г. Пермь |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А60-58927/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кабановой М.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Мороженое нашего города",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 марта 2023 года
по делу N А60-58927/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мороженое нашего города" (ИНН 6660098258 ОГРН 1026602947910)
к Администрации г. Екатеринбурга (комитет по товарному рынку) (ИНН 6661004661 ОГРН 1046603983800)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мороженое нашего города" (далее - заявитель, ООО "Мороженое нашего города", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий, изложенных в письмах от 08.09.2022 N 29.2-10/001/487 и N 29.2-10/001/488, и обязании внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Екатеринбурга, утвержденную постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 3092 от 19.12.2018, в части значения площади НТО, находящихся по адресам: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 120 и ул. Белореченская, 7.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заявитель обратился с апелляционной жалобой.
Апеллянт считает, что судом не принято во внимание, что нестационарные торговые объекты (далее - НТО) площадью 9 кв.м использовались еще до утверждения Схемы размещения НТО; никаких действий, направленных на изменение внешнего вида, размера, площади в ходе эксплуатации НТО заявителем совершено не было, а в 2021 году заявитель сам выявил ошибку в значении площади между фактическими данными и данными, указанными в документах, и предпринял действия, направленные на ее исправление. По мнению Общества, судом не было учтено, что заявитель обращался с другими требованиями к заинтересованному лицу - об исправлении ошибки, которая послужила основанием для пересмотра мест размещения НТО. Заявитель жалобы считает необоснованной ссылку суда на то, что на момент рассмотрения заявлений от 11.08.2022 о внесении изменений в Схему размещения НТО заявитель правом на размещение НТО не обладал, так как в данном случае заявитель перестал обладать правом на размещение НТО именно из-за допущенной заинтересованным лицом ошибки в Схеме размещения НТО.
Администрацией письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 12.08.2020 между ООО "Мороженое нашего города" и Администрацией Верх-Исетского района города Екатеринбурга заключены договоры N 106-2020/ВИ, 107-2020/ВИ на размещение нестационарных торговых объектов по адресам: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 120 и Белореченская, 7.
Указанные договоры заключены в соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ на основании схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 3092 от 19.12.2018.
Схемой НТО и договорами от 12.08.2020 N 106-2020/ВИ, 107-2020/ВИ предусмотрены вид торгового объекта - киоск, специализация - мороженое, площадь 5,5 кв.м. и 6 кв.м соответственно.
Фактически заявителем размещены и эксплуатируются объекты площадью 9 кв.м.
11.08.2022 заявитель обратился в Администрацию с заявлениями о внесении изменений в схему размещения НТО по адресам: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 120 и Белореченская, 7.
Заинтересованное лицо не нашло оснований для рассмотрения заявлений от 11.08.2022, указав на расторжение с заявителем с 15.08.2022 договоров от 12.08.2020 N 106-2020/ВИ, 107-2020/ВИ, о чем заявитель проинформирован в письмах от 08.07.2022 N 29.2-10/001/487 и N 29.2-10/001/488.
Не согласившись с позицией заинтересованного лица, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований и правомерности оспариваемого отказа, поскольку материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения заявлений о внесении изменений в схему НТО заявитель правом на размещение НТО не обладал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Согласно частей 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему.
Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Пункт 3 Порядка определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится: 1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; 2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; 3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; 4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; 6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 18 Порядка схема размещения основывается на: 1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
Внесение изменений и дополнений в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 33 Порядка, и с учетом требований, установленных в пункте 32 Порядка.
Основаниями для внесения изменений и дополнений в схему размещения являются: 1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; 2) необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 4) прекращение деятельности нестационарных торговых объектов, принятие органом местного самоуправления решения по предложениям о включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов; 5) ремонт и реконструкция автомобильных дорог и (или) реализация мероприятий по благоустройству территории, повлекшие необходимость переноса места размещения нестационарного торгового объекта, иные случаи возникновения необходимости использования земельного участка, на котором расположено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд; 6) место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16 настоящего порядка.
Рассмотрение предложений хозяйствующих субъектов, которым предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта, об изменении сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и (или) нестационарном торговом объекте осуществляется органом местного самоуправления в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты регистрации предложения.
Пунктом 26 Порядка N 295-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения: 1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 Порядка N 295-ПП; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 16 Порядка N 295-ПП, не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Как было указано ранее, схемой НТО на территории Верх-Исетского района города Екатеринбурга предусмотрены места размещения нестационарных торговых объектов:
1) киоск "Мороженое" площадью 5,5 кв. м, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 120 (строка 13 приложения N 1);
2) киоск "Мороженое" площадью 6 кв. м, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 7 (строка 24 приложения N 1).
Между Администрацией и заявителем заключены договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов:
1) от 12.08.2020 N 106-2020/ВИ в отношении места размещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 120;
2) от 12.08.2020 N 107-2020/ВИ в отношении места размещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 7.
Материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто нарушение общестовм условий договоров N N 106-2020/ВИ, 107-2020/ВИ от 12.08.2020, предусматривающих размещение НТО по адресам: г.Екатеринбург, ул. Бебеля, 120 и Белореченская, 7 по причине размещения НТО с иной - большей площадью, не предусмотренной договорами.
Администрация неоднократно сообщала об этом обществу "Мороженое нашего города", требовала устранить недостатки, и эти требования истцом не исполнены.
В связи с нарушением условий заключенных договоров, Администрацией принято решение о расторжении договоров, предусматривающих размещение НТО, и в адрес заявителя направлено соответствующее уведомление от 05.07.2022 N 62/12-32/001/873. Следовательно, до расторжения договоров до пользователя была доведена информация о причинах, по которым превышение фактической площади объектов является недопустимым и существенным нарушением.
Уведомление от 05.07.2022 N 62/12-32/001/873 получено Обществом 15.07.2022, соответственно договоры считаются расторгнутыми с 15.08.2022.
Таким образом, на момент рассмотрения заявлений от 11.08.2022 о внесении изменений в схему НТО заявитель правом на размещение НТО не обладал, о чем и был уведомлен в письмах от 08.09.2022 N 29.2-10/001/487 и N 29.2-10/001/488.
Вне зависимости от содержания обращения заявителя, оно не могло быть рассмотрено по существу с учетом того, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность рассматривать предложения заявителя об изменении характеристик мест размещения НТО, в отношении которых у него отсутствует право на размещение НТО (отсутствуют действующие договоры, предусматривающие размещение НТО).
Таким образом, действия, изложенные в письмах от 08.09.2022 N 29.2-10/001/487 и N 29.2-10/001/488, об отсутствии правовых оснований для рассмотрения предложений заявителя, не могут быть признаны незаконными.
По существу ООО "Мороженое нашего города" в апелляционной жалобе повторяет доводы, заявленные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, доводы заявителя о наличии ошибки в указании площади НТО в схеме НТО обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку при утверждении схемы НТО, уполномоченный орган руководствовался инвентаризационной описью (приказ от 23.03.2018), предложением районной администрации (от 04.06.2018).
Также судом принято во внимание, что ранее заявитель обращался в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением от 26.08.2021 о внесении изменений в схему НТО в части увеличения площади размещения НТО. Письмом от 19.11.2021 Администрация сообщила, что увеличение площади НТО по адресу: Белореченская, 7 повлечет за собой нарушение требований п.п. 3,4 п. 7 Правил благоустройства территории МО город Екатеринбург, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, согласно которым в границах муниципального образования запрещается повреждение элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, инженерных коммуникаций), создание препятствий на пути следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники; увеличение площади места размещения НТО по ул. Бебеля, 120 повлечет за собой нарушение требований п.п. 4 п. 7 указанных Правил, согласно которому в границах муниципального образования запрещается создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов и др. В связи с этим, в письме от 19.11.2021 Администрация сообщила пользователю об отрицательном решении по предложению пользователя о внесении изменений в Схему, предусматривающих увеличение площади НТО до 9 кв.м.
Как верно указано судом, доводы заявителя о том, что в заявлениях от 11.08.2022 изложена ситуация, согласно которой с момента установки киосков - 2001 год - действий по изменению внешнего вида, размера и площади киосков не принималось, к оспариваемым актам отношения не имеют, поскольку места размещения киосков заявителя учтены в схеме НТО, что соответствует положениям пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Документы, на которые ссылается апеллянт, вышеизложенное не опровергают, в связи с чем подлежат отклонению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд оснований для иных выводов не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к закономерному выводу о том, что действия, изложенные в письмах от 08.09.2022 N 29.2-10/001/487 и N 29.2-10/001/488, являются правомерными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 марта 2023 года по делу N А60-58927/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мороженое нашего города" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мороженое нашего города" (ИНН 6660098258 ОГРН 1026602947910) из федерального бюджета 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.03.2023 N 180.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58927/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, ООО "МОРОЖЕНОЕ НАШЕГО ГОРОДА"
Ответчик: Администрация г. Екатеринбурга (комитет по товарному рынку)
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА