г. Владимир |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А43-28515/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2023 года по делу N А43-28515/2022, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" (ОГРН 1025203574770, ИНН 5261022992) о признании частично недействительным акта проведения плановой выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г.Нижнего Новгорода" N57 от 19.08.2022 в части указания на нецелевое использование средств ОМС (п. 12.2 (стр.27-30) и п.1 Заключения (стр.61-64 акта) и признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" средств ОМС, использованных не по целевому назначению N17 от 19.08.2022, об обязании Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г.Нижнего Новгорода" путем возврата денежных средств в размере 335 135,67 рублей, взысканных по требованию N17 от 19.08.2022.
при участии:
от заявителя - Федотова И.Н. по доверенности от 06.12.2021 сроком действия 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 15.02.1995 N ЭВ 237585;
от ответчика - Прудникова Н.Я. по доверенности от 09.01.2023 N 4 сроком действия по 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 09.04.1999 N АВС 0978181
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1 Приокского района г.Нижнего Новгорода" (далее по тексту - заявитель, ГБУЗ НО "ДГКБ N 1") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании частично недействительным акта проведения плановой выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении N 57 от 19.08.2022 в части указания на нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (п 12.2 (стр.27-30) и п.1 Заключения (стр.61-64 акта) и признать недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ответчик, ТФОМС Нижегородской области) о взыскании с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению N 17 от 19.08.2022, а так же об обязании ТФОМС Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем возврата денежных средств в размере 335 135,67 рублей, взысканных по требованию N 17 от 19.08.2022.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2023 года в удовлетворении заявленных ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2023 года по делу N А43-28515/2022 об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействительным акта проведения плановой выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" N57 от 19.08.2022 г. в части указания на нецелевое использование средств ОМС, признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области о взыскании с ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" средств ОМС, использованных не по целевому назначению N17 от 19.08.2022 г., обязании Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" путем возврата денежных средства в размере 335 135,67 руб., взысканных по требованию N17 от 19.08.2022 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" считает вынесенное решение суда об отказе в удовлетворении требований незаконным и необоснованным в связи с неполным исследованием доказательств по делу, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального и процессуального права.
ТФОМС Нижегородской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ТФОМС Нижегородской области в период с 02.08.2022 по 19.08.2022 проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1".
Проверяемый период: с 01.07.2020 по 30.06.2022 (кассовые операции и операции с безналичными денежными средствами по 02.08.2022 включительно).
Актом комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1 " за N 57 от 19.08.2022 (далее - Акт) установлено нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Постановление N 291), пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852), пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в период III-IV квартала 2020 года, в 2021 году, в период квартала 2022 года медицинской организацией по 34 договорам на оказание медицинских консультационных услуг (из них 23 - на оказание консультационных услуг в рамках медицинской деятельности, лицензия на которую у медицинской организации отсутствовала), заключенным с физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1", не состоящими на учете в качестве индивидуальных предпринимателей, не имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и на оказание медицинской услуги (консультации) пациентам, получающим медицинскую помощь в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, необоснованно произведены расходы (по статье бюджетной классификации 226 "Прочие работы, услуги") на оплату вознаграждения физическим лицам, а также по уплате налога на доходы физических лиц, удержанного с данного дохода физического лица, и взносов по обязательному пенсионному страхованию, фонд социального страхования, начисленных на указанное вознаграждение.
Всего нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования составило 304 668,79 рубля (в т.ч. за III-IV квартал 2020 года - 50 193,59 рубля, 2021 год - 130 886,76 рубля, квартал 2022 года - 123 588,44 рубля), в том числе: - оплата консультационных услуг (КОСГУ 226) - 203 567,00 рублей; - НДФЛ с оплаченных консультационных услуг (КОСГУ 226) -30 428,00 рубля; - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования Российской Федерации (КОСГУ 226) - 70 673,79 рубля.
