г. Чита |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А19-28133/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2023 года по делу N А19-28133/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92, далее - заявитель, ОПФР по Иркутской области, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесной ресурс" (ОГРН 1203800027221, 665772, Иркутская обл., Братский м.р-н, Вихоревка г., Солнечная ул., д.4, далее - ООО "Лесной ресурс", общество) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М, за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2022 в размере 6 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2023 года по делу N А19-28133/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в обжалуемой части по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что страхователем не представлена форма СЗВ-М "исходная" за январь и февраль 2021 года. Фактически "исходные" формы за январь и февраль 2021 года были представлены ответчиком с нарушением срока, а именно - 11.03.2022 года и с типом "дополняющая".
ООО "Байкал" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет" 22 апреля 2023 года.
Постановлением Правления ПФР от 08.12.2022 N 297п ОПФР по Иркутской области переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области), в связи с чем, истцом по делу следует считать ОСФР по Иркутской области.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявителем в отношении ответчика проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки заявителем выявлено нарушение представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2022.
Результаты проверки отражены в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.04.2022 N N 048S18220007653, 048S1822007656, 048S18220007652, 048S18220007657, 048S18220007659, 048S18220007658, 048S18220007655, 048S18220007654, от 01.06.2022 NN 048S182200013407, 048S182200013408, 048S182200013411, 048S182200013413, от 13.07.2022 N048S182200017750.
Решениями ОСФР по Иркутской области от 16.05.2022 N N 048S19220010388, 048S19220010391, 048S19220010387, 048S19220010392, 048S19220010394, 048S19220010393, 048S19220010390, 048S19220010389, от 08.07.2022 NN 048S19220015854, 048S19220016457, 048S19220016458, 048S19220016459, 048S192200200171 ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 6 500 руб.
На основании указанных решений Пенсионным фондом ответчику выставлены соответствующие требования об уплате штрафных санкций в течение 10 календарных дней со дня получения указанных требований.
Направленные в адрес ответчика требования в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ, статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ответчик является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статьям 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192.
На основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Как следует из Постановления от 01.02.2016 N 83п (утратило силу с 29.05.2021), при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В спорный период действовало Постановление Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядок заполнения формы указанных сведений".
Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждены формы сведений о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), формы сведений по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1), формы данных о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР) и порядок их заполнения.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции N 211н, вступившей в силу 27.07.2020.
При этом не запрещается представлять дополняющие и корректирующие сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
С учетом взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктов 37, 39 Инструкции N 766н, пунктов 38, 39, 40 Инструкции N 211н и Постановлений от 01.02.2016 N 83п, от 15.04.2021 N 103п, следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае страхователь, обнаружив ошибку в исходных сведениях, представленных по форме СЗВ-М, за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2022 в установленный законом срок, представил в Пенсионный фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды.
Как установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М (исходные) за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2022 представлены ответчиком заявителю в установленный законом срок. Далее, 11.03.2022, 22.04.2022, 11.06.2022 ответчиком в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь 2022 в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Указанные обстоятельства, по мнению суда, правомерно повлекли применение к страхователю финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Также судом со ссылкой на пункт 38 Инструкции N 211н не приняты во внимание ввиду отсутствия доказательств получения ответчиком представленные заявителем в материалы дела уведомления от 12.04.2022 (в отношении недостоверности сведений представленных за 2021), от 23.05.2022 (в отношении недостоверности сведений, предоставленных за январь 2022), об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, направленные ответчику по телекоммуникационным каналам связи.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд установил, что вывод суда первой инстанции о представлении ответчиком сведений по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды - январь, февраль 2021 года в установленный законом срок не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку ответчиком за январь и февраль 2021 года исходные сведения по форме СЗВ-М представлены не были. Фактически "исходные" формы за январь и февраль 2021 года были представлены ответчиком с нарушением срока, а именно - 11.03.2022 года и с типом "дополняющая".
Суд апелляционной инстанции учитывает, что из материалов дела не следует, что страхователем в установленный Законом N 27-ФЗ срок представлена в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетная форма СЗВ-М (тип формы "исходная") за указанные периоды на иных лиц (кроме Хлыстова А.Н.) или представленная в установленный срок форма СЗВ-М не содержала сведений о застрахованных лицах.
При указанных обстоятельствах следует признать обоснованным довод фонда о том, что ответчик, представляя исходные формы за январь, февраль 2021 года с нарушением установленного законом срока, а именно - 11.03.2022 года, и, указывая их, как дополняющие формы, имел цель избежать привлечения к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, ответчик, не исправлял представленные за январь и февраль 2021 года исходные формы отчетности, поскольку их не было, а представил их с нарушением установленного законом срока.
При таких установленных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению; обжалуемое решение - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в части отказа во взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М, за отчетные периоды - январь, февраль 2021 года в сумме 1 000 руб., с принятием в отмененной части нового судебного акта об удовлетворении требования фонда в указанной части.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2023 года по делу N А19-28133/2022 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесной ресурс" штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М, за отчетные периоды - январь, февраль 2021 года в сумме 1 000 руб.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лесной ресурс" (ОГРН 1203800027221, 665772, Иркутская обл., Братский м.р-н, Вихоревка г., Солнечная ул., д.4) в пользу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92) штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М, за отчетные периоды - январь, февраль 2021 года в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28133/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ООО "ЛЕСНОЙ РЕСУРС"