г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А40-272221/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2023 по делу N А40-272221/22 по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН: 1037739510423)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822)
о признании незаконными решения от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-38060359/1,
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. по дов. от 22.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение, изложенное в письме от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-38060359/1 о возврате документов по заявлению о государственном кадастровом учете бесхозяйного объекта недвижимости здания по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 76, стр. 1; об обязании заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет бесхозяйного объекта недвижимости здания по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 76, стр. 1.
Решением суда от 07.03.2023 заявление Департамент городского имущества города Москвы удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕи обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, обеспечивает в установленном порядке признание права собственности города Москвы на бесхозяйное недвижимое имущество, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
Департаментом заказаны кадастровые работы с целью осуществления государственного кадастрового учета бесхозяйного объекта здания, расположенного по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 76, стр. 1.
По результатам кадастровых работ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) подано заявление от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-38060359 о постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйной вещи здания по адресу: г. Москва, просп. Маршала Жукова, д. 76, стр. 1.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 16.08.2022 с приложением, в том числе:
- декларация Департамента об объекте недвижимости;
- письмо ТУ Росимущества в городе Москве от 23.05.2022 N 77-12/15610, согласно которому в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об учете вышеуказанного Объекта;
- письмо Департамента от 20.05.2022 N ДГИ-И-36040/22, согласно которому Объект не учтен в реестре объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, а также что права собственности до 1998 года зарегистрированы не были;
- выписка из каталога координат пунктов ОГС Москвы.
Уведомлением от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-38060359/1 государственным регистратором поданные документы возвращены Департаменту по мотиву того, что из представленных документов не возможно идентифицировать объект и не следует, что объект недвижимости является безхозным.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3).
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов (часть 4).
В соответствии с п. 7. ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее - Порядок учета бесхозяйных вещей), с заявлением об учете бесхозяйной вещи может обратиться исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов (пункт 5).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 16 ст. 32 Закона N 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями, в том числе 10 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления документов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:
а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
Согласно Порядку учета бесхозяйных вещей Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:
- из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
- в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
- из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
- ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
- в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
Вышеуказанные перечни документов и основания для отказа в учете бесхозяйного объекта недвижимости в совокупности со ст.ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.
Во исполнение указанных норм Департамент предоставил в Управление Росреестра по Москве уведомление Департамента об отсутствии заявленного к учету объекта в реестре собственности города Москвы от 20.05.2022 N ДГИ-И-35738/22 и уведомление ТУ Росимущества по городу Москве от 23.05.2022 N 77-12/15610 об отсутствии данного объекта в реестре федеральной собственности.
Сведений о наличии зарегистрированных прав собственности на спорное здание в ЕГРН не имеется. Архивными сведениями органов юстиции, осуществлявших учет и регистрацию прав до Росреестра, о существовании правообладателей Департамент не располагает.
Таким образом, в распоряжении государственного регистратора имелись все сведения и документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.
Истребование же государственным регистратором дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо.
Таким образом, в качестве основания для возврата документов государственным регистратором указаны обстоятельства, не относимые к заявленному бесхозяйному объекту, что свидетельствует о проведении ненадлежащей правовой экспертизы документов.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2023 по делу N А40-272221/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272221/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