город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2023 г. |
дело N А32-44459/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2023 по делу N А32-44459/2022
по заявлению заместителя прокурора города Новороссийска
к административной комиссии при администрации муниципального образования
город Новороссийск
при участии третьего лица: акционерного общества "Автономная
теплоэнергетическая компания"
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Новороссийска обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2022 по делу N 29-04-439 о привлечении акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - третье лицо, АО "АТЭК").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае следует исчислять с момента истечения срока производства работ, указанного в выданном разрешении на выполнение аварийных земляных работ. В рассматриваемом случае на момент вынесения административной комиссией оспариваемого постановления срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, а в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "АТЭК" производило ремонтные работы тепловой сети, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, пр-кт Ленина, д. 20.
16.03.2022 в ходе непосредственного обнаружения сотрудниками административной комиссии установлено, что общество не приняло мер к восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия дороги при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск, чем нарушило п.п. 32.1, 32.3.4 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы МО г. Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее - Правила организации, Правила N 228), п. 4.12.2 Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденных Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила производства земляных работ, Правила N 6687).
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра территории (объекта) от 16.03.2022 (л.д. 19), в фототаблицах (л.д. 20, 21).
30.03.2022 в связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной комиссии в отношении АО "АТЭК" составлен протокол об административном правонарушении N 000523 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (л.д. 29).
29.04.2022 административной комиссией в отношении АО "АТЭК" принято постановление N 2-9-04-439 о признании юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 32).
Прокуратурой города Новороссийска проведена поверка соблюдения требований законодательства об административных правонарушениях. По результатам проверки прокуратурой вынесен протест от 09.06.2022 N 712-3-2022 на постановление административной комиссии при администрации муниципального образования города Новороссийска, согласно которому прокуратура просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности АО "АТЭК" в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности (л.д. 6-8).
Прокуратура города Новороссийска обратилась в Октябрьский районный суд города Новороссийска с протестом на постановление административной комиссии при администрации города Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-439.
Определением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 19.08.2022 протест прокуратуры города Новороссийска на постановление административной комиссии при администрации города Новороссийска от 29.04.2022 N 29-04-439 направлен по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края, делу присвоен N А32-44459/2022.
Согласно части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правилами организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденными Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228, установлены единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определен перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установлен порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, установлены требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с п. 32.1 Правил N 228, при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы. Лица, допустившие нарушения Правил благоустройства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 56.3 Правил N 228).
Согласно пункту 32.3.4 Правил N 228 физические и юридические лица, производящие работы, в частности, по строительству, прокладке, реконструкции и ремонту подземных инженерных коммуникаций, строительству дорог, проведению благоустройства и озеленения территорий, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, в том числе влекущие разрытие дорожного покрытия, разрушение объектов благоустройства, обязаны восстановить после окончания работ по ликвидации аварий в установленный срок все проходы, проезды, тротуары, газоны и другие элементы благоустройства, разрушенные при производстве работ по ликвидации аварий.
В Правилах N 6687, установлен единый порядок производства земляных работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск.
В соответствии с п. 4.12.2 Правил N 6687 N 6687 работы по восстановлению дорожных покрытий должны производиться в срок не более 5 суток после засыпки траншеи.
Из материалов дела следует, что АО "АТЭК" при производстве работ, связанных с разрытием, не приняло мер по восстановлению асфальтобетонного покрытия дороги.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: фотоматериалами, постановлением, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Обществом документально не подтверждено осуществление мероприятий по своевременному восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги).
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований судом апелляционной инстанции не установлено.
В апелляционной жалобе общество указывает на истечение срока давности привлечения его к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности по вмененному обществу деянию составляет 2 месяца.
В настоящем случае течение двухмесячного срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении началось с 16.03.2022 (день обнаружения правонарушения), закончилось 13.05.2022 - в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.
Вопреки доводам жалобы, выявленное правонарушение относится к длящимся.
В данном случае, как ранее указано, правонарушение выявлено 16.03.2022, на момент составления протокола об административном правонарушении восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления (29.04.2022) не истек.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответствует размеру санкции части 1 статьи 3.2 Краевого закона N 608-КЗ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания с учетом неоднократности совершенного правонарушения (дело NN А32-54632/2021, А32-54634/2021, А32-54562/2021).
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал заместителю прокурора города Новороссийска в признании незаконным постановления от 29.04.2022 N 29-04-439.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2023 по делу N А32-44459/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44459/2022
Истец: заместитель прокурора города Новороссийска, Прокуратура г Новороссийска
Ответчик: Административная комиссия при администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"