г. Пермь |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А60-56370/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Охотниковой О.И.,
при участии:
от ООО "Семухино": Дегтянников Д.Г., паспорт, доверенность от 20.05.2023;
от Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: Агеева А.А., паспорт, доверенность от 12.01.2023;
иные лица, участвующие в деле, не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Семухино",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2023 года
по делу N А60-56370/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (ИНН 6670446810, ОГРН 1169658148220)
о признании незаконным решения от 15.07.2022 N 06-01-80/12542,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее - заявитель, Общество, ООО "Семухино") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии от 15.07.2022 N 06-01-80/12542 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Семухино" путем предоставления ему субсидии на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ в размере 169 500 руб.
Определением суда от 26.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что истец имеет право на предоставление субсидии. Обращает внимание на то, что 2021 году общество "Семухино" яровой сев и посадки в Свердловской области не производило и соответственно форму 1-фермер в Управление Федеральной службы государственной статистки по Свердловской и Курганской области не подавало. Материалами дела подтверждается, что общество "Семухино" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает обязательность ежегодной сдачи отчета 1-фермер при отсутствии наблюдаемого явления. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у ООО "Семухино" обязанности представлять отчет 1-фермер в отсутствии наблюдаемого явления. Отсутствие привлечения ООО "Семухино" к административной ответственности за нарушение порядка предоставления статистических данных является дополнительным подтверждением законности действий ООО "Семухино".
Министерство и Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дополнение к апелляционной жалобе приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось 24 июня 2022 года с заявлением о предоставлении субсидии N 577 в Красноуфимский территориальный отдел Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. Заявление и прилагаемые к нему требуемые документы были приняты специалистами под роспись.
Заявитель просил предоставить субсидию, направленную на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области".
15 июля 2022 года министерство подготовило и направило заявителю решение об отказе в предоставлении субсидии N 06-01-80/12542.
Не согласившись с вынесенным решением общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В 2022 году предоставление субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства по направлению "возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв" (далее - субсидия) осуществлялось в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении порядка предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка указанный порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) казенных учреждений и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), индивидуальных предпринимателей (далее - Получатель (Грантополучатель)), имеющих право на получение субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства но отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок проведения отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право получения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 5 Порядка предоставление субсидий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также в государственной программе Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года", и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Порядка категории Получателей (Грантополучателей), прошедших отбор и имеющих право на получение субсидии, цели и условия предоставления субсидии указаны в главах 2-8 Порядка по соответствующим направлениям предоставления субсидии.
Согласно пункту 10 Порядка для реализации права на получение субсидии Получатель представляет в структурное подразделение Министерства, обеспечивающее осуществление полномочий и функций Министерства в сфере агропромышленного комплекса на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее -территориальный отдел Министерства), или Министерство (в случае отсутствия территориального отдела Министерства на соответствующей территории) документы, указанные в главах 2-8 Порядка, в сроки, указанные в главах 2-8 Порядка, по соответствующим направлениям предоставления субсидии.
Так, в соответствии с пунктами 35 и 36 Порядка право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, прошедшие отбор в соответствии с Порядком отбора, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, имеющие посевные площади под сельскохозяйственными культурами.
Субсидия предоставляется в целях возмещения части фактически понесенных Получателем затрат за период с 1 октября отчетного финансового года и в текущем финансовом году на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта.
В соответствии с пунктом 39 Порядка субсидия предоставляется в два этапа: до начала посевных сельскохозяйственных работ (далее - первый этап) и после завершения посевных сельскохозяйственных работ (далее - второй этап).
В соответствии с пунктом 41 Порядка субсидия на втором этапе предоставляется Получателю:
1) на условиях софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета на 1 гектар посевной площади, занятой озимыми зерновыми культурами в отчетном финансовом году, посеянной под урожай текущего финансового года, яровыми зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои) и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем финансовом году, указанной в сведениях об итогах сева под урожай текущего финансового года (форма N 4-СХ или форма N 1-фермер);
2) за счет средств областного бюджета (без участия средств федерального бюджета) на 1 гектар посевной площади, занятой озимыми зерновыми культурами в отчетном финансовом году, посеянной под урожай текущего финансового года, яровыми зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои) и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем финансовом году, указанной в сведениях об итогах сева под урожай текущего финансового года (форма N 4-СХ или форма N 1-фермер).
