган исполнительной власти - Министерство.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 6 Закона РБ N 77-з, пункту 11.18 Положения в полномочия Министерства входит проведение открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Возможность изменения вида регулярных перевозок предусмотрена Документом планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 76 (пункт 6.7).
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган при вынесении оспариваемого решения принял во внимание, что Министерство не предприняло иных мер, в том числе по рассмотрению возможности изменения вида регулярных перевозок, не требующих соответствующего бюджетного финансирования, а ограничилось лишь фактом невозможности проведения процедуры ввиду отсутствия денежных средств, при этом поручая единственному хозяйствующему субъекту в лице ГУП "Башавтотранс" в отсутствие разрешительной документации продолжать осуществление регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, не переводя данный вид перевозок с регулируемого на нерегулируемый тариф, давая возможность получить в последующем соответствующую субсидию по возмещению недополученных доходов.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным вывод антимонопольного органа, что рассмотренные действия (бездействие) Министерства ведут к ограничению конкуренции на рынке регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам и созданию преимущественного положения ГУП "Башавтотранс" при осуществлении перевозок на рассматриваемых в данном случае межмуниципальных маршрутах.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции находит верными выводы антимонопольного органа о наличии в действиях Министерства нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, что в свою свидетельствует о законности оспариваемых решения и предписания Управления ФАС по Республике Башкортостан от 24.06.2022 по делу N002/01/15-1723/2021.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует отменить на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда принято с нарушением указанных норм материального права, что повлияло на исход настоящего дела.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению относятся на его подателя, при этом согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФАС по РБ освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2023 года по делу N А07-22577/2022 отменить.
В удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 июня 2022 г. по делу N 002/01/15-1723/2021 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22577/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ГКУ РБ Центр организации перевозок