г. Самара |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А72-1281/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Дегтярева Д.А., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 марта 2023 года по делу N А72-1281/2022 (судья Шушмаркин Д.В.), по иску Акционерного общества "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск" (ОГРН 1037301514183, ИНН 7328047235) к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ОГРН 1027301170093, ИНН 7303022447), к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662)
об установлении порядка пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (далее- - ответчик) об определении порядка пользования газопроводом высокого давления, находящимся в общей долевой собственности истца, ответчика и субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Определением от 01.03.2023 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил:
- выделить АО МСУ-14 "Ульяновск" долю газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, общей протяженностью 10 992,5 м., расположенного по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, с кадастровым номером 73:16:060401:132, в размере 3479/10000, что составляет 3461,4 метра.
- определить порядок пользования газопроводом высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, общей протяженностью 10 992,5 м., расположенным по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, с кадастровым номером 73:16:060401:132, в соответствии с которым:
а) доля газопровода в размере 3479/10000, принадлежащая истцу, передается в постоянное владение и пользование ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" с выплатой АО МСУ-14 "Ульяновск" денежной компенсации в виде ежемесячной платы в размере 18 460 (Восемнадцать тысяч четыреста шестьдесят) рублей 00 копеек, включая НДС;
б) ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" самостоятельно несет расходы, связанные с использованием доли газопровода, ее техническим обслуживанием и содержанием; производит за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества, поддерживает его в полной исправности и надлежащем техническом и противопожарном состоянии.
Определением судом от 27.04.2022 в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области.
Определением 01.06.2022 произведена замена ответчика Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области на правопреемника - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 марта 2023 года ходатайство ответчика об исключении из числа доказательств по делу экспертного заключения оставлено без удовлетворения; исковые требования удовлетворены к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск": определен порядок пользования газопроводом высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, общей протяженностью 10 992,5 м., расположенным по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, с кадастровым номером 73:16:060401:132, на следующих условиях:
а) Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" в целях оказания услуг по транспортировке природного газа использует 3479/10000 доли газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, общей протяженностью 10 992,5 м., расположенного по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, с кадастровым номером 73:16:060401:132, принадлежащей Акционерному обществу "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск"" (ИНН 7328047235, ОГРН 1037301514183).
б) Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" несет затраты, связанные с использованием 3479/10000 доли газопровода, принадлежащей Акционерному обществу "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск", осуществляет ее техническое обслуживание, содержание и ремонт.
в) Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" "Газпром газораспределение Ульяновск" выплачивает Акционерному обществу "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск" денежную компенсацию в размере 34 676 (тридцать четыре тысячи шестьсот семьдесят шесть) рублей 00 коп., в том числе НДС 20%, ежемесячно, начиная с даты вступления решения суда в законную силу;
в исковых требованиях к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказано; с Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" в пользу Акционерного общества "Монтажно-строительное управление - 14 Ульяновск" взыскано 130 000 рублей - расходы за проведение экспертизы, государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с отказом суда первой инстанции ответчику в удовлетворении ходатайства об исключении заключения судебной экспертизы и письменных пояснений эксперта из числа доказательств по делу. Указывает, что получение собственником газораспределительной сети платы за ее использование вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов будет означать получение им доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства, что является недопустимым. Считает также, что предложенный оценщиком доходный метод определения величины арендной платы за пользование газораспределительными сетями не соответствует действующей методике расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не учитывает специального назначения имущества, фактически направлен на обход действующего законодательства по ценообразованию.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.02.2008 между Обществом с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" (сторона -1) и Закрытым акционерным обществом Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (сторона-2) было заключено Соглашение, согласно которому стороны договорились прикладывать совместные усилия в целях строительства газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3 Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз".
Пунктом 1.2 Соглашения от 13.02.2008 г. стороны предусмотрели, что после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию за каждой стороной закрепляется соответствующая доля пропорционально участию в строительстве объекта. Доли, определенные сторонами после сдачи объекта в эксплуатацию, будут закреплены за каждой стороной в соответствующем соглашении о долевом участии.
В рамках дела N А72-11709/2013 были установлены следующие обстоятельства, принятые судом во внимание при рассмотрении настоящего спора.
Постановлением Главы Администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области N 86 от 12.02.2008 г. Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" было разрешено строительство газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3.
Постановлением Главы Администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области N 107 от 19.02.2008 г. Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" был разрешен ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию. Одновременно обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию "RU 73516000" N 2 от 19.02.2008 г. газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район.
По данным технической инвентаризации по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район р.п. Старая Майна - с.Красная Река расположен газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 общей протяженностью 10 992,5 м, в том числе 29,1 м надземной прокладки и 10 963,4 подземной прокладки, год ввода в эксплуатацию - 2008, инвентарный номер 27664, кадастровый номер 73:16: : :0276640000 (план недвижимого имущества - т.1 л.д.59-71, кадастровый паспорт т.1 л.д.72-79).
По условиям соглашения N 523-001-07/4 от 08.06.2009 г. ООО "Ульяновскоблгаз" и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" договорились считать равными доли в праве собственности на вышеуказанный газопровод, закрепив соответственно за ООО "Ульяновскоблгаз" право собственности на ? доли газопровода, за ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" - право собственности на ? доли газопровода.
25.11.2009 г. ООО "Ульяновскоблгаз" зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве ?) на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв.N 027664, лит.I-XIII, по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Красная Река (с условным номером 73-73-07/040/2009-119, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ N 955264 от 25.11.2009 г.
Ввиду исправления технической ошибки взамен свидетельства о государственной регистрации права серии 73-АТ N 955264 от 25.11.2009 г. ООО "Ульяновскоблгаз" (правопредшественник ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") было выдано свидетельство серии 73-АА N 214018 от 01.08.2011 г., где в графе "адрес объекта" указано "Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна-с.Красная Река".
Согласно приказу ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" от 10.06.2009 г. N 93а и акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 10.06.2009 г. объект - газопровод высокого давления от с.Дмитриево-Помряскино до с.Красная Река и среднего от р.п. Старая Майна до с.Красная Река в объеме выполненных ЗАО МСУ-14 строительных работ был принят на баланс предприятия.
29.07.2011 г. Закрытое акционерное общество МСУ-14 "Ульяновск" зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве ?) на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3, протяженностью 10 992,5 м, инв.N 027664, лит.I-XIII, с условным номером 73-73-07/040/2009-119 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна -с.Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 214436.
В тоже время, из материалов дела следует, что 29.08.2006 г. оформлен акт N 1 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - газопровод высокого давления р.п.Старая Майна - с.Красная Река протяженностью 10,92 км по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, строительно-монтажные работы были осуществлены в сроки: октябрь 2004 г. - декабрь 2005 г.
Распоряжением Главы Администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области N 345-р от 04.09.2006 г. утвержден акт приемки законченного строительством объекта и Областному государственному учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" разрешена эксплуатация законченного строительством объекта (газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с.Красная Река) по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район.
22.02.2011 г. зарегистрировано право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3, протяженностью 10 992,5 и, инв.N 027664, лит.I-XIII, с условным номером 73-73-07/011/2011-255 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна -с.Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 141658.
Согласно распоряжению N 1352-р от 06.08.2007 г. Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопредшественник Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) исключило из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Областным государственным учреждением "Ульяновскоблстройзаказчик", газопровод высокого и среднего давления от р.п.Старая Майна до с.Красная Река протяженностью 10923,88-м. и прекратило право оперативного управления ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" на указанное имущество.
По акту приема-передачи ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" передало вышеуказанное имущество в казну Ульяновской области.
Распоряжением N 1413-р от 15.08.2008 г. Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области исключило из раздела "Казна Ульяновской области" государственное имущество, передав государственное имущество, указанное в п.1 настоящего распоряжения (в том числе спорный газопровод), по акту приема-передачи Областному государственному унитарному предприятию "Имущество" на праве хозяйственного ведения.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 14.10.2011 г. N 07/027/2011-494 следует, что 14.10.2011 г. по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "Имущество" прекращена государственная регистрация права хозяйственного ведения данного лица на вышеуказанное имущество.
Судом было установлено, что в данном случае на один и тот же объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна - с.Красная Река, зарегистрировано право Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля в праве- 1/2), Закрытого акционерного общества МСУ-14 "Ульяновск" (доля в праве- 1/2) и Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по вышеуказанному делу были удовлетворены исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и к Акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" об истребовании у Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и Акционерного общества Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" в пользу Ульяновской области доли в размере 1731/10000 в праве собственности на объект недвижимого имущества: газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10992,5 м., инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река; признано отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N1, ШРП N2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10992,5 м., инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна - с.Красная Река.
Впоследствии, на основании соглашения от 29.01.2016 ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО "Монтажно- строительное управление-14 "Ульяновск" определили разграничение долевой собственности газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, общей протяженностью 10 992,5 м.
