г. Владимир |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А43-37875/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.03.2023 по делу N А43-37875/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стайер" (ИНН 2130203990, ОГРН 1182130009302) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Нижегородской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.08.2022 N2225200664907 о недостоверности сведений в отношении юридического адреса общества с ограниченной ответственностью "Стайер".
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Стайер" - Редозубов К.А. по доверенности от 21.12.2022 сроком действия на 3 года (представлено удостоверение адвоката);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области - Аракчеева А.А. по доверенности от 01.02.2023 сроком на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по Нижегородской области проведена проверка достоверности сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц о юридическом адресе общества с ограниченной ответственностью "Стайер" (далее по тексту - Общество), в ходе которой установлено, что фактически Общество не находится по зарегистрированному адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бориса Видяева, д. 16 кв. 50, чем составлен протокол осмотра недвижимости от20.06.2022 N 533.
По результатам указанных мероприятий, посчитав, что достоверность сведений об адресе Общества не соответствует действительности, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Нижегородской области данную информацию направила в Межрайонную инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция).
Инспекцией в адрес Общества и его учредителя и руководителя направлено уведомление от 11.07.2022 N 488.
В связи с не предоставлением запрошенной информации, Инспекцией 31.08.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений в отношении адреса (места нахождения) за номером 222200664907.
Полагая, что действия Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.08.2022 за N 222200664907 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 10.03.2023 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконными действия Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.08.2022 за N 222200664907 и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц указанной записи.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 4 приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. Инспекция не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Нижегородской области нельзя признать заинтересованным лицом в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), при этом передача информации от одного территориального органа другому территориальному органу Федеральной налоговой службы, осуществляющей функции регистрирующего органа, не может служить основанием для вывода о поступлении иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Инспекция считает неверным вывод суда о том, что в рассматриваемом случае регистрирующий орган самостоятельно, в отсутствие на то оснований, инициировал проведение мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в Единый реестр юридических лиц, об адресе юридического лица.
Считает, что выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Нижегородской области, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку судом первой инстанции не было учтено, что у регистрирующего органа имелись основания для инициирования процедуры проверки адреса места нахождения Общества, а именно информация, поступившая в соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, из Межрайонной ИФНС России N 20 по Нижегородской области (территориальный налоговый орган), в отношении Общества, ООО "Вист" и ООО "Байсел" о наличии признаков "транзитных" организаций, имитирующих финансово-хозяйственную деятельность на основе формального документооборота, созданной для участия в схемах уклонения от уплаты налогов, на что указывают информация и документы, полученные в ходе проведения мероприятий налогового контроля.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц оспариваемой записи послужили установленные Инспекцией факты не нахождения Общества по месту регистрации.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, составляющих единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральный закон N 129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (статья 1).
Согласно абзацу 2 статьи 1 данного закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим законом.
Информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Федеральным законом N 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.
Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт "в").
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (алее - ГК РФ)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По смыслу действующего законодательства место нахождения юридического лица имеет существенное значение, в том числе при определении места исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудности споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с хозяйствующим субъектом.
Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ на регистрирующий орган возложены полномочия по проверке достоверности сведений, включенных (включаемых) в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
В соответствии с пунктом 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий определены в приложении N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Согласно пункту 4 приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Исходя из норм действующего законодательства, территориальный налоговый орган вправе представить в регистрирующий орган как заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице, так и иную информацию, свидетельствующую о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Федеральный закон N 129-ФЗ и Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ не содержат перечня заинтересованных лиц, заявление (иная информация) которых о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, может являться основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Аргументы Инспекции о том, что информация, свидетельствующая о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, может быть получена по фактам реализации налоговыми органами своих непосредственных полномочий, и эта информация может выступать основанием для проведения мероприятий, обоснованны.
Вывод суда первой инстанции о том, что МИФНС N 20 по Нижегородской области нельзя признать заинтересованным лицом в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом N 129-ФЗ, ошибочен.
Вместе с тем, ошибочность этого вывода суда первой инстанции не привела к принятию неправильного судебного акта.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении адреса Общества явилось устное сообщение МИФНС N 20 по Нижегородской области.
Из пояснений представителей регистрирующего органа следует, что получив устную информацию о недостоверности адреса Общества, Инспекция направила в МИФНС N 20 по Нижегородской области поручение от 27.05.2022 N769 о проведении осмотра объекта недвижимости в отношении Общества в связи с наличием сомнений в достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе.
В соответствии с пунктом 14 приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи; по результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра; протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись; о применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Общество зарегистрировано по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Бориса Видяева, д.16, кв.50. По указанному адресу располагается жилая квартира, собственником которой является Юсифов Н.А.о. - учредитель и руководитель Общества.
Во исполнение поручения от 27.05.2022 N 759 МИФНС N 20 по Нижегородской области провела осмотр объекта недвижимости по названному адресу в отношении Общества.
Данное мероприятие зафиксировано протоколом осмотра объекта недвижимости от 20.06.2022 N 533 с применением видеосъемки (соответствующая отметка имеется в протоколе). На видеозаписи зафиксированы время и дата осмотра (правый верхний угол).
Согласно протоколу от 20.06.2022 N 533 при проведении осмотра навигация в отношении Общества не обнаружена, дверь в квартиру N 50 не открыли.
Одновременно в указанном протоколе отражено, что установить наличие или отсутствие Общества по спорному адресу невозможно. Из протокола осмотра от 20.06.2022 N 533 и видеозаписи не усматривается, что сотрудники МИФНС N 20 по Нижегородской области предпринимали попытки установить связь с руководителем юридическим лицом посредством телефона, получить объяснения иных лиц, проживающих в доме N16 по ул. Бориса Видяева г. Нижнего Новгорода.
МИФНС N 20 по Нижегородской области не представлено опросов лиц, возможно располагающих сведениями о юридическом лице.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что составленный 20.06.2022 протокол осмотра N 533 не является объективным доказательством недостоверности адреса.
Бесспорных и достаточных доказательств того, что Общество и его законный представитель не находятся по заявленному в ЕГРЮЛ адресу его местонахождения, в материалы дела не представлено.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указаны случаи, при наличии хотя бы одного из которых сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными.
Таких доказательств регистрирующим органом не представлено.
Таким образом, сведениями (документами), подтверждающими, что связь с юридическим лицом по спорному адресу невозможна, регистрирующий орган на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса Общества не обладал.
То обстоятельство, что почтовая корреспонденция, направленная в адрес Общества (80094074837163, 80094174602951, 80097172683762), не получена адресатом по причине истечения срока хранения, не подтверждает отсутствие Общества по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бориса Видяева, д.16, кв.50.
Иных доказательств, безусловно подтверждающих, что Общество не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлено.
В этой связи суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.03.2023 по делу N А43-37875/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-37875/2022
Истец: Общество с ограниченной отвеетственностью "Стайер"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 15 по Нижегородской области