г. Вологда |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов администрации Заполярного района на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 02 марта 2023 года по делу N А05П-472/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения "Поселок Амдерма" Заполярного района Ненецкого автономного округа (ОГРН 1028301648341, ИНН 8300004025; адрес: 166744, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, поселок Амдерма, улица Центральная, дом 9; далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению финансов администрации Заполярного района (ОГРН 1068383002841, ИНН 2983004370; адрес: 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, поселок Искателей, улица Губкина, дом 10; далее - управление, финансовый орган) о признании недействительным предписания от 14.06.2022 N 1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 02 марта 2023 года по делу N А05П-472/2022 заявленные требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным пункта 1 его предписания. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Администрация в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 указанного Кодекса.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что она подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказа руководителя управления от 08.12.2021 N 26-вфк камеральной проверки осуществления администрацией за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 расходов на обеспечение функций органа местного самоуправления в части расходов на оплату труда, начислений на выплаты по оплате труда и их отражения в бюджетном учете и отчетности, управлением составлен акт от 04.03.2022, а также с учетом возражений проверяемого лица выдано предписание от 14.06.2022 N 1, которым в частности, согласно пункту 1 администрации следовало в срок не позднее 01.08.2022 возместить в бюджет сельского поселения "Поселок Амдерма" Заполярного района Ненецкого автономного округа (далее - бюджет сельского поселения) 9 896 руб. 53 коп. неправомерно начисленного Даничевой М.К. денежного содержания при временном исполнении полномочий главы муниципального образования за 07.02.2020.
Не согласившись с предписанием финансового органа, администрация оспорила его в судебном порядке.
Признавая недействительным пункт 1 этого предписания управления, суд первой инстанции отметил, что Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не установлено, что последним днем осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления является день, предшествующий дню прекращения этих полномочий.
Апелляционная коллегия считает выводы суда по рассматриваемому эпизоду ошибочными.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
То обстоятельство, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание выдано полномочным органом и в пределах предоставленных ему полномочий судом первой инстанции с учетом приведенных выше норм, а также положений статей 70, 266.1 БК РФ установлено верно и администрацией не отрицается.
Статьей 162 названного Кодекса на получателя бюджетных средств возложена обязанность обеспечивать результативность и целевой характер использования бюджетных ассигнований.
В рассматриваемом случае в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа от 02.02.2020 N 31 "Об определении результатов досрочных выборов главы муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа", главой муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа Златовой М.В. издано постановление от 07.02.2020 N 1-ПГ о вступлении ею в должность главы муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа с 07 февраля 2020 года.
Кроме того, ею как главой муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа, в этот же день, то есть 07.02.2020 также принято постановление N 2-ПГ, в силу пункта 1 которого с 07.02.2022 прекращено временное исполнение Даничевой М.К. полномочий главы муниципального образования "Поселок Амдерма" Ненецкого автономного округа в связи со вступлением в должность вновь избранного главы.
При этом, как отмечено ранее, в ходе проверки управлением выявлено, что Даничевой М.К. за 07.02.2020 начислено денежное содержание в размере 9 896 руб. 53 коп. за исполнение полномочий главы названного выше муниципального образования.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 5 статьи 36 Устава сельского поселения "Поселок Амдерма" Заполярного района Ненецкого автономного округа.
Следует отметить, что положения названного Закона и Устава связывают начало полномочий указанных лиц, замещающих муниципальные должности, именно с определенным днем (днем избрания (вступления в должность)). При этом для лиц, ранее замещавших данные муниципальные должности, прекращение полномочий также связано с определенным днем. То есть последним днем осуществления полномочий является день, предшествующий дню прекращения этих полномочий.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.06.2013 N 15-П, определениях от 17.07. 2012 N 1487-0 и от 25.11.2020 N 2845-0, положение части 3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы; данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющему начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления
В связи с этим следует признать, что поскольку исходя из обозначенных выше постановлений N 1-ПГ и N 2-ПГ 07.02.2020 глава муниципального образования Златова М.В. уже приступила к исполнению своих обязанностей, то выплата Даничевой М.К. за 07.02.2020 денежного содержания в размере 9 896 руб. 53 коп. за исполнение полномочий главы названного выше муниципального образования не может быть признана правомерно.
С учетом изложенного решение суда от 02 марта 2023 года в рассмотренной части подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 02 марта 2023 года по делу N А05П-472/2022 отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления финансов администрации Заполярного района от 14.06.2022 N 1.
Отказать администрации сельского поселения "Поселок Амдерма" Заполярного района Ненецкого автономного округа в признании недействительным пункта 1 предписания Управления финансов администрации Заполярного района от 14.06.2022 N 1.
В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 02 марта 2023 года по делу N А05П-472/2022 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-472/2022
Истец: администрация сельского поселения "Поселок Амдерма" Заполярного района Ненецкого автономного округа
Ответчик: управление финансов Администрации Заполярного района