г. Москва |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А41-66481/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ТСН "Тюнино" - Ерашова Т.А. по доверенностии от 07.10.2022, паспорт, диплом,
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Московской области - Дыль В.Ю. по доверенности от 26.12.2022, удостоверение; Прокофьева А.С. по доверенности от 22.09.2022, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Тюнино" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 по делу N А41-66481/22 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Тюнино" к Межрайонной ИФНС России N 7 по Московской области, УФНС России по Московской области, о признании недействительным решения от 27.04.2022 N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Тюнино" (далее - ТСН "Тюнино", налогоплательщик, товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Московской области (далее - МИФНС России N 7 по Московской области, инспекция, налоговый орган), в котором просит суд признать недействительным решение от 27.04.2022 N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "Тюнино" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель ТСН "Тюнино" поддержало позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель МИФНС России N 7 по Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ТСН "Тюнино".
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год регистрационный N 1276078045, корректировка N 4, представленной ТСН "Тюнино" 03.08.2021.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.11.2021 N 2883.
По результатам рассмотрения акта, дополнения к акту от 16.03.2022 N 11, материалов камеральной налоговой проверки, результатов мероприятий дополнительного контроля, инспекцией 27.04.2022 принято оспариваемое решение N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение от 27.04.2022 N 211, оспариваемое Решение), согласно которому налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 14 054 364 руб. и пени в размере 5 186 229, 01 руб.
Заявитель, не согласившись с доводами Инспекции, изложенными в Решении от 27.04.2022 N 211, обжаловал его в порядке, предусмотренном ст. 139.1 НК РФ, путем подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС России по Московской области, которая вышестоящим налоговым органом рассмотрена, в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с выводами налоговых органов, полагая, что для целей налогообложения за налоговый период 2018 год подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная Решениями Московского областного суда от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2020 по делу N 3а-1079/2020, от 14.09.2020 по делу N 3а-1098/2020, от 14.10.2020 по делу N 3а-1461/2020; Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Комиссия) от 27.12.2018 N 15ВР-1831, от 05.02.2021 N 15СЗ-1142, от 05.02.2021 N 15СЗ-1143, от 26.02.2021 N 15СЗ-1933, от 13.05.2021 N 15СЗ-4698, от 13.05.2021 N 15СЗ-4697, ТСН "Тюнино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Кроме того, ТСН "Тюнино" приводит доводы о том, что определением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2019 по делу N А41-98844/2018 утверждено мировое соглашение от 19.12.2019, заключенное между налоговым органом и товариществом. С учетом произведенных согласно указанному мировому соглашению оплат у налогового органа отсутствует право доначислять земельный налог в размере 14 054 364 руб. и пени в сумме 5 186 229, 01 руб.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбранный заявителем способ защиты нарушенного права не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Реализация обществом права на защиту путем предъявления заявления об оспаривании решения налоговой соответствует положениям ст. 12 ГК РФ.
В соответствии в ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
Согласно частям 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 3 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Из материалов дела следует, в 2018 году ТСН "Тюнино", на основании выписки из Росреестра от 23.08.2021 N КУВИ-002/2021-110108437 на праве собственности владело земельными участками - всего 1.631 объект недвижимости, расположенными в Луховицком муниципальном районе Московской области, и, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, являлось плательщиком земельного налога.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
По п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 Решения совета депутатов городского округа Луховицы Московской области от 23.11.2017 N 579/58 "О земельном налоге" на территории городского округа Луховицы Московской области с 01.01.2018 установлен и введен земельный налог (далее - Решение N 579/58).
Согласно п. 1 Решения N 579/58 на территории городского округа Луховицы Московской области с 01.01.2018 установлена налоговая ставка в размере 1,5% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению для сельскохозяйственного производства; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства (дачного строительства) коммерческими и некоммерческими организациями и не используемых по целевому назначению.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
В п. 3 ст. 398 НК РФ установлено, что срок представления налоговой декларации по земельному налогу не позднее 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Следовательно, налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год| должна быть представлена в налоговый орган не позднее 1 февраля 2019 года.
В представленной 03.08.2021 в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год рег. N 127607845 (корректировка 4) заявитель исчислил налог с применением ставки в размере 1,5% в сумме 10 632 481 руб. по сроку уплаты 01.02.2019.
С учетом ранее представленной декларации рег. N 845327933 (корр.2) по земельному налогу за 2018 год сумма налога была уменьшена налогоплательщиком на 14 054 364 руб.
По данным налогового органа, сумма земельного налога за 2018 год, рассчитанная за принадлежащие заявителю земельные участки, составляет 24 686 845 руб.
Указанный расчет произведен Инспекцией на основе сведений о кадастровой стоимости земельных участков, поступивших в налоговый орган из регистрирующих органов в рамках электронного взаимодействия в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, а также с использованием ставки земельного налога в размере 1,5 процента.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщику были направлены требования о представлении пояснений и документов N 2047 от 19.05.2021, N 2269 от 04.10.2021 по вопросу уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет на 14 054 364 руб.
В ответ на указанные требования налогоплательщик представил: отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельных участков; административные исковые заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; Решения Московского областного суда от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2021 по делу N 3а-1079/2020; Решения Комиссии от 05.02.2021 N 15СЗ-1142, от 05.02.2021 N 15СЗ-1143; от 26.02.2020 N 15СЗ-1833.
Из материалов дела следует, что анализ содержания указанных документов, осуществленный Инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки, выявил следующее.
Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, была определена по состоянию на 01.01.2018 и утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости".
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1633, ТСН "Тюнино" обратилось в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями от 26.11.2019, 24.11.2020, 24.01.2020 к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0030401:984, 50:35:0050401:385, 50:35:0030401:985, 50:35:0050401:387, 50:35:0030401:982.
По результатам рассмотрения административных исковых заявлений Московский областной суд принял Решения от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2021 по делу N 3а-1079/2020, в соответствии с которыми кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2018 в размере рыночной стоимости, установленной в отчете о рыночной стоимости, составленном независимым оценщиком.
Налогоплательщик одновременно обратился и в Комиссию с заявлением от 21.01.2021 N 15ВХ-2211 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 50:35:0030401:983, 50:35:0040302:1004, 50:35:0050401:230, 50:35:0050401:234,50:35:0050401:280, 50:35:0050401:345, 50:35:0050401:506, 50:35:0040302:1064, 50:35:0030401:986, 50:35:0000000:18403, 50:35:0040302:1098, 50:35:0040302:1241, 50:35:0040302:1147, 50:35:0000000:18735, 50:35:0050401:414.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия приняла Решение от 05.02.2021 N 15СЗ-1143, в соответствии с которым кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2018 в размере рыночной стоимости, установленной в Отчете о рыночной стоимости, составленном независимым оценщиком.
Аналогичные решения по определению кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости приняты: Решением Комиссии от 05.02.2021 N 15СЗ-1142 по 12 земельным участкам, Решением Комиссии от 26.02.2021 N 15СЗ-1833 по 1.384 земельным участкам.
Таким образом, в 2020 и 2021 годах заявитель успешно оспорил кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, утвержденную Распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1633, в результате чего кадастровая стоимость участков, установленная Московским областным судом, и Комиссий, подлежала внесению в ЕГРН и использованию во всех правоотношениях налогоплательщика.
Вместе с тем, применяя новую кадастровую стоимость земельных участков, установленную судом и комиссией, для целей налогообложения начиная с 01.01.2018, для расчета земельного налога за 2018 год, заявитель не учел следующее.
В соответствии с п. 1.1 ст. 391 НК РФ, в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2019 и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", одним из таких оснований является установление решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, измененная на основании решения Комиссии, принятого после 01.01.2019 и/или по решению в Московского областного суда, вступившего в законную силу после 01.01.2019, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В настоящем деле кадастровая стоимость земельных участков утверждена Распоряжением от 27.11.2018 N 5ВР-1633, которое, согласно п. 5 Распоряжения, вступает в силу через один месяц после официального опубликования, но не ранее 01.01.2019.
Из системного толкования приведенных норм права следует: если оспоренная кадастровая стоимость земельных участков, установленная Распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1633 подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2019, то и кадастровая стоимость данных земельных участков, утвержденная Решениями Комиссии и Московским областным судом, в силу п. 1 ст. 391 НК РФ, подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2019.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки, в целях подтверждения правильности применения кадастровой стоимости, направлен запрос в Управление федеральной налоговой службы по Московской области N 10-09/12822@ от 25.10.2021, для перенаправления в Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество) от 25.10.2021 N 17-09/082505@.
Налоговым органом, был получен ответ Минмособлимущества исх.17-14/091663@, в котором Минмособлимущество пояснило, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области 2018 определены по состоянию на 01.01.2018, утверждены распоряжением Минмособлимущества от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2019, в том числе по земельным участкам ТСН "Тюнино", расположенным в Луховицком районе Московской области".
Из вышеизложенного следует, что при расчете земельного налога за 2018 год налогоплательщик ошибочно использовал величину кадастровой стоимости земельных участков, установленную Решениями Московского областного суда от 28.05.2020 по делу N 3а-1082/2020, от 29.07.2020 по делу N 3а-1226/2020, от 21.05.2021 по делу N 3а-1079/2020; Решениями Комиссии от 05.02.2021 N 15СЗ-1142, от 05.02.2021 N 15СЗ-1143; от 26.02.2020 N15СЗ-1833, подлежавшую применению для целей налогообложения не ранее 01.01.2019.
Оценивая довод налогоплательщика о том что, с учетом произведенных оплат в рамках мирового соглашения у налогового органа отсутствует право доначислять пени в сумме 5 186 229, 01 руб., суд первой инстанции исходил из того, что 27.04.2022 по результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год (рег. N 127607845 кор.4), представленной ТСН "Тюнино" 03.08.2021, вынесено Решение N 211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении ТСН "Тюнино" кадастровой стоимости при расчете земельного налога за 2018 год - с 01.01.2018.
Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 14 054 364 руб., следовательно, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены и пени в размере 5 186 229, 01 руб.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что расчет земельного налога за 2018 год за земельные участки ТСН "Тюнино" правомерен, выполнен налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства, в связи с чем, основания для признания оспариваемого решения от 27.04.2022 N 211 недействительным отсутствуют.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений (ст. 65 АПК РФ).
В ч. 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Учитывая положения ст. 71 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных документов считает законным оспариваемое решение от 27.04.2022 N 211.
На основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 по делу N А41-66481/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66481/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ТЮНИНО"
Ответчик: МИФНС N8 по Московской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИФНС N8 по Московской области