город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2023 г. |
дело N А32-27050/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Савельева А.Б. по доверенности от 10.01.2023;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
жилищно-строительного кооператива "Великий"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 по делу N А32-27050/2022
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Великий"
(ИНН 2315981897, ОГРН 1152315001442)
к Администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьих лиц: Чувакина Евгения Викторовича, Власовой Людмилы Васильевны, Воля Татьяны Ивановны, Власова Виталия Викторовича, Литянского Владислава Валентиновича, Брагуца Светланы Анатольевны, Чкалова Александра Александровича, Маринчели Елены Валерьевны, Костяной Елены Владимировны, Шориной Галины Александровы, Рудневой Екатерины Владимировны, Симианиди Виктории Степановны, Мендгалиевой Тамары Семеновны, Колабиной Галины Леонидовны, Мавлютовой Эльмиры Ильгизовны, Брагуца Николая Григорьевича, Чумовицкой Антонины Викторовны, Прокуратуры города Новороссийска, Прокуратуры Краснодарского края
о признании недействительным (незаконным) постановления от 29.10.2021 N 6715.
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Великий" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 29.10.2021 N 6715 об отмене постановления Администрации МО г. Новороссийск от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении ЖСК "Великий" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенного в г. Новороссийске.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 по делу N А32-27050/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Жилищно-строительный кооператив "Великий" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что не согласен с позицией суда о том, что орган местного самоуправления вправе в порядке, в том числе и самоконтроля, отменить ранее принятый им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства на дату его принятия.
В судебное заседание не явились представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступило ходатайство об участии в заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" веб-конференция (онлайн-заседание).
Определением от 28.04.2023 суд удовлетворил ходатайство об участии в веб-конференции.
Представитель Администрации муниципального образования город Новороссийск против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом и осуществляет деятельность на основании Устава. Основным видом деятельности ЖСК "Великий" является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Членами кооператива принято решение о постройке жилого многоквартирного дома на территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенному по адресу: г. Новороссийск, общей площадью 991 кв. м (целевое назначение: земли населенных пунктов).
Собственником земельного участка является председатель ЖСК "Великий" - Власова Людмила Васильевна.
ЖСК "Великий" обратился в управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
30 марта 2016 года ЖСК "Великий" получено разрешение на строительство малоэтажного дома N 23-308000-1081-2916, сроком до 28.02.2017.
Согласно выданному кооперативу разрешению от 30.03.2016 N 23-308000-1081-2916 строительство объекта - "Многоквартирный жилой дом ЖСК "Великий" осуществляется со следующими показателями: общая площадь 1754 кв. м; площадь участка 991 кв. м; количество квартир 24; площадь застройки 393,528 кв. м; строительный объем 5870 куб. м; количество этажей 3; жилая площадь квартир 1319,3 кв. м.
Срок действия выданного разрешение продлен до 16 октября 2019 года.
Заявитель обратился в Администрацию муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенного в г. Новороссийске, в части без отступа, в части увеличения максимальной высоты здания -16,5 метров, в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка (подземная часть) -85,6%, в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
По указанному обращению 07.07.2021 состоялись публичные слушания. Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 07.07.2021 N 40/5, Администрацией МО город Новороссийск вынесено постановление от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, в части расположения объекта капитального строительства со стороны земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2382 - без отступа, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:1485 - 0,42 м, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2374 - без отступа, в части увеличения максимальной высоты здания - 16,5 метров, в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка (подземная часть) - 85,6%, в территориальной зоне Ж-2 - зоне застройки малоэтажными жилыми домами.
В ходе проведения проверочных мероприятий Прокуратурой г. Новороссийск выявлены нарушения градостроительного законодательства при вынесении Администрацией муниципального образования г. Новороссийск постановления от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393.
Выявлено, что земельный участок, на котором возведен объект недвижимого имущества, расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Также на момент выдачи обществу разрешения, установлен факт самовольного строительства.
Администрации МО г. Новороссийск вынесен протест от 01.10.2021 N 7/02-прдп-862-2021 с требованием об отмене постановления от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Во исполнение протеста прокурора постановлением от 29.10.2021 N 6715 администрация отменила постановление от 10.09.2021 N 5615.
Полагая, что постановление администрации от 29.10.2021 N 6715 вынесено с существенными нарушениями установленного порядка, а также нарушает права и законные интересы заявителя, кооператив обратился в арбитражный суд Краснодарского края с рассматриваемым заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи орган местного самоуправления либо подает его через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии.
К указанному заявлению, согласно приведенной норме, прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженернотехнического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (пункт 2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности предмета охраны исторического поселения в соответствии с названным Федеральным законом.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя в том числе разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов) (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 60 Закона N 73-ФЗ).
В частях 3 и 7 статьи 59 Закона N 73-ФЗ определено, что предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению. Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 Градостроительного кодекса, к числу которых отнесены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
Положениями частей 3 - 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающая в себя проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении такого разрешения.
В силу части 6.1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Из материалов дела следует, что ЖСК "Великий" управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края выдано разрешение N 23-308000-1081-2916 на строительство объекта - "Многоквартирный жилой дом ЖСК "Великий" со следующими показателями: общая площадь 1754 кв. м; площадь участка 991 кв. м; количество квартир 24; площадь застройки 393,528 кв. м; строительный объем 5870 куб. м; количество этажей 3; жилая площадь квартир 1319,3 кв. м.
На основании поступившего заявления кооператива и по итогам проведенных публичных слушаний от 08.07.2021, Администрацией МО город Новороссийск вынесено постановление от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, в части расположения объекта капитального строительства со стороны земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2382 - без отступа, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:1485 - 0,42 м, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2374 - без отступа, в части увеличения максимальной высоты здания - 16,5 метров, в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка (подземная часть) - 85,6%, в территориальной зоне Ж-2 - зоне застройки малоэтажными жилыми домами.
Вместе с тем, Прокуратурой г. Новороссийск выявлены нарушения градостроительного законодательства при вынесении Администрацией муниципального образования г. Новороссийск постановления от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393.
Установлено, что земельный участок, на котором возведен объект недвижимого имущества, расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия, что подтверждается представленным в материалы дела Градостроительным планом земельного участка N РФ 23-3-47-0-00-2020. Также на момент выдачи обществу разрешения, установлен факт самовольного строительства 5-ти этажного здания (1 подземный этаж), что является нарушением установленных проектной документацией (первичной) параметров, предусматривающих возведение жилого здания с количеством этажей - 3, общей площадью - 1754 кв. м, строительный объем 5870 куб. м, жилая площадь квартир 1319,3 кв. м на основании которой было выдано разрешение на строительство..
Из материалов дела следует, что согласно карте объектов историко-культурного наследия, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118055:2393 расположен в границах объекта культурного наследия "Поселение и некрополь, IV-I вв. до н.э. Поселение "Мысхако Восточное", где возможно строительство малоэтажной застройки смешаннго типа (до 4-х этажей) включая (мансардный).
Основанием для принятия решения о предоставлении кооперативу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства послужило заключение специалиста ООО "Азово-Черноморская экспертная компания" от 18.05.2021 N 23.дэ.05.2021-751, согласно которому в период с 16.04.2021 по 18.04.2021 объект незавершенного строительства представлял собой 5-этажное здание (1 подземный этаж), что является нарушением установленных проектной документацией параметров, предусматривающих возведение жилого здания с количеством этажей - 3, общей площадью - 1754 кв. м, строительный объем 5870 куб. м, жилая площадь квартир 1319,3 кв. м.
Так же в обоснование Постановления от 10.09.2021 N 5615 "О предоставлении жилищно-строительному кооперативу "Великий" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск" указано, что указанное постановление принято на основании статьи 40 Градостроительного кодекса РФ ввиду неблагоприятных характеристик для застройки (неблагоприятные инженерно-геологические характеристики земельного участка), однако в материалы дела какие либо доказательства в обоснование данного довода не представлены, фактически постановлением принято в отношении уже построенного объекта, какие либо изменения в разрешение на строительство не вносились.
Так же в градостроительном плане указано, что земельный участок не входит в границы территорий, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Данная цель градостроительного законодательства корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-0), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Норма статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации способствует недопущению предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку, на котором расположен объект самовольного строительства, с целью воспрепятствования легализации такого объекта во избежание причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что выданное кооперативу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393 в части увеличения максимальной высоты здания, максимального процента застройки, а также уменьшения отступов от границ со смежными земельными участками является незаконным и противоречащим положениям градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что постановление от 10.09.2021 N 5615 о предоставлении ЖСК "Великий" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118055:2393 отменено с нарушением установленного порядка ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, орган местного самоуправления вправе в порядке в том числе и самоконтроля отменить ранее принятый им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства на дату его принятия.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что при вынесении постановления администрация должна была учесть результаты публичных слушаний, в ходе которых замечания и возражения отсутствовали.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-0-0 указано, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, поэтому не обязательны для исполнения органом власти и не носят решающего характера при принятии решения главой местной администрации.
На основании изложенного, публичные слушания носят рекомендательный характер, не являются обязательными и не порождают для третьих лиц какие-либо права и обязанности.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 по делу N А32-27050/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27050/2022
Истец: Жилищно-Строительный кооператив Великий, Прокуратура г Новороссийска
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: Прокуратура Краснодарского края, Чумовицкая Антонина Викторовна, Брагуца Н Г, Брагуца С А, Власов В В, Власова Л В, Воля Т И, Колабина Г Л, Костяная Е В, Литянский В В, Мавлютова Э И, Маринчели Е В, Мендгалиева Т С, Руднева Е В, Симианиди В С, Чкалов А А, Чувакин Е В, Шорина Г А