Согласно требованию ТФОМС Нижегородской области, в силу пункта 9 статьи 39 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 304 668,79 рубля, и штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 30 466,88 рубля, подлежат возврату в бюджет ТФОМС Нижегородской области в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования о взыскании.
Не согласившись с актом проведения плановой выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении N 57 от 19.08.2022 в части указания на нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (п. 12.2 (стр.27-30 акта), п. 1 Заключения (стр.61-64 акта), а также с требованием ТФОМС Нижегородской области N 17 от 19.08.2022, ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
По мнению заявителя, если стандартом или порядком оказания медицинской помощи по заболеванию, включенному в базовую программу ОМС, предусмотрена консультация соответствующих специалистов, оплата труда указанных специалистов должна осуществляться за счет средств ОМС, что не вступает в противоречие с элементами, составляющими структуру тарифа ОМС. ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" полагает, что расходы на оплату медицинских услуг сторонними специалистами в любом случае подлежат оплате за счет средств ОМС, даже если у медицинской организации изначально отсутствует лицензия на оказание таковых медицинских услуг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные ТФОМС Нижегородской области расходы правомерно признаны нецелевыми, что в соответствии с части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ влечет наложение штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем, оспариваемые акт и требование являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, не создают иные препятствия для осуществления деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе определяет правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении ОМС, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2020 году в соответствии с действовавшей редакцией части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключался между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном законом порядке. С начала 2021 года в соответствии с ныне действующей редакцией части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ стороной договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС является также территориальный фонд.
Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС определен в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС представляет собой составную часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа ОМС определяет, в частности, виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Кроме этого, в базовой программе ОМС устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий. В свою очередь, территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.12.2019 N 1020 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - ПГГ на 2020 год), ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" включен в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2020 год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2020 N 1086 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - ПГГ на 2021 год), ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" включен в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2021 год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2021 N 1243 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - ПГГ на 2022 год), ГБУЗ НО "ДГКБ N1" включен в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2022 год.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом N 326-ФЗ.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2020 год заключено в г.Нижнем Новгороде 30.12.2019.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 год заключено в г.Н.Новгороде 30.12.2020.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2022 год заключено в г.Нижнем Новгороде 30.12.2021 (далее - Тарифное соглашение на соответствующий год).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Тарифного соглашения на каждый текущий год в период 2020-2022 годов. Указанный перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, не является открытым, так как смысл ежегодно принимаемой территориальной программы ОМС - покрытие расходов на непосредственное оказание медицинской помощи застрахованным лицам при наступлении страхового случая (статьи 3 и 4 Федерального закона N 326-ФЗ) с обязательным учетом базовых принципов ОМС, перечисленных в статье 4 Федерального закона N 326-ФЗ, одним из которых (пункт 5) является создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС застрахованным лицам.
Частью 4 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС прямо связано с соблюдением медицинской организацией установленных стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, основанных на положениях и принципах Федерального закона N 323-ФЗ, оказание медицинской организацией медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, должно осуществляться исключительно в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов N 323-ФЗ и N 326-ФЗ, без чего невозможно соответствие оказываемой медицинской помощи перечисленным стандартам и порядкам ее оказания, а также невозможно соблюдение базового принципа ОМС, предусмотренного пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ, требующего обеспечения надлежащего качества медицинской помощи средствами участников системы ОМС.
Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается на основании статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, частью 6 которой предусмотрено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием медицинскими организациями средств ОМС производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Порядок осуществления контроля).
В соответствии с пунктом 32 Порядка осуществления контроля периодичность проведения плановых комплексных проверок использования средств ОМС медицинскими организациями устанавливается не чаще чем 1 (Один) раз в год. Основанием для проведения проверки в соответствии с пунктом 34 Порядка осуществления контроля является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, численный и персональный состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки, форму проверки (выездная или документарная (камеральная)), проверяемый период.
