г. Хабаровск |
|
24 мая 2023 г. |
А73-15962/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А.
при участии в заседании представителей:
от межпоселенческого муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" Аяно-Майского муниципального района: Соколова О.А. по доверенности от 11.05.2021;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Кузьменко О.Н. по доверенности от 17.01.2023 N 47-12/001413;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межпоселенческого муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" Аяно-Майского муниципального района
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.01.2023
по делу N А73-15962/2022
по заявлению Межпоселенческого муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" Аяно-Майского муниципального района (ОГРН 1092720002495, ИНН 2708001622)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446)
о признании безнадежной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 16 487 501,65 рубля
третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859, ИНН 2700000313)
УСТАНОВИЛ:
Межпоселенческое муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" Аяно-Майского муниципального района (далее - ММУП "Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с уточненными требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - инспекция): признать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, возникшую за периоды до 01.01.2017 и не обеспеченную мерами принудительного взыскания в размере 16 487 501,65 руб., безнадежной к взысканию в том числе: страховые взносы в ПФР (взносы), истекшие до 01.01.2017 - 7 840 234,54 руб.; страховые взносы в ПФР (пени), истекшие до 01.01.2017 - 5 199 721,14 руб.; страховые взносы в ФОМС (взносы), истекшие до 01.01.2017 -1 925 409,47 руб.; страховые взносы в ФОМС (пени), истекшие до 01.01.2017 - 1 522 136,50 руб.; обязать списать указанную задолженность с лицевого счета ММУП "Коммунальник".
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена процессуальная замена ответчика по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю на ее правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, в связи с реорганизацией в форме присоединения (далее - УФНС России по Хабаровскому краю).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (с 01.01.2023 переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО)).
Решением суда от 24.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ММУП "Коммунальник" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, с учетом дополнения, податель указывает, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, в связи с отсутствием на картотеке к расчетному счету инкассовых поручений, а в службе судебных приставов исполнительных производств в отношении задолженности, возникшей до 01.01.2017. Заявитель полагает, что задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС, пеням, превышающая остаток задолженности по исполнительным производствам, не обеспечена мерами принудительного взыскания. Кроме того, указывает на несовпадение сведений об имеющей задолженности с данными пенсионного фонда, а также на отсутствие задолженности предприятия по страховым взносам за период 4 квартал 2015 года - 3 квартал 2016 года в связи с уплатой.
С апелляционной жалобой предприятие заявляло ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159, части 2 статьи 268 АПК РФ определил приобщить к материалам дела дополнительные документы (постановления об окончании исполнительного производства), как связанные с обстоятельствами настоящего спора и устраняющие неполноту материалов дела. В отношении пакета документов, поступившего с дополнением N 2 к апелляционной жалобе, а также справки Росбанка от 27.03.2023, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства в указанной части, поскольку они не имели отношения к предмету спора и не входили в круг обстоятельств, которые подлежали доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
УФНС России по Хабаровскому краю, ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО не согласилось с заявителем в отзывах на апелляционную жалобу, просили в ее удовлетворении отказать.
Определениями апелляционного суда от 28.03.2023, от 11.04.2023, от 02.05.2023 судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось.
В порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ производилась замена в составе суда.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представители предприятия и налогового органа поддерживали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнениях.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО по имеющимся в нем материалам. Информация о рассмотрении апелляционной жалобы размещалась на общедоступном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ММУП "Коммунальник" (peг. N 037-022-002048) в спорный период являлось плательщиком страховых взносов в силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Предприятие имело задолженность по страховым взносам в ПФР и ФФОМС в общей сумме 30 342 147,65 руб. по требованиям от 18.02.2015 N 03702215ТН0015134 (со сроком уплаты до 18.03.2015), от 09.07.2015 N 037S01150000974 (со сроком уплаты до 18.08.2015), от 26.11.2015 N 037S01150032370 (со сроком уплаты до 15.12.2015), от 29.02.2016 N 037S01160013071 (со сроком уплаты до 18.03.2016), от 25.04.2016 N 037S01160056919 (со сроком уплаты до 16.05.2016), от 09.08.2016 N 037S011600084270 (со сроком уплаты до 29.08.2016), от 28.10.2016 N 037S01160108860 (со сроком уплаты до 15.11.2016), от 23.11.2016 N 037S01160122813 (со сроком уплаты до 13.12.2016), от 28.01.2017 N 037S01170020657, от 28.03.2017 N 037S01170163137.
Вышеуказанная задолженность передана пенсионным фондом 09.05.2017 в электронном виде (выгружена из программного продукта) в Управление ФНС по Хабаровскому краю в составе сальдовых остатков по состоянию на 01.01.2017, с приложением документов, подтверждающих принятые меры принудительного взыскания задолженности для дальнейшего взыскания.
В соответствии с совместным письмом ФНС и ПФР от 02.03.2018 N ГД-4-8/4126@НП-30-24-3917 в отношении ММУП "Коммунальник" Отделением ФПС переданы в МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю документы на бумажном носителе, подтверждающие меры принудительного взыскания задолженности.
Задолженность по страхователю налоговым органом принята, включена в акт приема-передачи дебиторской задолженности и подтверждалась данными карточки расчетов с бюджетом (далее - КРСБ).
12.07.2017 пенсионным фондом выгружено в электронном виде требование от 28.01.2017 N 037S01170020657 на сумму 367 903,22 руб. (пеня) с истекшим 17.02.2017 сроком исполнения, которое в адрес страхователя не направлялось. В адрес последнего инспекция направила требование от 28.01.2017 N 037S01170020657 со сроком исполнения - 18.10.2017.
13.11.2017 вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств N 11961 и на расчетный счет в ДВ филиал ПАО Росбанк направлены поручения на списание, перечисление денежных средств N N 23203 - 23204.
Решение о взыскании задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вынесено 15.02.2018. Исполнительное производство N 210/18/27018-ИП возбуждено 20.02.2018 Отделом судебных приставов по Аяно-Майскому району (далее - ОСП по Аяно-Майскому району).
18.07.2017 пенсионным фондом выгружены начисления за 4-й квартал 2016 года по страховым взносам на ОМС в бюджет ФФОМС и страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017.
26.07.2017 инспекция сформировала требование об уплате страховых взносов N 13152 на сумму 2 565 840,30 руб. (взносы, пеня), со сроком исполнения - 23.08.2017.
В связи с неисполнением требования страхователем налоговым органом 07.09.2017 вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств N 8481, на расчетный счет в ДВ филиал ПАО Росбанк направлены поручения на списание и перечисление денежных средств NN 19178-19181.
Решение о взыскании задолженности за счет имущества в соответствии статьей 47 НК РФ вынесено 08.02.2018, исполнительное производство N 178/18/27018-ИП возбуждено ОСП по Аяно-Майскому району 16.02.2018.
По состоянию на 13.10.2022 на исполнении в ОСП по Аяно-Майскому району находилось пять исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о взыскании задолженности за счет имущества плательщика в соответствии со статьями 47 НК РФ, остаток задолженности по которым составлял 10 257 332,34 руб.
Полагая, что налоговый орган утратил возможность взыскания суммы задолженности 16 487 501,65 руб., предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлены случаи признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
Подпункт 4 статьи 59 НК РФ к одному из таких случаев относит принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Между тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Частями 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
В частях 1 - 3 статьи 19 этого Закона указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках.
При этом взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
Требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 НК РФ).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 НК РФ).
Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 НК РФ положения данных статей применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и штрафов.
Настаивая на требовании о признании заявленных сумм задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС, пеней как безнадежных к взысканию, ММУП "Коммунальник" определил их как арифметическую разницу между имеющейся задолженностью по страховым взносам, пеням, отраженной на лицевом счете предприятия на 13.09.2022, и остатком задолженности по возбужденным в службе судебных приставов исполнительным производствам. При этом указывая, что заявленный размер задолженности не обеспечен мерами принудительного взыскания.
Проанализировав сведения лицевого счета ММУП "Коммунальник" в налоговом органе на вышеуказанную дату, информацию пенсионного фонда, касающуюся задолженности по страховым взносам, соответствующих пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды, образовавшейся на 01.01.2017, по состоянию на 13.10.2022 судебной коллегией установлено, что фактически ее размер составлял 14 864 255,24 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 7 840 234,54 руб.; пени по страховым взносам на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 4 199 165,92 руб.; недоимка по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 1 925 409,47 руб.; пени по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 899 445,3 руб.
