г. Вологда |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А05-9259/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Селивановой Ю.В. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 марта 2023 года по делу N А05-9259/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее - Учреждение) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Боброво-Лявленское" (ОГРН 1162901052148, ИНН 2921127621; адрес: 163505, Архангельская область, посёлок Боброво, улица Лесная, дом 5б; далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Оникс" (ОГРН 1182901011040, ИНН 2921128103; адрес: 163505, Архангельская область, посёлок Боброво, улица Первомайская, дом 2а, кабинет 3; далее - ООО "Оникс") о возложении обязанности организовать водоснабжение населения деревни Чёрный Яр возможными способами.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.03.2023 в удовлетворении иска отказано.
Учреждение не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждение создано по приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Пунктом 13 Устава Учреждения предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В границы муниципального образования "Боброво-Лявленское" согласно пункту 1 статьи 2 его Устава входит территория деревни Чёрный Яр.
По соглашению о передаче полномочий от 05.10.2015 администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" предала Администрации часть полномочий по решению вопросов местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством.
На основании постановления Администрации от 10.01.2019 N 14-а гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Боброво-Лявленское" является ООО "Оникс".
По договору аренды от 01.07.2019 N 4-АН Администрация передала в пользу ООО "Оникс" во временное владение и пользование объекты коммунальной инфраструктуры для использования в производственных целях по оказанию потребителям услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, в том числе в деревне Чёрный Яр.
Учреждению на праве оперативного управления (приказ директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18.01.2017 N 172 и акт приёма-передачи) принадлежат объекты водоснабжения: насосная станция 2-го подъёма, здание водонапорной башни и сети холодного водоснабжения протяжённостью 4 650 м, расположенные в деревне Чёрный Яр. Посредством этих сетей осуществляется водоснабжение объектов в этой деревне, в том числе, многоквартирных домов.
Объекты Министерства обороны Российской Федерации, присоединённые к системе водоснабжения, в деревне Чёрный Яр отсутствуют. Поэтому Учреждение неоднократно уведомляло Администрацию о планируемом выводе из эксплуатации объекта централизованной системы холодного водоснабжения в связи с отсутствием объектов Минобороны России на территории сельского поселения и невозможностью обеспечить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт этих объектов.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 16.03.2021 по делу N 2-316/2021 установлено, что в деревне Чёрный Яр водозабор 1-го подъёма отсутствует, подача воды осуществляется насосом, установленным на плоту в русле реки Северная Двина. На водозаборе перед подачей в распределительную сеть населённого пункта какая-либо очистка воды не осуществляется, фильтрационное оборудование отсутствует.
Учреждение обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что оно является собственником части объектов водопроводно-канализационного хозяйства в деревне Чёрный Яр, предназначенных для транспортировки воды. Объекты, предназначенные для забора воды, в собственности Учреждения отсутствуют. Учитывая социальную значимость процесса водоснабжения, Учреждение временно не прекращает забор воды путём размещения насоса на нестационарном объекте (плот на реке) и транспортировку воды по своим сетям к абонентам. Учреждением не заключался договор с ООО "Оникс" и другими контрагентами по эксплуатации, аренде и иным действиям в отношении имеющегося у истца насоса. Однако Учреждение является лишь транзитной организацией. Полагает, что силу закона обязанность осуществлять водоснабжение населения деревни Чёрный Яр лежит на ответчиках (Администрации и ООО "Оникс"), а Учреждение такой обязанности и технической возможности не имеет, однако не отказывается от выполнения действий по водоподготовке (забору) и поставке воды во избежание очевидных социальных волнений, в результате чего Минобороны России несёт затраты.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного иска, руководствуясь статьями 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении"), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила водоснабжения N 644).
Согласно статье 17 Закона N 131-ФЗ, статье 6 Закона "О водоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статье 2 Закона "О водоснабжении" холодное водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Учреждение в соответствии с пунктом 25.1 статьи 2 Закона "О водоснабжении" и пунктом 2 Правил водоснабжения N 644 является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку воды от водозабора (насос, установленный на плоту в русле реки Северная Двина) до потребителей деревни Чёрный Яр. При этом данный насос является собственностью Администрации, а эксплуатируется Учреждением, которое несёт затраты на его эксплуатацию.
Гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории деревни Чёрный Яр является ООО "Оникс".
Холодное водоснабжение потребителей деревни Чёрный Яр организовано и осуществляется. Сведений о жалобах потребителей на организацию этого водоснабжения (за исключением качества воды) не имеется.
При этом вступившим в законную силу решением Приморского районного суда Архангельской области от 16.03.2021 по делу N 2-316/2021 удовлетворены исковые требования прокурора к Администрации и ООО "Оникс" о возложении обязанности в срок до 31.05.2024 обеспечить жителей питьевой водой, соответствующей требованиям по её качеству.
Таким образом, на основании данного решения суда ответчики по настоящему делу (Администрация и ООО "Оникс") обязаны организовать в срок до 31.05.2024 обеспечение жителей водой надлежащего качества. То есть этот вопрос уже разрешён в судебном порядке.
Согласно частям 5, 6 статьи 12 Закона "О водоснабжении" организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объёме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключённых (технологически присоединённых) к централизованной системе холодного водоснабжения. При этом данные организации обязаны заключить с гарантирующей организацией договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией договор по транспортировке воды.
Согласно пункту 46 Правил водоснабжения N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
В рассматриваемом случае соответствующий договор между истцом (Учреждением) и гарантирующим поставщиком (ООО "Оникс") отсутствует.
Однако понуждение заключить названный договор, а также фактическое оказание услуг истцом (Учреждением) гарантирующему поставщику (ООО "Оникс") не входят в предмет настоящего иска и могут быть заявлены в отдельном производстве.
Поэтому данное обстоятельство не является основанием для вывода о том, что водоснабжение населения деревни Чёрный Яр не осуществляется, или осуществляется ненадлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 марта 2023 года по делу N А05-9259/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9259/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОБРОВО-ЛЯВЛЕНСКОЕ"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район", ООО "Оникс"