г. Москва |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А41-90339/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Куб-Дизайн+": Ищейкин В.Н. по доверенности от 11.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Контрольно-счетной палаты городского округа Красногорск Московской области: Ивашина Л.Е. по доверенности от 01.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от МАУК "Парки Красногорска": Волконский В.А. по доверенности от 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Куб-Дизайн+"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 февраля 2023 года по делу N А41-90339/22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Куб-Дизайн+"
к Контрольно-счетной палате городского округа Красногорск Московской области
при участии в деле третьего лица: муниципального автономного учреждения культуры городского округа Красногорск "Парки Красногорска"
об оспаривании акта и представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Куб-Дизайн+" (далее - заявитель, общество, ООО "Куб-Дизайн+") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 17-19) к Контрольно-счетной палате городского округа Красногорск Московской области (далее - заинтересованное лицо, КСП) о признании недействительными акта от 04.06.2021 и представления от 11.06.2021 N 11.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное автономное учреждение культуры городского округа Красногорск "Парки Красногорска".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2023 года по делу N А41-90339/22 производство по требованию о признании недействительным акта от 04.06.2021 прекращено. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 144-148).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Куб-Дизайн+" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Куб-Дизайн+" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Контрольно-счетной палаты городского округа Красногорск Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МАУК "Парки Красногорска" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между муниципальным автономным учреждением культуры городского округа Красногорск "Парки Красногорска" и ООО "Куб-Дизайн+" был заключен муниципальный контракт от 08.02.2019 N 2019.26315, предметом которого являлось содержание территории в городе Красногорск Московской области: Ивановские пруды, площадь перед ДК Подмосковье, территории ул. Ленина, домов 7 и 17.
В соответствии с пунктом 2.11 Плана работы контрольно-счетной палаты городского округа Красногорск Московской области на 2021 год, утвержденного Приказом от 30.12.2022 N 31/1.10 заинтересованным лицом осуществлена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения культуры городского округа Красногорск "Парки Красногорска".
По результатам проверки КСП составлен акт по результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка соблюдения получателем субсидий условий договоров (соглашений), целей и порядка их предоставления (с элементами аудита в сфере закупок). Проверка результативности (экономности и эффективности) мер муниципальной поддержки, оказанной получателю субсидий. Проверка соблюдения учреждением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом" на объекте: муниципальное автономное учреждение культуры "Парки Красногорска", согласно которого надлежащие документы, подтверждающие уборку снега в ноябре-декабре 2019 года в городе Красногорске по муниципальному контракту, представлены не были (выпадение осадков в виде снега в ноябре-декабре 2019 года отсутствовало) (т. 1 л. д. 42-96).
В связи с выявленными нарушениями МАУК "Парки Красногорска" выдано представление от 11.06.2021 N 11, согласно которого учреждению указано на необходимость не допускать в дальнейшей работе отражения в бухгалтерском учете не имевших места фактов хозяйственной жизни, в том числе, невыполненных работ не оказанных услуг, не поставленных товаров, в также возместить в срок до 12.07.2021 в бюджет денежные средства в сумме 5 777 883 руб. 87 коп., направленные учреждением на оплату не имевших места фактов хозяйственной жизни, в том числе, невыполненных работ не оказанных услуг, не поставленных товаров (т. 1 л. д. 34-37).
Полагая, что указанный акт и представление являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "Куб-Дизайн+" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по требованию о признании недействительным акта от 04.06.2021 и для отказа в удовлетворении остальной части заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41- ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 19.01.2017 N 22/2 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате городского округа Красногорск Московской области, согласно части 1 статьи 8 которого КСП осуществляет контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета городского округа Красногорск, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств городского округа Красногорск Московской области, направленных на проверку соблюдения получателем субсидий условий договоров (соглашений) выявлено, что в соответствии с представленными актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) в рамках исполнения данного муниципального контракта в ноябре 2019 года ООО "Куб-Дизайн+" производились следующие виды работ:
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 233 569 руб. 49 коп., а также россыпь противогололедных материалов на сумму 68 040 руб. 57 коп. (акт о приемке выполненных работ от ЗОЛ 1.2019 N 135, позиции NN 3-5);
- очистка площадки для выгула собак от снега вручную на сумму 26 614 руб. (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 138, позиция N 1);
- очистка детских площадок от снега вручную на сумму 70 221,15 рубль (акт о приемке выполненных работ от ЗОЛ 1.2019 N 139, позиция N 1);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 13839,52 рублей (акт о приемке выполненных работ от ЗОЛ 1.2019 N 140, позиция N 1;
- очистка спортивной площадки от рыхлого снега толщиной до 10 см ы/ вручную на сумму 13 286 руб. 59 коп. (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 141, позиция N 1).
Общая стоимость указанных видов работ в ноябре 2019 года составила 425 571 руб. 32 коп., с учетом НДС в размере 20%, и коэффициента снижения по итогам электронного аукциона в размере 0,85250126912 за выполнение данных работ учреждение оплатило подрядчику 435 360 руб. 11 коп.
В соответствии с представленными актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) в декабре 2019 года ООО "КУБ-Дизайн+" производились следующие виды работ:
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 467 152 руб. 48 коп., а также россыпь противогололедных материалов на сумму 272 160 руб. 79 коп. (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 143, позиции N 3-5);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров на сумму 8 168 руб. 03 коп. (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 144, позиция N 2); очистка площадки для выгула собак от снега вручную на сумму 53 228 руб. 01 коп. (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 146, позиция N 1);
- очистка детских площадок от снега вручную на сумму 175 552 руб. 87 коп. (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 147, позиция N 2);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 27 678 руб. 45 коп. (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 148, позиция N 2);
- очистка спортивной площадки вручную от рыхлого снега толщиной до 10 см на сумму 13 286 руб. 59 коп. (акт о приемке выполненных работ от вручную N 149, позиция N 2).
Общая стоимость указанных видов работ в декабре 2019 года составила 1 017 227 руб. 22 коп., с учетом НДС в размере 20% и коэффициента снижения по итогам электронного аукциона в размере 0,85250126912 за выполнение данных работ учреждение оплатило подрядчику 1 040 625 руб.
В ходе проверки сотрудниками КСП установлено, что в соответствии с архивными данными метеонаблюдений в ноябре и декабре 2019 года в городе Красногорске выпадение осадков в виде снега не было зафиксировано, то есть такие факты хозяйственной жизни как очистка тротуаров от снега механизированная, очистка тротуаров от снега вручную, сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров и другие из указанных выше на общую сумму 1 475 985 руб. 11 коп. не могли иметь место, так как отсутствовал объект для их осуществления.
Как следует из материалов дела, в акте от 04.06.2021 факт отсутствия осадков в спорный период времени был зафиксирован, подтвержден материалами проверки, в том числе, приложенными обществом фотографиями улиц, находящихся на обслуживании заявителя.
В ходе рассмотрения дела N А41-71769/21, проверенного в вышестоящих судах, установлено, что согласно архивным данным метеонаблюдений в ноябре и декабре 2019 года в городе Красногорске Московской области выпадение осадков в виде снега не было зафиксировано.
По запросу суда Росгидрометом (ФГБУ "Центральное УГМС") также была представлена справка от 13.01.2022 о наличии осадков на территории г.Красногорск за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, согласно которой осадков в виде снега и иных осадков в ноябре и декабре 2019 года на территории г. Красногорск не имелось.
Таким образом, по результатам судебного разбирательства, судом было установлено, что такие факты хозяйственной жизни как очистка тротуаров от снега механизированная, очистка тротуаров от снега вручную, сметание снега и другие не могли иметь место в связи с отсутствием снега в указанный период.
В решении Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-71769/21 установлено, что по результатам контрольного мероприятия (акт от 04.06.2021), проведенного контрольно-счетной палатой, как органом муниципального финансового контроля, был составлен протокол в отношении должностного лица - директора МАУК "Парки Красногорска" Ковтуна В.Н. по признакам совершенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела N 5/457/2021 мировой судья судебного участка N 320 Красногорского судебного района Московской области 01.07.2021 вынес постановление о назначении административного наказания Ковтуну В.Н. в виде штрафа в сумме 15 000 руб. в доход государства, как должностному лицу, допустившему грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в регистрации не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Ковтун В.Н. свою вину признал полностью, тем самым подтвердив, что подписание актов о приемке выполненных работ со стороны истца (как заказчика по муниципальному контракту) и полная их оплата в ноябре и декабре 2019 года произведены необоснованно.
Согласно вступившему в законную силу решению суда общей юрисдикции, а равно судебным актам арбитражных судов выявленное нарушение квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств, выделенных учреждению для оказания услуг.
В настоящем деле нарушений каких-либо прав и законных интересов общества, ни судом первой инстанции, ни арбитражным апелляционным судом не установлено. В адрес заявителя представление от 11.06.2021 N 11 не направлялось, а было выдано МАУК "Парки Красногорска", которое должно было принять соответствующие организационные меры и возвратить денежные средства в бюджет.
Непосредственно данный документ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Факт надлежащего выполнения стороной условий муниципального контракта подлежит выяснению по делу N А41-50270/22 о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 475 985 руб. 11 коп.
Таким образом, несмотря на указание КСП на выявленные нарушения, данный документ для ООО "Куб-Дизайн+" носит информационный характер, направлен на стимулирование добровольного выполнения действующего законодательства со стороны учреждения и не влечет для общества каких-либо негативных последствий, связанных с его неисполнением.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что о проведенных контрольных мероприятиях и выдаче представления от 11.06.2021 N 11 заявитель узнал, ознакомившись с материалами дела N А41-50270/22 о взыскании неосновательного обогащения 1 475 985 руб. 11 коп., то есть 08.08.2022, о чем свидетельствует лист ознакомления с материалами дела.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование в суд не представлено.
Доводы общества о наличии оснований для учета срока на обращение в Совет депутатов г.о. Красногорск, обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) контрольно-счетных органов в законодательные (представительные) органы лишь проверяемые органы и организации и их должностные лица, к которым ООО "Куб-Дизайн+" не относится.
Пропуск срока на обжалование предписания является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку нарушенное материальное право по истечении процессуальных сроков не подлежит восстановлению в суде.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое представление является законным и отмене не подлежит.
Также суд первой инстанции обосновано прекратил производство в части требования о признании недействительным акта от 04.06.2021 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 АПК РФ.
Между тем, акт по результатам проведенного контрольного мероприятия не является ненормативным правовым актом, а представляет собой лишь способ закрепления результатов проверки, правомерность получения которого проверяется в ходе рассмотрения вопроса о законности и обоснованности вынесения предписывающих актов, в том числе, предписания.
По своей правовой природе акт проверки имеет констатирующий, а не властный, обязывающий характер, его составление не влечет для заявителя нарушения каких-либо его прав и законных интересов.
При этом согласно части 7 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, влечет за собой неисполнение представления или предписания, а не акта.
Из материалов дела не следует, что непосредственно данный документ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Факт надлежащего выполнения стороной условий муниципального контракта подлежит выяснению по делу N А41-50270/22 о взыскании 1 475 985 руб. 11 коп. неосновательного обогащения.
Таким образом, акт по результатам проведенного контрольного мероприятия не является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, затрагивающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, который в соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 29 АПК РФ может быть обжалован в арбитражный суд.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2016 года по делу N А41-4119/15, от 27 августа 2021 года по делу N А41-71778/20, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 ноября 2020 года по делу N А43-10904/2018.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части требований об оспаривании акта КСП.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2023 года по делу N А41-90339/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90339/2022
Истец: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО КУБ-ДИЗАЙН +
Ответчик: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА"