г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А40-236015/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей Попова В.И., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2023 по делу N А40-236015/22,
по заявлению ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы" к УФАС по г. Москве
третье лицо: ИП Бойченко А.А.,
о признании незаконным и отмене решения от 28.07.2022 по делу N 077/06106- 11164/2022,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Власова Е.Р. по дов от 19.12.2022,
от ответчика - Мещеряков Д.С. по дов от 26.12.2022,
Иные лица не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", далее Учреждение, заявитель, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве от 28.07.2022 по делу N 77/06/106-11164/2022.
Решением арбитражного суда 20.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе.
Представители антимонопольного органа поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с извещением о проведении запроса котировок от 15.07.2022 N 0373100063322000012 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности в ВПП Жуковский (Московская область) для нужд ФГКУ Росгранстрой, начальная (максимальная) цена контракта - 3 484 680,00 рублей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В антимонопольный орган поступила жалоба ИП Бойченко А.А. на действия ФГКУ Росгранстрой при проведении запроса указанной конкурсной процедуры (Закупка N 0373100063322000012) (далее - запрос котировок).
Оспариваемым решением жалоба ИП Бойченко А.А. была признана обоснованной в части не установления дополнительных требований к участникам закупки, и установления неправомерных требований к составу заявки. В действиях Заказчика признано нарушение ч.4 ст.31, п. 12 ч.1 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
На основании принятого решения Заказчику было выдано обязательное к исполнению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из следующего.
Согласно п. 12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с 4.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и другихматериальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровняквалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к постановлению N2571.
Антимонопольный орган установил, что в соответствии с извещением о проведении запроса котировок от 15.07.2022 N 0373100063322000012 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности в ВПП Жуковский (Московская область) для нужд ФГКУ Росгранстрой, начальная (максимальная) цена контракта - 3 484 680,00 рублей.
В соответствии с абз.4 пп."а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 14 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п. 14 Приложения к постановлению N 2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
В соответствии с ч.8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно п.21 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N384-ФЗ) система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Как указывает Заявитель, что комплексная система безопасности не может рассматриваться как система в рамках п.21 ст.2 Закона N 384-ФЗ, поскольку Заказчик не является собственником здания международного аэропорта Жуковский на территории которого располагается пропускной пункт, при этом данная система является изолированной и не подключена к техническим системам здания. Кроме того оборудование подлежащее техническому обслуживанию в рамках данной закупки является движимым.
Между тем, судом установлено, что пропускной пункт Жуковский входит в состав здания международный аэропорт Жуковский, при этом автономность и независимость данной системы не свидетельствует, о том, что комплексная система безопасности не осуществляет функции по обеспечению безопасности на определенной территории здания аэропорта.
Так согласно п. 3.8 государственного стандарта N 53195.1-2008 "Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения" инженерная система (здания или сооружения): одна из систем здания или сооружения, предназначенная для обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
Исходя из пункта 7 Технического задания техническому обслуживанию подлежат такие системы как, например, "Система автоматического газового пожаротушения (АГПТ) ПС ФСБ", "Система оповещение о пожаре, внутренняя трансляция (СОП)", "Система пожарной сигнализация (СПС)", "Система контроля и управления доступом (СКУД)", которые отвечают за безопасность.
При этом ссылка Заказчика на то, что подлежащее обслуживанию оборудование является движимым не свидетельствует о том, что оно не выполняет соответствующие функции по обеспечению безопасности на территории пропускного пункта.
Также в составе извещения Заказчиком размещен файл Приложение N 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", в котором указано, что заявка должна содержать:
"1.1. Информацию и документы об участнике закупки:
1.1.1. Полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в томчисле иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическоелицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридическоголица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованныйфилиал или представительство), наименование обособленного подразделенияюридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленноеподразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (еслиучастником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное вкачестве индивидуального предпринимателя).
1.1.2. Фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица.
1.1.3. Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
1.1.4. Адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона.
1.1.5. Копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем).
1.1.6. Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица).
1.1.7. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель).
1.1.8. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо).
1.1.9. Декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы) (если информация о предоставлении преимущества установлена в Извещении о закупке).
1.1.10. Декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией) (если информация о предоставлении преимущества установлена в Извещении о закупке).
1.1.11. Декларация о принадлежности участника закупки, к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (если информация о предоставлении преимущества установлена в Извещении о закупке)".
В силу п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в томчисле иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическоелицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридическоголица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованныйфилиал или представительство), наименование обособленного подразделенияюридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленноеподразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (еслиучастником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качествеиндивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номерналогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенностидействовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителяюридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранногоюридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органаюридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных вп.2 и 3 ч.3 ст. 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательствомсоответствующего иностранного государства аналог идентификационного номераналогоплательщика таких лиц;
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (еслиучастником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахожденияюридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала илипредставительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранногоюридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес(место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени
участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), местожительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качествеиндивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, втом числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адресэлектронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии сзаконодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическимлицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (еслиучастником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участникомзакупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестраиндивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальныйпредприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов огосударственной регистрации юридического лица или физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующегогосударства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятиюуголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением илипредприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной ч.2 ст.29 Закона о контрактной системе (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п.З -5, 7 - 11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" -"в" п.2, п.З или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 ст.43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
В соответствии с ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о неправомерности действий ФГКУ Росгранстрой в части не установления дополнительных требований к участникам закупки, и установления неправомерных требований к составу заявки.
Кроме того, судом установлено, что Заказчиком предписание от 28.07.2022 по делу N 77/06/106-11164/2022 исполнено.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые решение и предписание УФАС являются законными, обоснованными, приняты в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при этом права и законные интересы не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им верную оценку, и с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласиться.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2023 по делу N А40-236015/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236015/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Бойченко Алексей Александрович