г. Владивосток |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А51-14236/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу,
апелляционное производство N 05АП-1574/2023
на решение от 13.02.2023
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-14236/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГАТ" (ИНН 8703010984, ОГРН 1158709000240)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 1042700152990)
третье лицо: Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195),
об оспаривании действий, выразившихся в возврате материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ с нарушением установленного срока; действий, выразившихся в возврате письмом от 28.02.2022 N 01- 12-12/107 материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ без указания исчерпывающей информации об основаниях принятого решения,
при участии:
от ООО "АГАТ": (до перерыва) представитель Слинкова В.Г. (при участии онлайн) по доверенности от 21.10.2022, паспорт;
от Департамента по недропользованию по ДФО: представитель Осинькина Е.Д. (при участии онлайн) по доверенности от 27.02.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 70719), паспорт;
от ПАО "Сбербанк России": представитель Тертычный А.А. (при участии онлайн) по доверенности от 20.02.2021, сроком действия 28.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 12183), паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГАТ" (далее - заявитель, Общество, ООО "АГАТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный ответчик, Департамент, Дальнедра), выразившихся в возврате недропользователю материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, с нарушением срока, установленного "Порядком подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127; действий, выразившихся в возврате недропользователю письмом от 28.02.2022 N 01-12-12/107 материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, без указания исчерпывающий информации об основаниях принятого уполномоченным органом решения о возврате материалов.
Определением суда от 29.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - третье лицо, ПАО "Сбербанк России", Банк).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 13.02.2023. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Так апеллянт считает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что заявка на согласование технического проекта по лицензии АНД 01374 БЭ направлена Обществом в адрес Дальнедр в последний день срока устранения выявленных нарушений, установленных уведомлением от 21.06.2021 N 20/21, и поступила в Департамент только 28.02.2022, то есть за пределами срока, установленных уведомлением N 20/21. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы о наличии сомнений в достоверности предоставленного в суд технического проекта от ООО "АГАТ". В обоснование указанного довода Департамент отмечает, что от Общества Чукотнедрами 28.02.2022 было получено почтовое отправление, содержащее одну тетрадь с названием "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота руч. Левая Перевальная, левый приток р.Перевальная в 2022-2034 годах. Лицензия АНД01374 БЭ" и CD диск, других вложений почтовое отправление не содержало. Настаивая на правомерности оспариваемых в рамках настоящего спора действиях, Департамент отмечает, что ввиду несоответствия представленного Техпроекта пунктам 15-17 Положения и в соответствии с пунктом 18 Положения, представленный Техпроект был возвращен Обществу без рассмотрения на почтовый адрес.
Административный ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о формальном подходе уполномоченного органа к оценке поступившего в его адрес пакета документов, поскольку причинами отказа в согласовании технического проекта явилось его несоответствие п. 15-17 Положения. Так, в заявочных материалах отсутствует копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также не все копии документов, приложенные к заявлению, подписаны и скреплены печатью пользователя недр.
В судебном заседании представитель Дальнедр доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ООО "АГАТ" в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.
Протокольными определениями суда от 17.04.2023 и от 02.05.2023 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В материалы дела Департаментом представлены письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ, а также дополнения ООО "АГАТ" к отзыву на апелляционную жалобу, тексты которых приобщены к материалам дела.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 10.05.2023 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начинается сначала.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
В судебном заседании 11.05.2023 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 18.05.2023. Вынесено протокольное определение. Об объявлении перерыва стороны уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва заседание суда продолжено.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Решением арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу от 06.12.2021 N А80-22/2021 (резолютивная часть объявлена 02.12.2021) в отношении ООО "Агат" введена процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 02 июня 2022 года, конкурсным управляющим утвержден Цуркан Сергей Григорьевич.
По лицензии АНД 01374 БЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр ручей Левая Перевальная, левый приток р. Перевальная (инт, р. л. 154 - 319), расположенном в Чукотском автономном округе, Чаунского района, ООО "Агат" предоставлено право пользования недрами. Дата государственной регистрации лицензии - 24.03.2020. Срок окончания действия лицензии -24.03.2035.
Управлением геологии твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию во исполнение пункта 12 протокола по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнева Ю.П. от 17.02.2021 N ЮТ-П47-2029 был проведен анализ выполнения условий пользования недрами лицензий, действующих на территории Дальневосточного федерального округа.
По итогам совещания Управлением геологии твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию в соответствии с пп. 4 п. 95 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 Дальнедрам письмом Федерального агентства по недропользованию от 28.04.2021 N 04-30/6339 поручено рассмотреть состояние дел с проведением работ по определенным лицензиям, в частности по лицензии АНД 01374 БЭ, и принять решение в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона РФ "О недрах".
Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу рассмотрены материалы по досрочному прекращению прав пользования недрами по лицензиям, действующим на территории Чукотского автономного округа.
Результаты рассмотрения занесены в протокол от 17.06.2021 N 2010-4.
По итогам рассмотрения материалов по лицензии АНД 01374 БЭ Комиссия установила наличие нарушения пункта 4.1.5 Условий пользования недрами и пришла к выводу рекомендовать Дальнедрам направить ООО "Агат" уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ в связи с невыполнением условий пользования недрами.
В адрес ООО "Агат" Отделом геологии и лицензирования по Чукотскому автономному округу Департамента по недропользования по Дальневосточному федеральному округу было направлено уведомление от 21.06.2021 N 20/21 о допущенных ООО "Агат" нарушениях условий пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
В уведомлении указано, что ООО "Агат" должно устранить допущенные нарушения Условий пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ с документальным подтверждением в течение 6 месяцев со дня получения настоящего Уведомления.
18.02.2022 ООО "Агат" почтовой корреспонденцией направило в адрес Департамента недропользования по Дальневосточному федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования по Чукотскому АО заявление с материалами проектной документации по разработке месторождения в целях ее согласования.
20.05.2022 в адрес общества от Чукотнедра поступило письмо от 28.02.2022 N 01-12-12/107, согласно которому по результатам поступившей на рассмотрение технической документации было принято решение о возврате документации без рассмотрения, о чем со ссылкой на п. 18 Положения "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 по основанию несоответствия представленной проектной документации требованиям п.п.15-17 Положения уполномоченный орган уведомил заявителя.
После истечения представленных ООО "Агат" дополнительных сроков устранения ранее выявленных нарушений, Дальнедра решили повторно на заседании Комиссии рассмотреть материалы дела по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ.
Не согласившись с действиями Департамента по возврату материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, с нарушением установленного срока; а также действий по возврату письмом от 28.02.2022 N 01-12-12/107 материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ без указания исчерпывающей информации об основаниях принятого решения, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, последнее оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемые действия Департамента являются незаконными и нарушают права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона N 2395-1.
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Согласно положениям статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Агат" было предоставлено право пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр ручей Левая Перевальная, левый приток р. Перевальная (инт, р. л. 154 - 319), расположенном в Чукотском автономном округе, Чаунского района. Срок окончания действия лицензии - 24.03.2035.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона о недрах указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (абзац 4 статьи 23.2 Закона о недрах).
Во исполнение положений статьи 23.2 Закона N 2395-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118), действовавшее, как верно отметил суд первой инстанции, на момент рассмотрения технического проекта ООО "АГАТ", поступившего в Департамент 28.02.2022.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 118 в редакции, действовавшей в спорный период, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Согласно материалам дела, ООО "Агат" в целях согласования тех.проекта разработки месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ обратилось в адрес Департамента недропользования по Дальневосточному федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования по Чукотскому АО с заявлением от 18.02.2022 N 155 о согласовании проектной документации "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота руч. Левая Перевальная, левый приток р. Перевальная в 2022-2034 годах" лицензия АНД 01374 БЭ.
Согласно имеющейся в материалах дела накладной N 1316991865, заявка на согласование технического проекта от 28.02.2022 с приложенным пакетом документов направлена в адрес административного ответчика 18.02.2022, то есть, как верно установлено арбитражным судом, в пределах срока, устранения выявленных нарушений, установленных Уведомлением N 20/21 о допущенных ООО "Агат" нарушениях условий пользования недрами по лицензии АНД 01374 БЭ и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
По результатам оценки поступившей от заявителя на рассмотрение технической документации Чукотнедра письмом от 28.02.2022 на основании пункта 18 Положения "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 принято решение о возврате документации без рассмотрения по мотиву несоответствия представленной проектной документации требованиям п.п.15-17 Положения, о чем ООО "Агат" уведомлено письмом от 28.02.2022 N 01-12-12/107 с приложением проектной документации на разработку месторождения по лицензии (РПО 68900070606017).
В адрес ООО "Агат" возвращены:
1. Технический проект на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, содержащий на титульном листе входящий штамп Чукотнедра от 28.02.2022, на бумажном носителе;
2. CD-диск, содержащий тех.проект и приложения в электронном виде;
3. графические приложения на бумажном носителе на 9-ти листах.
Рассматривая заявленные в рамках настоящего спора требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий административного ответчика в части возврата недропользователю материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, с нарушением срока.
При этом, арбитражный суд первой инстанции руководствовался следующим:
Пунктом 18 Положения от 03.03.2010 N 118 предусмотрено, что представленные на согласование материалы рассматриваются Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 15 - 17 настоящего Положения.
Материалы, представленные на согласование в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган), соответствующие установленным требованиям, направляются на рассмотрение комиссии в течение 5 рабочих дней со дня их представления пользователем недр.
Материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются пользователю недр Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно с указанием причин возврата в течение 5 рабочих дней со дня представления материалов.
Как установлено судом и следует из отчета отслеживания почтовой корреспонденции с номером отправления 68900070606017, а также списка отправлений заказных писем с уведомлением от 06.04.2022 N 002, уведомление о возврате технической документации без рассмотрения и основаниях принятого решения с приложением технической документацией было направлено Департаментом в адрес ООО "Агат" только 14.04.2022.
Доказательств обратного Департамент ни в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы не представил.
Что касается заявленного Обществом требования о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в возврате недропользователю письмом от 28.02.2022 N 01-12-12/107 материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, без указания исчерпывающий информации об основаниях принятого уполномоченным органом решения о возврате материалов, то коллегией апелляционного суда, как и судом первой инстанции установлено следующее:
Так, по тексту письма административного ответчика от 28.02.2022 указано на несоответствие представленных Обществом материалов требованиям пунктов 15-17 Положения.
Пунктом 15 Положения от 03.03.2010 N 118 установлено, что для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подается в электронном виде и подписывается электронной подписью пользователя недр или уполномоченного представителя пользователя недр в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" или подается на бумажном носителе в случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов лично либо почтовым отправлением.
В соответствии с пунктом 16 Положения к заявлению пользователя недр прилагается следующие документы:
а) проектная документация;
б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно);
в) копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (за исключением запасов углеводородного сырья) - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.
Копии документов, прилагаемых к заявлению, подписываются пользователем недр и скрепляются его печатью (при наличии печати) (пункт 17 Положения).
Согласно пункту 18 Положения материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются пользователю недр Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно с указанием причин возврата в течение 5 рабочих дней со дня представления материалов.
Проанализировав содержание письма Департамента от 28.02.2022 N 01-12- 12/107, поступившего в адрес заявителя, суд первой инстанции верно констатировал, что указанный документ содержит общую формулировку отказа со ссылкой на пп.15-17 Положения, без указания конкретных оснований принятого уполномоченным органом решения о возврате поступившего в его адрес заявления, что не позволило недропользователю однозначно установить, в чем конкретно заключается несоответствие представленной им документации требованиям законодательства, действовавшего на момент рассмотрения заявления, и своевременно устранить допущенные недостатки.
Ссылка Департамента на непредставление заинтересованным лицом в пакете документов копии заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, коллегией отклоняется, поскольку ввиду прямого указания на то данной нормой такое заключение представляется только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, уполномоченный орган в спорном случае не смог нормативно обосновать такую обязанность по отношению к заявителю и представленному им техническому проекту разработки месторождений полезных ископаемых.
Кроме того, на то обстоятельство, что требование о предоставлении материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых для ООО "Агат" не установлено, указано в п.4.1.4 Лицензии АНД 01373 БЭ.
Относительно ссылки Департамента на то, что не все документы, представленные Обществом, были заверены подписью конкурсного управляющего, то, как пояснил заявитель, весь пакет направленных в департамент документов был прошит и скреплен подписью конкурсного управляющего на обороте.
По вопросу отсутствия оттиска печати на копиях документов суду Обществом были даны пояснения, что от имени ООО "Агат" и в его интересах действовал конкурсный управляющий, для которого не установлена обязанность при реализации полномочий использовать печать организации.
Иных оснований, предусмотренных пунктами 15-17 Положения, как на то указано в письме от 28.02.2022, Департамент не привел.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции в рассматриваемом ситуации соглашается с выводом арбитражного суда о том, что Департамент как уполномоченный орган, формально подошел к оценке поступившего в его адрес комплекта документов, в том числе имеющихся на CD-диске, приложенного к заявке о согласовании проектной документации "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота руч. Левая Перевальная, левый приток р. Перевальная в 2022-2034 годах" лицензия АНД 01374 БЭ, и не исполнил возложенную на него обязанность указать конкретные причины возврата документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных услуг заявители имеют право на получение такой государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги.
Оспариваемые ООО "Агат" действия Департамента по возврату недропользователю письмом от 28.02.2022 N 01-12-12/107 материалов проектной документации на разработку месторождения по лицензии АНД 01374 БЭ, поступивших на согласование 28.02.2022, без указания исчерпывающий информации об основаниях принятого уполномоченным органом решения о возврате материалов, не соответствуют требованиям действующего законодательства и необоснованны уполномоченным органом.
При этом, исходя из установленных обстоятельств и оценки представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о нарушении Департаментом прав и интересов Общества.
Так, материалами дела подтверждается, что ответ Департамента, направленный последним несвоевременно, с нарушением установленного 5-дневного срока, был получен обществом только 20.05.2022.
Как указывает само заинтересованное лицо, указанные обстоятельства лишили его права на своевременное получение информации о результате рассмотрения поступившей на согласование проектной документации, основаниях принятого решения, что не позволило конкурсному управляющему ООО "Агат" принять своевременные и достаточные меры для повторного направления документации в адрес уполномоченного органа с целью устранения допущенных нарушений.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворены законно и обоснованно.
По правилам пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом по смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Как следует из заявления ООО "Агат" и подтверждается материалами дела, какого-либо способа восстановления нарушенного права по заявленным требованиям Общество не формулировало.
В рассматриваемом случае, коллегия апелляционного суда считает, что защита нарушенного права заявителя в спорной ситуации заключается в признании оспариваемых распоряжения действий Департамента незаконными, что по смыслу статьи 201 АПК РФ является достаточным способом для устранения допущенных нарушений прав и интересов Общества.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2023 по делу N А51-14236/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14236/2022
Истец: ООО "АГАТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ПАО "Сбербанк", Арбитражный суд Приморского края