Проверка налоговым органом задолженности по страховым взносам на ОПС, ОМС, пеням показала, что: по исполнительному производству N 1423/17/27018-ИП от 22.08.2017 (постановление от 18.08.2017 N 1668): страховые взносы на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 3 570 191,48 руб.; страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 858 428,21 руб.; всего: 4 428 619,69 руб.
По исполнительному производству N 178/18/27018-ИП от 16.02.2018 (постановление от 08.02.2018 N 27200000184): страховые взносы на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 936 739,46 руб., пени - 1 583 273,17 руб.; страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 410 921,57 руб.; всего: 2 930 934,20 руб.
По исполнительному производству N 210/18/27018-ИП от 20.02.2018 (постановление от 15.02.2018 N 27200000962): страховые взносы на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 669 204,35 руб.; страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 181 143,68 руб.; всего: 850 348,03 руб.
По исполнительному производству N 7649/21/27018-ИП от 17.08.2021 (постановление от 08.02.2018 N 1863): страховые взносы на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 1 224 501,31 руб.; страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: недоимка - 0 руб., пени - 0 руб.; всего: 1 224 501,31 руб.
Согласно сведениям из КРСБ по состоянию на 13.09.2022 у предприятия имелась задолженность по пеням: по страховым взносам на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 11 882 675,43 руб.; по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 - 2 933 974,43 руб.
Относительно заявленной предприятием для признания безнадежной к взысканию задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на ОПС за период до 01.01.2017 в размере 5 135 447,81 руб. и пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на ОМС за период до 01.01.2017 в размере 1 715 844,04 руб., установлено, что указанный размер задолженности обеспечен мерами принудительного взыскания в полном объеме.
В частности налоговым органом выставлены требования от 01.09.2022 N 25102 (со сроком уплаты до 02.10.2022), от 20.02.2021 N 6929 (со сроком уплаты до 05.03.2021), приняты соответственно решение о взыскании от 12.10.2022 N 3171 в порядке статьи 46 НК РФ (установленный пунктом 1 статьи 47 НК РФ срок не истек) и решение о взыскании от 08.04.2021 N 798 в соответствии со статьей 47 НК РФ.
При установленных по делу обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в отношении спорной задолженности по страховым взносам, пеням, отраженной в справке о состоянии расчетов, пенсионным фондом и налоговым органом с учетом передачи полномочий приняты все возможные меры принудительного взыскания, предусмотренные Законом N 212-ФЗ и НК РФ, что подтверждается представленными в материалы дела требованиями, решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств, решениями о взыскании спорных денежных средств за счет имущества налогоплательщика и постановлениями, а также постановлениями, вынесенными в рамках исполнительных производств.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, пеням в связи с истечением предельного срока предъявления к исполнению в службу судебных приставов исполнительных документов пенсионного фонда, несмотря на принятие ранее со стороны последнего мер принудительного исполнения.
Признание безнадежной к взысканию задолженности возможно только при условиях, когда органами контроля не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли. Между тем, материалами настоящего дела подтверждено обратное.
Кроме того, действующее законодательство не содержит положений о повторном применении налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017. В рассматриваемых правоотношениях взыскание задолженности по страховым взносам и пеням (частично) реализовано пенсионным фондом. Также Налоговый кодекс РФ не предоставляет налоговым органам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в случае соблюдения сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 и/или пунктом 1 статьи 47 НК РФ, при отсутствии иных оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 45 НК РФ, поскольку предусматривает обязанность по реализации взыскания налогов во внесудебном порядке.
Остальные доводы жалобы относительно несогласия заявителя с размерами имеющейся задолженности за периоды до 01.01.2017 проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку из положений Федерального закона 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между внебюджетными фондами и налоговыми органами произведено по состоянию на 01.01.2017.
Кроме того, разногласия относительно наличия задолженности по страховым взносам не входят в круг обстоятельств, которые подлежат установлению при рассмотрении заявленного предмета спора, регулируемого статьей 59 НК РФ.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции. В целом доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а ММУП "Коммунальник" при ее подаче предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то на основании статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.01.2023 по делу N А73-15962/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межпоселенческого муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" Аяно-Майского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15962/2022
Истец: МУП МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ "КОММУНАЛЬНИК" АЯНО-МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю