г. Владимир |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А39-295/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 23.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан "Исток"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023
по делу N А39-295/2023,
принятое по иску Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (ОГРН 1061326007489, ИНН 1326196216) к автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан "Исток" (ОГРН 1171326001131, ИНН 1310000556) о взыскании суммы,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
и установил:
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан "Исток" (далее - Организация, ответчик) о взыскании суммы 306497 руб. 68 коп., составляющей неиспользованный остаток субсидии.
Решением от 21.02.2023 (с учетом определения от 10.03.2023 об опечатке) Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования, и взыскал с организации в пользу Министерства сумму 306497 руб. 68 коп. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Организация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Организация настаивает на том, что отсутствовали основания для взыскания с нее оставшейся не использованной части выделенной субсидии, поскольку денежные средства находятся на расчетном счете кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Считает, что суд первой инстанции неправомерно не применил положения части 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учел отсутствие вины ответчика. В то же время суд необоснованно применил положения пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Организация является поставщиком социальных услуг, и такая деятельность не относится к предпринимательской.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство и Организация ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Установлено по делу, что 22.01.2021 Министерство и Организация заключили соглашение о предоставлении субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому N 17-59 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление получателю (ответчику) из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2021 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат организаций на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому в рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (пункт 1.1. Соглашения).
Размер предоставленной субсидии - 10352760 руб. (пункт 1.1.1. дополнительного соглашения N 17-541 от 03.12.2021).
Субсидия предоставлена в полном объеме, что подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
На основании приказа от 03.11.2022 N ОД-415 Министерство провело плановую выездную проверку в отношении Организации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 30.11.2022.
Актом от 30.11.2022 зафиксировано наличие не использованного ответчиком остатка выделенной субсидии в размере 306497 руб. 68 коп., составляющего разницу между предоставленной суммой субсидии (10352760 руб.) и израсходованными денежными средствами (10046262 руб. 32 коп.).
В возражениях по акту от 30.11.2022 получатель указал, что субсидию в размере 306497 руб. 68 коп. использовать не смог по независящим причинам, поскольку АО "Актив Банк", в котором открыт лицевой счет организации, прекратил свою деятельность в июне 2021 года; в акте не содержится указаний на нецелевой характер использованной ответчиком суммы субсидии либо на иные нарушения бюджетного законодательства, допущенные Организацией.
По результатам проверки комиссия Министерства рекомендовала возвратить денежные средства в размере 306497 руб. 68 коп. в срок до 14.12.2022.
В сообщении от 15.12.2022 N 140 АНО СОГ "Исток" отказалось от возврата субсидии в добровольном порядке, что и послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств (ассигнований) осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.09.2016 N 461 утвержден порядок определения объема и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому (далее - Порядок N 461).
В пункте 2 Порядка N 461 указано, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат организаций на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому в рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение".
Результатом предоставления субсидии является охват социальными услугами граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках системы долговременного ухода, в объеме, установленном региональным проектом "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение".
Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:
количество граждан, получивших социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов.
Значение показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии, устанавливается в соглашении (пункт 21 Порядка N 461).
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 461 предусмотрено, что возврат в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, производится в срок до 1 февраля текущего года путем перечисления неиспользованных остатков субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия.
В пункте 4.3.14 Соглашения также предусмотрен возврат неиспользованной части субсидии в срок до 01.02.2022 путем перечисления неиспользованных остатков субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия.
Из анализа вышеуказанных норм бюджетного законодательства РФ и Республики Мордовия в совокупности с условиями Соглашения следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае неиспользования по целевому назначению выделенной суммы субсидии (ее части).
Суд первой инстанции установил, что прямые расходы Организации в 2021 году за счет средств субсидии (оплата труда персонала, предоставляющего услугу, начисления на оплату труда персонала, оказывающего услугу) составили сумму 8602496 руб. 89 коп. (запланировано и предусмотрено соглашением 8872315 руб. 40 коп.), косвенные расходы за счет средств субсидии (оплата труда управленческого персонала, начисления на оплату труда управленческого персонала) - сумму 1443765 руб. 43 коп. (запланировано и предусмотрено соглашением 1480444 руб. 60 коп.).
Таким образом, общая сумма неиспользованной части субсидии составила размер 306497 руб. 68 коп.
Указанные денежные средства ответчик в республиканский бюджет Республики Мордовия не возвратил, мотивируя тем, что у кредитной организации (АО "Актив Банк"), где размещены денежные средства Организации, отозвана лицензия на осуществление банковских операций на основании приказа Банка России от 26.06.2021 N ОД-1267.
Такая позиция признается несостоятельной, юридически неверной с учетом следующего.
Исходя из положений статей 1, 6, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
В силу положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, где размещены финансовые активы виновной стороны, не относится к случаям, предусмотренным пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, при которых сторона вправе претендовать на освобождение от ответственности.
К тому же у Организации сохранено и может быть реализовано право на получение от банка денежных средств, находящихся на расчетном счете, поскольку временная администрация по управлению кредитной организацией Акционерное общество "Актив Банк" сообщило о включении в реестр требований кредиторов (третья очередь) требования ответчика в размере 449092 руб. 42 коп. (сообщение от 01.08.2021 N 146-ВА-РТК).
Довод апелляционной жалобы о применении к рассматриваемому спору положений частей 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным.
Положения частей 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Вместе с тем, ответчик не представил никаких доказательств отсутствия своей вины в несвоевременной возвращении неиспользованной субсидии ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции, как и не представил доказательств, подтверждающих, что он предпринимал все меры для возвращения неиспользованной субсидии в установленный договором срок.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному заключению об обоснованности заявленных Министерством исковых требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил требования Министерства.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно разрешил вопрос о распределении судебных расходов по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
При этом судом не допущенонарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Ссылки на иную судебную практику не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных установленных обстоятельств по спору.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 по делу N А39-295/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 по делу N А39-295/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан "Исток" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-295/2023
Истец: Министерство социальной защиты труда и занятости населения Республики Мордовия
Ответчик: АНО социального обслуживания граждан "Исток"