город Москва |
|
25 мая 2023 г. |
дело N А40-8728/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023
по делу N А40-8728/23,
по заявлению АО "Почта России"
к Центральной почтовой таможне
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Асадов К.Г.О. по доверенности от 02.03.2023;
от заинтересованного лица - Григорьева П.А. по доверенности от 12.05.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023 в удовлетворении заявленных АО "Почта России" требований о признании незаконным постановления Центральной почтовой таможни от 27.12.2022 N 10014000-1073/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недопоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем, - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 300.000 до 500.000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с порядком выдачи товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается, в том числе в выдаче (передаче) без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе.
Субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, выступают лица, на которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагаются соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров, а также документов на них.
С субъективной стороны данные деяния характеризуются наличием вины, как в форме умысла, так и неосторожности.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный контроль - это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Из материалов дела следует, что находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление N RC621468682DE, следующее с адресом назначения: 121151, Москва, Кутузовский проспект, дом 21, кв. 81 передано с таможенного поста Международный почтамт с таможенным уведомлением N 10014031/191221/0005859.
В связи с отсутствием информации о совершении таможенных операций в отношении МПО N RC621468682DE по факту выдачи без разрешения находящегося под таможенным контролем мелкого пакета таможенным постом Международный почтамт направлен запрос от 07.04.2022 N 60-16/0748 в адрес АО "Почта России".
Согласно ответу УФПС г. Москвы от 10.06.2022 N МР77-01/13437 МПО N RC621468682DE поступило в адресное ОПС 121151 Москва с сопроводительными документами, на которых присутствовали отметки "с таможенным уведомлением".
В нарушение приказа ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381 МПО N RC621468682DE вручено адресату 27.12.2021 простым порядком, без проведения процедуры таможенного оформления.
По информации с официального сайта АО "Почта России" www.russianpost.ru установлено, что МПО N RC621468682DE получено в месте вручения 121151 ОПС Москва - 27.12.2021.
С целью полного и объективного установления всех обстоятельств дела об административном правонарушении 22.11.2022 начальнику отделения почтовой связи 121151 направлено письмо N 27-12/11825 о вызове на опрос и предоставлении информации по факту выдачи без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем МПО N RC621468682DE.
В назначенное время лицо, вызываемое на опрос, не явилось, письменные объяснения не предоставлены.
22.11.2022 АО "Почта России" направлено письмо ЦПТ N 27- 12/11826 о предоставлении информации по факту выдачи без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем МПО N RC621468682DE.
Согласно отслеживанию с официального сайта АО "Почта России" (почтовое отправление N 80103378481771) почтовый конверт вручен 29.11.2022.
22.11.2022 в адрес получателя МПО N RC621468682DE - направлено письмо N 27-12/11829 о необходимости прибыть на опрос в качестве свидетеля, а в случае невозможности прибытия, предоставить письменные объяснения с приложением подтверждающих документов.
В назначенное время свидетель на опрос не явился, письменные объяснения не предоставлены.
24.11.2022 в качестве свидетеля опрошена главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 таможенного поста Международный почтамт Центральной почтовой таможни, которая подтвердила обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС "международные почтовые отправления" - посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю.
Пунктом 1 ст. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Исходя из ст. 87 Таможенного кодекса ЕАЭС после пересечения таможенной границы ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в п. 3 ст. 10 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях, регламентируется Таможенного кодекса ЕАЭС (глава 40), Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в МПО, утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2020 N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов".
Согласно п. 3 Правил, пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN23, форма которого установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.
Таможенная декларация CN23 наклеивается или прикрепляется к оболочке МПО способом, исключающим его утерю.
В соответствии с п. 4 ст. 286 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза.
Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в местах международного почтового обмена.
Места международного почтового обмена определяет ФТС России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п. п. 4, 5 Правил).
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п. 53 Правил).
Согласно п. п. 54, 55, 56 Правил, на накладной ф.16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "груз таможенный" и письменную отметку "с уведомлением".
Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату.
При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение форма 22.
При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Полученное от работника почтой связи уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товара (п. 58 Правил).
Пункт 2 ст. 285 Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает, что международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в МПО.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа (п. 59 Правил).
При таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер с указанием в нем таможенной стоимости, принятой в соответствии с п. п. 35 - 37 настоящих Правил, а также массы (веса) пересылаемых в МПО товаров (п. 43 Правил, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2020 N 190н).
Согласно п. 46 Правил, выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов.
Уплата таможенных пошлин, налогов осуществляется путем перечисления необходимой денежной суммы на счет Федерального казначейства, по поступившему вместе с МПО из места международного почтового обмена бланку почтового перевода форма 112.
В соответствии с п. 41 Порядка, если в отношении товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц для личного пользования, подлежат уплате таможенные платежи, таможенный орган посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО осуществляет действия, предусмотренные п. п. 24 - 26 Порядка.
После оформления квитанции плательщика программным средством ЕАИС ТО в автоматическом режиме формируется информационное сообщение, содержащее уникальный номер МПО, квитанцию плательщика и решение таможенного органа "Выпуск разрешен. Выдача при условии уплаты таможенных платежей".
Фактом, подтверждающим таможенное оформление товара, является только соответствующая отметка таможенного органа, однако МПО N RC621468682DE, находящееся под таможенным контролем, выдано без разрешения таможенного органа.
Исходя из п. 1 ст. 312 Таможенного кодекса ЕАЭС, контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.
На территории Российской Федерации Порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза.
В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".
Ответственность за утрату международных почтовых отправлений, порчу (повреждение), недостачу вложений в международных почтовых отправлениях, недоставку или нарушение сроков пересылки международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции возлагаются на почтовые администрации.
На основании изложенного, в действиях АО "Почта России" усматриваются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм законодательства таможенного союза, а также свидетельствующих о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения, судом не установлено.
Совокупность документов и сведений, полученных в ходе административного расследования, указывает на то, что у общества имелась возможность выполнить требования и предписания актов законодательства и нормативных правовых актов, возложенных на него в связи с ведением экономической деятельности, однако не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась для неукоснительного выполнения возложенных на него обязанностей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о виновном характере совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
АО "Почта России" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 4.6 Кодекса, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается
Постановления о назначении административного наказания по делам N 10311000-000058/2021 (постановление вынесено - 25.05.2021, вступило в законную силу - 09.06.2021, исполнено - 06.07.2021), N 10001000-000204/2021 (постановление вынесено - 24.02.2021, вступило в законную силу - 08.06.2021, исполнено - 28.07.2021) и др.
По мнению заявителя, размер штраф в сумме 350.000 руб. не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения со ссылками на ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, положения Федерального закона от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса.
Вместе с тем, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией, допускается только в исключительных случаях.
АО "Почта России" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 Кодекса, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Штрафная санкция назначена с учетом отягчающих обстоятельств.
Довод заявителя о неразумности и несоразмерности назначенного штрафа является необоснованным в силу того, что наказание, назначенное таможенным органом, не является максимальным, предусмотренным за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 16.9 Кодекса, не влечет ущемления прав заявителя так как назначено в пределах предусмотренной санкции.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.9 Кодекса, следует признать правомерным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса, на момент вынесения таможенным органом оспариваемого постановления не истек.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023 по делу N А40-8728/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8728/2023
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ ТАМОЖНЯ