гор. Самара |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А65-36295/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Некрасовой Е.Н., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Арбитражного управляющего Акбарова Динара Ильдаровича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2023, принятое по делу N А65-36295/2022 (судья Мингазов Л.М.),
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), гор. Казань,
к Арбитражному управляющему Акбарову Динару Ильдаровичу (ИНН 165700537249), гор. Казань,
третье лицо: Зотова Елена Владимировна (ОГРНИП 310169028400162, ИНН 165900005837),
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении Арбитражного управляющего Акбарова Динара Ильдаровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зотова Елена Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2023 заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан удовлетворено. Арбитражный управляющий Акбаров Динар Ильдарович привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Заявитель - Арбитражный управляющий Акбаров Динар Ильдарович, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления Управления.
По мнению подателя жалобы, Управлением не доказано наличие в действиях арбитражного управляющего события вмененного административного правонарушения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 17.05.2023 на 09 час. 25 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управлением и Зотовой Е.В. в материалы дела представлены отзывы, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Судом оглашено, что от СРО "ААУ "Паритет" поступило ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрев ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица СРО "ААУ "Паритет", арбитражный апелляционный суд отказывает в его удовлетворении, исходя из следующего.
Вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, решается судом первой инстанции в соответствии с правилами части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно этому правилу третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированных отзывов Управления и третьего лица, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, при рассмотрении жалобы Зотовой Е.В. согласно ст. 28.1 КоАП РФ непосредственно обнаружило факты, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего Абкарова Д.И., а именно: нарушение арбитражным управляющим Захаровым А.В. требований ст. 20.3, ст. 213.9, Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Выявленные нарушения арбитражного управляющего явились основанием для составления 21.12.2022 должностным лицом Управления Росреестра по РТ в отсутствие надлежащим образом извещенного арбитражного управляющего протокола об административном правонарушении N 01341622.
На основании статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 65, 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ и Закона о банкротстве, Арбитражный суд Республики Татарстан пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Акбарова Д.И. состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Суд назначил арбитражному управляющему наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 данного Кодекса, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 названного Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение любых норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Объективной стороной названного административного правонарушения является повторное неисполнение, в том числе арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), то есть в данном случае предусмотренных Законом N 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве) и входящих в систему законодательства о несостоятельности (банкротстве) нормативных правовых актов.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
Обязанности арбитражного управляющего закреплены в пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные данным Законом.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по рассматриваемой статье.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Как установлено арбитражным судом, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.07.2020 по делу N А65-5768/2020 в отношении должника ИП Зотовой Е.В. введена процедура реструктуризации долгов; финансовым управляющим утвержден Акбаров Д.И. Назначено судебное заседание по рассмотрению дела о признании должника несостоятельным (банкротом) на 17.11.2020 на 09 час. 15 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 принята апелляционная жалоба на определение арбитражного суда от 07.07.2020 о введении в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 суд апелляционной инстанции приостановил производство по делу в следующей формулировке "Приостановить производство по заявлению ИП Хусаиновой А.Н. о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Зотовой Елены Владимировны, в рамках дела N А65-5768/2020, до вступления в законную силу судебного акта по делу N 65-39313/2018".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.07.2020 отменено; принят новый судебный акт о введении в отношении должника процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Акбаров Д.И.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2022 (резолютивная часть от 25.01.2022) Зотова Е.В. признана несостоятельной (банкротом) и в отношении ее имущества введена процедура реализации; финансовым управляющим утвержден Акбаров Д.И.
Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2020 по делу N А65-5768/2020 требование ООО "Время" комплексный сервис включено в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника в размере 400 000 руб.
Из материалов дела следует, что за 1 - 3 кварталы 2021 года арбитражный управляющий Акбаров Д.И., исполнявший обязанности финансового управляющего должника Зотовой Е.В. не направлял отчет о ходе процедуры реструктуризации имущества кредитору должника ООО "Время" комплексный сервис.
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абз. 12 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
В силу п. 4. Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Представление отчета финансовым управляющим кредиторам по смыслу положений пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве направлено на информирование кредиторов о ходе процедуры.
Согласно объяснениям арбитражного управляющего Акбарова Д.И. отчет о ходе проведения процедуры реструктуризации имущества должника не был направлен кредитору ООО "Время" комплексный сервис поскольку определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 суд апелляционной инстанции приостановил производство по делу в следующей формулировке "Приостановить производство по заявлению ИП Хусаиновой А.Н. о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Зотовой Елены Владимировны, в рамках дела N А65-5768/2020, до вступления в законную силу судебного акта по делу N 65- 39313/2018".
При этом в ходе судебного заседания арбитражный управляющий Акбаров Д.И. пояснил, что производство по делу о банкротстве приостановлено не было.
Как установлено арбитражным судом, в рамках дела N А65-5768/2020 о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Зотовой Елены Владимировны в Арбитражный суд Республики Татарстан обратился кредитор ООО "Время" Комплексный сервис с жалобой на действия (бездействие) финансового управляющего Акбарова Д.И., выразившиеся в выдаче согласия должнику на осуществление расчетов с кредиторами с предписанием банку исполнять платежи только в случае принятия платежей по всем кредиторам и ненаправлении отчетов финансового управляющего за 1 - 4 кварталы 2021 года.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.03.2022 в удовлетворении жалобы отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 12.10.2022 указанные судебные акты отменил в части отказа в удовлетворении жалобы общества на бездействие финансового управляющего, выразившееся в ненаправлении им отчетов за 1 - 3 кварталы 2021 года и признал бездействие финансового управляющего в указанной части незаконным; в остальной части судебные акты оставил без изменения.