Согласно пункту 42.3 Порядка осуществления контроля при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием о возврате медицинской организацией средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
В рассматриваемом случае, ТФОМС Нижегородской области проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" за период с 01.07.2020 по 30.06.2022 (кассовые операции и операции с безналичными денежными средствами по 02.08.2022 включительно).
Актом комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1 " за N 57 от 19.08.2022 (далее - Акт) установлено нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Постановление N 291), пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852), пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в период III-IV квартала 2020 года, в 2021 году, в период квартала 2022 года медицинской организацией по 34 договорам на оказание медицинских консультационных услуг (из них 23 - на оказание консультационных услуг в рамках медицинской деятельности, лицензия на которую у медицинской организации отсутствовала), заключенным с физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1", не состоящими на учете в качестве индивидуальных предпринимателей, не имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и на оказание медицинской услуги (консультации) пациентам, получающим медицинскую помощь в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, необоснованно произведены расходы (по статье бюджетной классификации 226 "Прочие работы, услуги") на оплату вознаграждения физическим лицам, а также по уплате налога на доходы физических лиц, удержанного с данного дохода физического лица, и взносов по обязательному пенсионному страхованию, фонд социального страхования, начисленных на указанное вознаграждение.
Все гражданско-правовые договоры с физическими лицами носят характер договора подряда на оказание медицинских услуг (на проведение платных консультаций) с физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях с медицинской организацией (ГБУЗ НО "ДГКБ N 1"), не состоящими на учете в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Оплата по всем гражданско-правовым договорам осуществлялась за счет средств ОМС, что ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" не оспаривается.
Согласно подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере ОМС относятся медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в соответствии с данным Федеральным законом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, включающий в себя сведения о медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 данного Федерального закона, и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам ОМС: 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Пунктами 3 и 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением N 291, пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением N 852 установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Одним из требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ): - подпункт 4 пункт 1 - "медицинская услуга" - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; - подпункт 13 пункт 1 - "медицинский работник" - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В рассматриваемом случае ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" заключены договоры с физическими лицами (всего 34 договора, из них 23 - на оказание консультационных услуг в рамках медицинской деятельности, лицензия на которую у медицинской организации отсутствовала) на проведение консультаций: Атдуевым В.А. (уролог), Гарбуза М. С. (психиатр), Корнеевой Е.М. (психиатр), Широковым М.В. (сердечнососудистый хирург), Кириным Д.Л. (нейрохирург), Хомутовой Н.О. (психиатр), Кобельковым П.Э. (детский кардиолог), Колбасовой Е.В. (детский кардиолог), Чистяковым И.С. (кардиохирург), Земляникиным В.В. (нейрохирург), Сенягиной Н.Е. (инфекционист), Морозовой Н.К. (фтизиатр), Кудрявцевой М.Ю. (дерматовенеролог), Соболевым Ю.А. (сердечно-сосудистый хирург), Ткаченко Е.В. (функциональный диагност), Минеевой А.В. (офтальмолог), Смирновой О.П. (офтальмолог), Ушаковой Н.В. (нефролог).
После проведения консультаций врачами-специалистами и медицинской организацией подписывался Акт с перечнем оказанных услуг и их стоимостью.
Всего за проверяемый период подписано 226 Актов.
Лицензии, разрешающие данным врачам - специалистам осуществление медицинской деятельности, к проверке не представлены. Сведения о постановке указанных лиц на учет в качестве индивидуальных предпринимателей, о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, о наличии диплома, сертификата, свидетельства об аккредитации, которые свидетельствуют о квалификационных характеристиках врачей - специалистов, в указанных договорах отсутствуют.
В проверяемом периоде в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" лицензия на осуществление медицинской деятельности по профилям "Психиатрия", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Нейрохирургия", "Инфекционные болезни", "Фтизиатрия", "Дерматовенерология", "Урология" (взрослая) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях отсутствовала.
У ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности по профилям "Детская кардиология", "Функциональная диагностика", "Офтальмология", "Нефрология" при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Договоры с другими медицинскими организациями на оказание услуг по указанным профилям медицинской деятельности не заключались.
Согласно штатным расписаниям и тарификационным спискам N 2 в проверяемом период с 01.07.2020 по 30.06.2022 в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" имелись штатные должности: врач детский кардиолог, врач функциональной диагностики, врач-офтальмолог, врач-нефролог, которые заняты работниками медицинской организации.
Тем не менее, для оказания консультационных услуг по перечисленным профилям привлекались физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1".
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 5.3 ПГГ на 2020 год, 5.3 ПГГ на 2021 год, 5.3 ПГГ на 2022 год оплата медицинской помощи по профилям "фтизиатрия", "психиатрия", "дерматовенерология", "инфекционные заболевания" отнесены к обязательствам бюджета Нижегородской области, так как туберкулез, психические заболевания, инфекционные заболевания, дерматовенерология не включены в базовую программу оказания медицинской помощи по ОМС. Медицинские услуги, оказываемые по данному профилю, не могут оплачиваться за счет средств ОМС.
Таким образом, ТФОМС Нижегородской области пришло к обоснованному выводу о том, что ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" за счет средств ОМС произведена оплата по договорам с физическими лицами без наличия на то оснований, поскольку и у ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" и у физического лица отсутствовала лицензия на данный вид деятельности (Гарбуза М.С. (психиатр), Корнеева Е.М. (психиатр), Хомутова Н.О. (психиатр), Морозова Н.К. (фтизиатр), Атдуев В.А. (уролог взрослый), Широков М.В. (сердечно-сосудистый хирург), Чистяков И.С. (кардиохирург), Соболев Ю.А. (сердечно-сосудистый хирург), Кирин Д.Л. (нейрохирург), Земляникин В.В. (нейрохирург), Ушакова Н.В. (нефролог), Сенягина Н.Е. (инфекционист), Кудрявцева М.Ю. (дерматовенеролог), Кобельков П.Э. (детский кардиолог), Колбасова Е.В. (детский кардиолог), Ткаченко Е.В. (функциональный диагност), Минеева А.В. (офтальмолог), Смирнова О.П. (офтальмолог).
В нарушение пункта 4 Постановления от 16.04.2012 N 291, пункта 5 Постановления от 01.06.2021 N 852, абзаца 13 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ: за период с 01.07.2020 по 30.06.2022 медицинской организацией необоснованно произведены расходы по договорам, заключенным с физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1", не стоящими на учете в качестве индивидуальных предпринимателей, не имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, на проведение консультации пациенту, получающему медицинскую помощь в ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" в условиях круглосуточного стационара.
Данные расходы являются нецелевым использованием средств ОМС. Перечисленные лица в период оказания ими услуг по договорам в трудовых отношениях с ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" не состояли, что не оспаривается заявителем.
Сведения о постановке вышеуказанных лиц на учет в качестве индивидуальных предпринимателей и о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в вышеуказанных договорах на оказание услуг отсутствуют.
Лицензии, разрешающие перечисленным физическим лицам осуществление медицинской деятельности, не представлены.
Целью лицензирования медицинской деятельности, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения в соответствии со статьями 14 и 15 федерального закона N 323-ФЗ, является реализация базового принципа охраны здоровья, изложенного в пункте 1 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ, а именно соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Отсутствие у медицинской организации лицензии на оказание конкретного вида медицинской помощи предполагает запрет на осуществление деятельности в данном направлении.
Медицинские услуги, оказанные пациентам, находящимся в круглосуточном стационаре, на оказание которых медицинская организация не имеет права как таковая, не могут быть оплачены за счет средств ОМС, предназначением которых является оплата медицинской помощи, оказываемой согласно с Федеральным законом N 323-ФЗ, согласно профилю медицинской организации и имеющихся у нее лицензий.
Расходы, понесенные с целью осуществления медицинской организацией видов деятельности, лицензия на осуществление которой у медицинской организации отсутствует, являются нецелевым использованием средств ОМС.
Относительно расходов на оплату медицинских услуг, лицензия на осуществление которых у ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" имеется, суд отмечает, что наличие лицензии на оказание конкретного вида медицинской помощи у медицинской организации предполагает наличие в его штате соответствующих медицинских работников, заключивших с медицинской организацией трудовые договоры (подпункт "в" пункта 5 Постановления N 852, подпункт "д" пункта 4 Постановления N 921).
Кроме того, по смыслу Федерального закона N 323-ФЗ право осуществления лицензионной деятельности (оказание медицинской помощи гражданам) от имени медицинской организации и по ее лицензии распространяется только на указанную категорию лиц (работники по трудовому договору).
ГБУЗ НО "ДГКБ N 1" фактически не несет ответственности за качество медицинской помощи, оказываемой нанятыми физическими лицами, и в соответствии с условиями договоров подряда не располагает правом прямо контролировать их деятельность. В то же время исполнитель услуги за надлежащее качество ее оказания не несет никакой фактической ответственности.
Такого вида реализации права на осуществление лицензируемой деятельности, как заключение договоров подряда в рамках действующей лицензии, в законодательством не предусмотрено.
При этом, приглашение врача-специалиста из внешней медицинской организации, исходя из принципа приоритета интересов пациента, реализуется, в частности, путем привлечения внештатных специалистов министерства здравоохранения.
Так, для указанных целей министерством здравоохранения Нижегородской области издан приказ от 25.11.2020 N 315-1078/20П/од "Об утверждении главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Нижегородской области" (ранее действовал аналогичный приказ от 26.12.2018 N 957-л), в функции которых входит консультирование по сложным клиническим случаям, в том числе путем выездов. Консультация врача-специалиста, являющегося работником внешней медицинской организации, может осуществляться путем заключения договора с указанной медицинской организаций (при наличии у нее лицензии на требуемый вид медицинской помощи).
Сведения о заключении подобного рода договоров с внешними медицинскими организациями в случаях оказания медицинской помощи перечисленными выше лицами, отсутствуют.
Допустимость применения указанных методов обеспечения доступности медицинской помощи находится за пределами настоящего судебного рассмотрения, так как предметом спора является отнесение оплаты по указанным договорам подряда на ОМС как на ненадлежащий источник финансирования.
Понятия крайней необходимости законодательство об ОМС не содержит.
Отнесение на ОМС расходов на оплату по договорам подряда с физическими лицами на оказание медицинских услуг на основании того, что данные расходы относятся к затратам медицинской организации, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), не основано на действующем законодательстве.
Расходы на оплату по перечисленным договорам подряда не могут быть отнесены к целевым, так как цели ОМС не могут достигаться незаконными средствами и методами, в том числе с нарушением законодательства о лицензировании медицинской деятельности.
Всего нецелевое использование средств ОМС составило 304 668,79 рубля (в т.ч. за III-IV квартал 2020 года - 50 193,59 рубля, 2021 год - 130 886,76 рубля, квартал 2022 года - 123 588,44 рубля), в том числе: - оплата консультационных услуг (КОСГУ 226) - 203 567,00 рублей; - НДФЛ с оплаченных консультационных услуг (КОСГУ 226) -30 428,00 рубля; - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования Российской Федерации (КОСГУ 226) - 70 673,79 рубля.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению средств ОМС подлежит уплате штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемые акт и требование ТФОМС Нижегородской области соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ГБУЗ НО "ДГКБ N 1", незаконных обязанностей на заявителя не возлагают.
Все доводы ГБУЗ НО "ДГКБ N 1", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2023 года по делу N А43-28515/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.03.2023 N 407.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28515/2022
Истец: ГБУЗ НО "ДГКБ N1"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области