В пункте 1.2. соглашения стороны договорились разграничить доли в праве собственности на газопровод, закрепив, соответственно, за ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" 4790/10000 доли, за АО МСУ-14 "Ульяновск"- 3479/10000 доли, в собственности Ульяновской области - доли в размере 1731/10000.
Обосновывая исковые требования, истцом указывалось, что вышеуказанный газопровод, включая доли, принадлежащие АО МСУ-14 "Ульяновск" и Ульяновской области, используется ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в своей деятельности для оказания услуг по транспортировке газа потребителям в Старомайнском районе Ульяновской области, т.е. фактически находится в постоянном владении и пользовании ООО "Газпром газораспределение Ульяновск". Техническая возможность у ответчика транспортировать газ до конечного потребителя, минуя долю газопровода истца, отсутствует. На территории Ульяновской области транспортировку природного газа для потребителей осуществляет ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", которое включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, размещенном на сайте Федеральной антимонопольной службы России (https://fas.gov.ru). Основным видом деятельности ответчика является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям. Доля газопровода, принадлежащая АО МСУ-14 "Ульяновск", с даты ее оформления в собственность находилась во временном владении и пользовании ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" на основании заключенных договоров аренды имущества.
По делу N А72-15279/2017 было установлено, что 26 апреля 2013 года между Акционерным обществом Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (ранее - Закрытое акционерное общество Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск") (арендодатель) и Обществом с ограниченно ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (арендатор) был заключен договор аренды имущества N 02-05/13-866-002-07/1, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование 1/2 доли газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4. Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4. Г-3, протяженностью 10 992,5 м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, инв. N 027664, лит. 1-ХШ, назначение: газопровод (пункт 1.1 договора).
31 марта 2014 года срок аренды истек, 30 июня 2015 года имущество было возвращено. С 01 июля 2015 и по настоящее время договоры аренды или иные соглашения на право пользования долями газопровода, принадлежащими другим собственникам, ответчиком не заключены. На предложения истца о заключении договора аренды на новый период ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" отвечает отказом.
Как следует из материалов дела, письмом от 20.04.2021 с исх. N 04-01/29 АО МСУ-14 "Ульяновск" направило в адрес Департамента государственного имущества Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области на рассмотрение проект трехстороннего соглашения о владении и пользовании газопроводом, находящимся в общей долевой собственности.
Письмом от 17.11.2021 исх. N И04-01/107 истцом в адрес ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" для рассмотрения был направлен проект соглашения о владении и пользовании газопроводом.
14.01.2021 истцом был получен ответ от ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" (письмо от 24.12.2021 г. исх. N 4061/78-09) об отказе в заключении соглашения, поскольку оно повлечет для ответчика необоснованные затраты.
Таким образом, поскольку порядок владения и пользования общим имуществом со стороны ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" согласован не был, ссылаясь на невозможность совместного использования спорного газопровода всеми участниками общей долевой собственности, истец считал необходимым определить порядок пользования данным имуществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно руководствовался следующими положениями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 247 Гражданского кодекса РФ участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Как разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", невозможность раздела имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре либо выдела из него доли, в том числе и в случае, указанном в части второй пункта 4 статьи 252 Кодекса, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон. Разрешая такое требование, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из сособственников в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования.
Как следует из материалов дела, для установления юридически значимых обстоятельств определением суда от 27.06.2022 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено Союзу "Ульяновская торгово-промышленная палата", экспертам: Андреевой Елене Викторовне, Пименову Василию Вячеславовичу, Миронову Андрею Александровичу, для разрешения экспертами следующих вопросов:
"1. Определить, имеется техническая возможность с учетом целевого назначения, без причинения несоразмерного ущерба, с соблюдением строительных, противопожарных правил, правил технической эксплуатации сетей газораспределения и иных обязательных правил и нормативов, выделить в натуре принадлежащую Акционерному обществу Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" долю в размере 3479/10000 газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, протяженностью 10993 метра, с кадастровым номером 73:16:060401:132, расположенного по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.
2. Если выдел в натуре доли возможен, определить площадь, границы и координаты характерных точек границ газопровода.
3. Если выдел в натуре доли 3479/10000 возможен только с отступлением от указанной доли, определить рыночную стоимость доли, на которую произойдет отступление от доли 3479/10000.
4. Если выдел в натуре доли 3479/10000 невозможен, определить порядок пользования газопроводом высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, протяженностью 10993 метра, с кадастровым номером 73:16:060401:132, расположенным по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, выделив в пользование Акционерному обществу Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" часть газопровода, соразмерную его доле 3479/10000.
5. В случае, если невозможно выделить в пользование Акционерному обществу Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" часть газопровода, соразмерную его идеальной доле 3479/10000, определить сумму денежной компенсации за отступление от указанной доли в размере рыночной стоимости годовой арендной платы".
По результатам исследования эксперт пришел к следующим выводам:
Газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4. Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, протяженностью 10993 м., с кадастровым номером 73:16:060401:132, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река является неделимой вещью, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения или изменения ее назначения и выступает в обороте как единый объект вещных прав.
Техническая возможность выделения в натуре принадлежащей Акционерному обществу Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" доли в размере 3479/10000 отсутствует. Рыночная стоимость доли 3479/10000 в газопроводе высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, протяженностью 10993 м., с кадастровым номером 73:16:060401:132. расположенным по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река составит 2 021 481 (два миллиона двадцать одну тысячу четыреста восемьдесят один) рубль с НДС.
При определении порядка пользования фактически газопровод должен быть разделен, и в месте раздела должна быть установлена задвижка (технически невыполнимо, газопровод выполнен в однотрубном исполнении). Исследуемое сооружение является неделимой вещью, т.е. раздел в натуре невозможен без разрушения, повреждения или изменения назначения. Не представляется возможным определить порядок пользования газопроводом высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, -3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3. протяженностью 10993 м., с кадастровым номером 73:16:060401:132. расположенным по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, выделив в пользование Акционерному обществу Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" часть газопровода, соразмерную его доле 3479/10000.
Право пользования в виде аренды за пользование 3479/10000 доли в праве на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего посёлка Старая Майна до села Красная установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1 -ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3. назначение: газопровод, протяженность: 10995,5 м., - этажный, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес местонахождение) объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна Красная Река на момент проведения экспертизы составляет: 416 122 рубля с НДС.
Экспертом были представлены письменные пояснения на замечания ответчика по результатам проведенной судебной экспертизы.
В силу ч. 5 ст. 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, заключение эксперта оценивается судом наравне с другими доказательствами.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
На основании положений ст. 86 АПК РФ, экспертное заключение является одним из важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, и суд не вправе самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области.
Оценив представленное экспертное заключение с точки зрения его полноты и достоверности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение эксперта отвечает требованиям статей 67, 68 АПК РФ.
Суд посчитал, что заключение дано квалифицированными экспертами, обладающими необходимыми специальными познаниями и предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имелось.
Доказательств того, что эксперты не обладают необходимой квалификацией для дачи заключения, суду не представлено, ходатайств об отводе экспертов сторонами не заявлялось.
Ссылка ответчика на несоответствие примененного экспертом доходного метода определения величины арендной платы действующей методике расчета тарифов на услуги по транспортировке газа не может быть принята во внимание, поскольку методы исследования определяются экспертом самостоятельно.
Довод о том, что Закон о газоснабжении не предусматривает обязанность газотранспортной организации заключить договор аренды газораспределительных сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче (транспортировке) газа, что исключает взыскание платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор, отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае плата устанавливается в качестве компенсации доли имущества истца, предоставляемой в пользование сособственнику в порядке ст. 247 ГК РФ.
Основания для исключения из числа доказательств по делу экспертного заключения и письменных пояснений экспертов у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, ранее проводившиеся экспертом Пименовым В.В. судебные экспертизы по оценке стоимости спорного объекта с применением аналогичных методов, принимались судами в качестве допустимых и достоверных доказательств (дело N А72-15279/2017, N А72-11739/2019).
Выводы экспертов в достаточной степени являлись мотивированными. Сомнений в недостаточной ясности выводов эксперта у суда не имелось.
Ходатайств о проведении по делу дополнительной, либо повторной судебной экспертизы ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" не было заявлено.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о невозможности установления платы за пользование газораспределительной сетью вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов, что, по мнению ответчика, будет означать получение таким собственником доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства. Суд первой инстанции правильно исходил из нижеследующего.
В силу статьи 27 Федерального законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На территории Ульяновской области транспортировку природного газа для потребителей осуществляет ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
В пункте 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года N 162, определено, что транспортировка газа представляет собой перемещение и передачу газа по газотранспортной системе.
При этом порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с Правилами (пункт 8 Правил поставки газа).
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти (пункт 31 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" от 29 декабря 2000 года N 1021, расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
При этом согласно пункту 29 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ от 15 декабря 2009 года N 411-э/7, объем поставки газа конечным потребителям учитывается для той газораспределительной организации (в расчете тарифа на транспортировку), по газораспределительным сетям которой осуществляется транспортировка в транзитном потоке свыше 80% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа до сетей конечного потребителя.
Таким образом, законом установлен специальный порядок компенсации собственником газовых сетей своих расходов на содержание и эксплуатацию сетей - в составе соответствующего тарифа за транзит газа, утвержденного в установленном законом порядке, в связи с чем пользование имуществом (газопроводом) должно быть оплачено по регулируемому тарифу.
Между тем, в письме ФАС России от 14 июля 2017 года N АГ/49151/17 пояснила, что расходы на эксплуатацию газораспределительных сетей, не находящихся в собственности ГРО и не принадлежащих ей на других законных основаниях, учтены расходы на аренду имущества в соответствии с договором N 02-05/13-886-001-07/1, тогда как договор прекратил свое действие.
Таким образом, тариф на транспортировку газа по рассматриваемому участку газопровода не установлен.
Между тем, согласно статье 21 Закона о газоснабжении оказание услуг по транспортировке газа осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, законом о газоснабжении и другими федеральными законами.
Следовательно, тарифы на транспортировку газа устанавливаются организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельность, то есть субъектам естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйственный субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 6 названного закона органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В соответствии с реестром субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (размещено на сайте Федеральной антимонопольной службы России) на территории Ульяновской области имеется единственный субъект естественной монополи по транспортировке газа по трубопроводам - Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск".
В виду изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие у собственника газопровода утвержденного в установленном порядке тарифа на услуги по транспортировке газа не является основанием для освобождения лица, которое осуществляло транспортировку газа, от оплаты пользования таким имуществом (газопроводом). То обстоятельство, что при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа не учитывался принадлежащий истцу газопровод, также не освобождает ответчика от оплаты за использование данного газопровода.
При этом, ФАС России рассмотрела обращение истца по вопросу установления тарифа на услуги по транспортировке газа (письмо N АГ/17110/18 от 15 марта 2018 года), и указала, что услуги по транспортировке газа по газопроводам в силу статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17 августа 1995 года отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по принадлежащему ему на правах собственности или иных законных основаниях газопроводу, является субъектом естественных монополий, его деятельность по транспортировке газа подлежит государственному регулированию и оплата оказанных услуг осуществляется по тарифам, утверждаемым уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.
Рассмотрение вопроса об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям возможно только после введения в отношении хозяйствующего субъекта государственного регулирования и контроля, а также включения хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе раздел "Транспортировка газа по трубопроводам", который формирует и ведет ФАС России.
Основные положения не предусматривают возможности учета одного и того же объема газотранспортного имущества при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа различными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, в случае если газотранспортное имущество уже учтено при определении тарифов на услуги по транспортировке газа повторный учет данного имущества будет противоречить Основным положениям.
Поскольку истец не отвечает признакам газораспределительной организации, не является специализированной организацией в силу закона, не имеет возможности самостоятельно транспортировать газ по установленным регулирующим государственным органом тарифам, и его доход от использования газопровода не должен определяться исходя из регулируемого тарифа.
Апеллянт ссылается на письмо ФАС от 15.07.2019, в котором сообщается об отсутствии оснований для включения расходов, связанных с арендой газопроводов АС МСУ-14, в расчет тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" на период 2019-2023.
Изложенное не означает освобождение ответчика от оплаты использования газопровода. Отношения ответчика по установлению тарифа на оказанные услуги газопотребления не влияют на его обязательства перед истцом.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд разрешил исковые требования к ответчику - Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в то время как истец не настаивал на требованиях к указанному ответчику, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец от исковых требований к данному ответчику в установленном порядке не отказывался.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом норм права, которые могли повлиять на исход дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 марта 2023 года по делу N А72-1281/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1281/2022
Истец: АО "Монтажно-строительное управление-14 Ульяновск", АО МОНТАЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - 14 "УЛЬЯНОВСК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСК"
Третье лицо: АНО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ", АНО "Национальный экспертно-криминалистический центр "СУДЭКС", АО "Головной Научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа "ГИПРОНИИГАЗ", ООО "Экспертно-юридический центр", Союз "Ульяновская областная торгово-промышленная палата"