Верховный суд Российской Федерации определением N 306-ЭС22-22628 (2) от 13.02.2023 отказал в передаче кассационной жалобы арбитражного управляющего Акбарова Динара Ильдаровича на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2022 по делу N А65-5768/2020 Арбитражного суда Республики Татарстан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что финансовый управляющий должника Акбаров Д.И. в нарушение п. 8 ст. 213.9 Закона в банкротстве отчет о своей деятельности за 1 - 3 кварталы 2021 года кредитору ООО "Время" Комплексный сервис не направил.
Согласно пункту 6 статьи 20.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными, о взыскании с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве, в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.
С учетом того, что постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2022 по делу N А65-5768/2020 вступило в силу 12.10.2022, то в силу положений пункта 6 статьи 20.4 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сообщение о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными не позднее 17.10.2022.
Однако сообщение, содержащее сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными, в ЕФРСБ арбитражным управляющим не опубликовано по настоящее время.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, арбитражным управляющим Акбаровым Д.И. в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Арбитражный управляющий должен обеспечить совершение всех необходимых действий для своевременного включения информации в ЕФРСБ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что арбитражный управляющий Акбаров Д.И. при исполнении обязанностей финансового управляющего имуществом Зотовой Е.В. также нарушил требования 6 статьи 20.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Таким образом, арбитражный управляющий Акбаров Д.И., при исполнении обязанностей финансового управляющего Зотовой Е.В. нарушил положения п. 4 ст. 20.3, п. 8, п. 12 ст. 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, что образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что арбитражный управляющий Акбаров Д.И. был ранее привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2020 по делу N А65-21315/2020, решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2022 по делу N А60-50902/2020, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.2020 по делу N А65-21313/2020, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2020 по делу N А65-21316/2020.
Соответственно, на момент совершения указанного в протоколе об административном правонарушении от 21.12.2022 N 01341622 нарушения, Акбаров Д.И. являлся подвергнутым административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 указанной статьи, которое влечет дисквалификацию должностных лиц, то есть квалифицирующим признаком административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ является повторность.
При решении вопроса о квалификации действий лица по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое дано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой под повторным совершением административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6. КоАП РФ).
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Процедура привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений не допущено.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отношении Акбарова Д.И. в его отсутствии законно с соблюдением положений статей 28.2, 28.4 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Таким образом, процессуальных нарушений при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего не установлено.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на отношения в сфере банкротства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности квалификации вышеупомянутого правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, считается оконченным с момента повторного невыполнения субъектом ответственности соответствующих требований Закона о банкротстве; факт наступления (ненаступления) общественно опасных последствий в виде причинения ущерба правам и законным интересам кредиторов и иных лиц не может иметь правового значения.
Правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, посягает на установленный порядок действий при банкротстве, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Отношения, регулируемые законодательством о банкротстве, находятся под особым контролем государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Предмет, характер и обстоятельства выявленного правонарушения не позволяют исключить его существенную угрозу для охраняемых отношений в сфере несостоятельности (банкротства).
Необходимо иметь в виду, что, по смыслу статьи 20 Закона N 127-ФЗ законодатель придает особый статус деятельности арбитражных управляющих, нормативно установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. В то же время арбитражный управляющий при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения, не установлено.
В анализируемом контексте важно также обратить внимание на то, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что, ссылаясь на возможность квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного, ответчик в апелляционной жалобе указывает на общие нормы, регулирующие возможность применения положений о малозначительности, без указания на конкретные (исключительные) обстоятельства рассматриваемого дела и ссылок на имеющиеся доказательства, которые имели бы существенное значение для рассмотрения вопроса о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным управляющим доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений о малозначительности, суду не представлено.
Апелляционная коллегия полагает, что составление и рассмотрение протокола об административном правонарушении в данной ситуации не обеспечит достижения превентивной цели административного производства, установленной статьей 3.1 КоАП РФ, а такая мера государственного реагирования, как устное замечание, не окажет положительного воздействия на нарушителя с целью его информирования о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
Назначенное ответчику административное наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев (минимальный размер санкции) суд апелляционной инстанции считает справедливым и отвечающим принципам неотвратимости, и в данной ситуации согласующимся с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2023 по делу N А65-36295/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Арбитражного управляющего Акбарова Динара Ильдаровича - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2023, принятое по делу N А65-36295/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Арбитражного управляющего Акбарова Динара Ильдаровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36295/2022
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катографии по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Арбитражный управляющий Акбаров Динар Ильдарович, Арбитражный управляющий Акбаров Динар Ильдарович, г.Казань
Третье лицо: Зотова Елена Владимировна, т.л. Зотова Е.В., Одиннадцатый арбитражный аелляционный суд, СРО "Ассоциация арбитражных упрравляющих "Паритет"