Согласно пункту 44 Порядка на втором этапе по итогам проведения посевных сельскохозяйственных работ Получатель в срок не позднее 25 июня текущего финансового года представляет в Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии по форме, определенной правовым актом Министерства;
2) справку с указанием номера расчетного счета Получателя, открытого в российской кредитной организации, на который в последующем будет перечислена субсидия;
3) справку о фактических затратах, отражающую затраты за период с 1 октября отчетного финансового года и в текущем финансовом году, по форме, определенной правовым актом Министерства;
4) копию сведений об итогах сева под урожай отчетного и текущего финансового годов (форма N 4-СХ или N 1-фермер) с отметкой о принятии отчетности Управлением Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области;
5) копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме N 9-АПК за отчетный финансовый год;
6) отчет об использовании сортовых семян по форме, определенной правовым актом Министерства, подтвержденный филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Россельхозцентр" по Свердловской области или его районным (межрайонным) отделом.
Как следует из материалов дела, 24.06.2022 Обществом подано заявление о предоставлении субсидии за N 577 с описью документов, представленных Обществом для рассмотрения.
Между тем, Министерством установлено, что в нарушение подпункта 4 части первой пункта 44 Порядка Обществом не представлена копия сведений об итогах сева под урожай отчетного финансового года (форма N 4-СХ или N 1-фермер) с отметкой о принятии отчетности Управлением Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.
Основания для отказа в предоставлении субсидии указаны в пункте 14 Порядка, в соответствии с подпунктом 3 части первой указанного пункта основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии является несоответствие представленных Получателем (Грантополучателем) документов требованиям, указанным в главах 2-8 Порядка, по соответствующим направлениям предоставления субсидии или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
Оспариваемое решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 15.07.2022 N 06-01-80/12542 об отказе ООО "Семухино" в предоставлении субсидии содержит следующие основания для отказа: подпункт 3 пункта 14 и подпункт 4 пункта 44 Порядка.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции поддерживается вывод Министерства об отсутствии оснований для предоставления Обществу субсидии.
Вопреки доводам заявителя жалобы, согласно бланку формы N 1-фермер и указаниям по ее заполнению, утвержденным приказом Росстата от 21 июля 2020 г. N 399, форму федерального статистического наблюдения N 1-фермер "Сведения об итогах сева под урожай" предоставляют юридические лица - субъекты малого предпринимательства, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Заполненная форма предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (пункты 1, 2 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения).
Форма федерального статистического наблюдения N 1-фермер обеспечивает получение данных во исполнение требований федерального закона, а не предписаний самой формы, и в установленном федеральным законодательством порядке (путем заполнения статистических форм), позволяющем осуществлять унификацию процессов сбора и обработки статистической информации.
Таким образом, обязанность по предоставлению первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения предусмотрена непосредственно Законом N 282-ФЗ.
Указанный вывод подтвержден решением Верховного Суда Российской Федерации от 05 марта 2014 N АКПИ13-1261.
Учитывая изложенное, отсутствие посевов сельхозкультур за отчетный период не освобождает респондента (ООО "Семухино") от обязанности предоставить субъекту официального статистического учета (Свердловскстату) документированную информацию по форме N 1-фермер, отражающую данный факт, по каждому из обособленных подразделений.
Для получения первичных статистических данных о севе сельскохозяйственных культур под урожай 2021 г. 19 апреля 2021 г. в АС ГС ОФСН сформирован предварительный каталог, 23 апреля 2021 г. - сформирован итоговый каталог и выгружен в систему websbor.gks.ru 23 апреля 2021 г. (идентификационный номер 497189).
ТОСП ООО "СЕМУХИНО" С. КРЫЛОВО (ОКПО: 66785422650002) и ТОСП ООО "СЕМУХИНО" С. БАРАБА (ОКПО: 66785422650003) вошли в указанный каталог, то есть информация об обособленных подразделениях ООО "СЕМУХИНО" была включена в перечень респондентов по форме N 1-фермер "Сведения об итогах сева под урожай 2021 года" и размещена в системе websbor.gks.ru в сети "Интернет" для всеобщего доступа, что подтверждается данными автоматизированной системы АС ГС ОФСН.
В системе websbor.gks.ru отражено направление информационных сообщений о необходимости предоставления отчетности по форме N 1-фермер на адрес электронной почты из представленной респондентом отчетности.
Таким образом, вопреки доводам истца, информирование респондента о проведении федерального статистического наблюдения по форме 1-фермер осуществлено. У респондента имелась возможность для исполнения предусмотренной законодательством обязанности при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Доводы общества об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
По приведенным в постановлении мотивам апелляционный суд оставляет решение суда без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2023 года по делу N А60-56370/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 5715 от 14.04.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56370/2022
Истец: ООО "СЕМУХИНО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