г. Тула |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А23-4704/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 по делу N А23-4704/2022 (судья Харчиков Д.В.), принятое по заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375) к индивидуальному предпринимателю Карабатову Павлу Николаевичу (Калужская обл., г. Обнинск, ОГРНИП 318402700071778, ИНН 402506551896,) о взыскании задолженности;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Карабатова П.Н. (далее - ответчик) задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 9657 руб. 28 коп., пени в размере 563 руб. 13 коп., пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России начиная с 11.04.2022 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично: постановлено взыскать с ответчика в пользу министерства задолженность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года в размере 1620 руб., за первый квартал 2021 года в размере 2188 руб. 72 коп., за второй квартал 2021 года в размере 2362 руб. 20 коп., за третий квартал 2021 года в размере 2103 руб. 60 коп., за четвертый квартал 2021 года в размере 1382 руб. 76 коп., всего в сумме 9657 руб. 28 коп., пени, начисленные на сумму задолженности в размере 9657 руб. 28 коп., начиная с 02.10.2022 исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты задолженности.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части требований, в удовлетворении которых отказано, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", не применяется в отношении требования об уплате пени за 4 квартал 2020 года, 1 - 4 кварталы 2021 года, рассчитанных по состоянию на 10.04.2022.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства апелляционная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду того, что судом области в резолютивной части решения не указано на рассмотрение требования министерства о взыскании с ответчика пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года, за первый квартал 2021 года, за второй квартал 2021 года, за третий квартал 2021 года, за четвертый квартал 2021 года в сумме 563 руб. 13 коп.
Удовлетворяя требования министерства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Деятельность операторов сети связи общего пользования является лицензируемой деятельностью (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ)).
В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона N 126-ФЗ в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 %.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования.
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (ст. 60 Закона N 126-ФЗ).
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (п. 2 ст. 59 Закона N 126-ФЗ).
В силу п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности ответчика является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10); он, являясь оператором сети связи общего пользования, осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком действия до 25.08.2025.
Поскольку ответчик не осуществил обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2020 года, за 1 - 4 кварталы 2021 года (доказательств обратного не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций), требования министерства о взыскании с ответчика задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в сумме 9657 руб. 28 коп. подлежат удовлетворению.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, министерством также заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 563 руб. 13 коп.
В соответствии с п. 9 ст. 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания; процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Министерством предпринимателю за период с 02.02.2021 по 10.04.2021 начислены пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года, за первый квартал 2021 года, за второй квартал 2021 года, за третий квартал 2021 года, за четвертый квартал 2021 года в сумме 563 руб. 13 коп.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательств подтвержден материалами дела, требование министерства о взыскании с ответчика пени является обоснованным.
Между тем постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (п. 1).
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым п. 1 ст. 63 данного Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Постановление вступило в силу с 01.04.2022 и действовало в течение 6 месяцев (до 01.10.2022), следовательно, пени на задолженность ответчика подлежат начислению по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по дату фактического исполнения обязательства.
Судом апелляционной инстанции произведен перерасчет размера заявленных ко взысканию пени с учетом положений п. 5 ст. 60, п. 9 ст. 68 Закона N 126-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 и ст. 193 ГК РФ (если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
Так, в связи с наличием задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:
- за четвертый квартал 2020 года в размере 1620 руб. с ответчика подлежат взысканию пени за период с 01.02.2021 по 31.03.2022 в размере 168 руб. 07 коп.,
- за первый квартал 2021 года в размере 2188 руб. 72 коп. с ответчика подлежат взысканию пени за период с 11.05.2021 по 31.03.2022 в размере 194 руб. 90 коп.,
- за второй квартал 2021 года в размере 2362 руб. 20 коп. с ответчика подлежат взысканию пени за период с 02.08.2021 по 31.03.2022 в размере 175 руб. 23 коп.,
- за третий квартал 2021 года в размере 2103 руб. 60 коп. с ответчика подлежат взысканию пени за период с 08.11.2021 по 31.03.2022 в размере 109 руб. 68 коп.,
- за четвертый квартал 2021 года в размере 1382 руб. 76 коп. с ответчика подлежат взысканию пени за период с 31.01.2022 по 31.03.2022 в размере 41 руб. 11 коп., а всего 688 руб. 99 коп.
Министерством при расчете размера пени, подлежащих взысканию с ответчика, допущена ошибка при определении размера пени, начисленных на задолженность, образовавшуюся за ответчиком по итогам 1 квартала 2021 года (л. д. 13), - вместо 213 руб. 14 коп. указано 16 руб. 42 коп.
Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований в соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ, судебная коллегия полагает, что подлежат удовлетворению заявленные министерством требования о взыскании с ответчика пени в размере 563 руб. 13 коп.
Также министерством заявлено требование о взыскании с предпринимателя пени, начисленных на сумму долга в размере 9 657 руб. 28 коп., исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 11.04.2022 по дату фактической оплаты.
Суд апелляционной инстанции полагает, что пени, начисление которых производится по день фактической оплаты основного долга, следует исчислять с 02.10.2022, когда постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" утратило силу. В удовлетворении требований о взыскании пени за период начиная с 01.04.2022 по 01.10.2022 надлежит отказать.
Поскольку имущественные требования истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины, сформулированные в твёрдых денежных суммах, а также требование о последующем, вплоть до погашения заложенности, начислении процентов, были удовлетворены, с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 по делу N А23-4704/2022 отменить. Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Карабатова Павла Николаевича (ОГРНИП 318402700071778) в пользу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701):
- задолженность по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года в размере 1620 рублей, за первый квартал 2021 года в размере 2 188 рублей 72 копейки, за второй квартал 2021 года в размере 2 362 рубля 20 копеек, за третий квартал 2021 года в размере 2 103 рубля 60 копеек, за четвертый квартал 2021 года в размере 1 382 рубля 76 копеек, всего в сумме 9 657 рублей 28 копеек,
- пени, начисленные на сумму задолженности, начиная со 02.10.2022 исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты задолженности,
- пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года и за первый - четвёртый кварталы 2021 года в сумме 563 рублей 13 копеек.
В удовлетворении требований о взыскании пени за период начиная с 01.04.2022 по 01.10.2022 отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Карабатова Павла Николаевича (ОГРНИП 318402700071778) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4704/2022
Истец: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минцифры России
Ответчик: Карабатов Павел Николаевич