24 мая 2023 г. |
Дело N А84-11155/2022 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузняковой С.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023 по делу N А84-11155/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала "1 финансово-экономическая служба" об оспаривании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" в лице филиала "1 финансово-экономическая служба" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее - Центр ПФР) от 18.11.2022 N 092S19220005807 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.12.2022 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства и 27 февраля 2023 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Определением Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023 на основании статьи 124 АПК РФ произведена смена наименования с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю.
20 марта 2023 года суд составил мотивированное решение по делу.
Решением Арбитражного суда города Севастополя оспариваемое решение Центра ПФР признано незаконным.
Не согласившись с принятым решением, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как Центром ПФР установлено несвоевременное предоставление сведений о застрахованном лице, сведения по которому ранее не представлялись.
От учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Апелляционная жалоба, отзыв на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует и судом установлено, что учреждение 12.01.2015 зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда Республики Крым, и ему присвоен регистрационный номер 092001012418.
Во исполнение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), учреждение представило 07.06.2022 в Центр ПФР отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за май 2022 года в отношении 1880 застрахованных лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведенного анализа представленных учреждением сведений о застрахованных лицах должностными лицами пенсионного фонда был выявлен факт недостоверности в указанных сведениях, а именно: отсутствие сведений об одном застрахованном лице (Овсюк Юлии Александровне) в отчетности по форме СЗВ-М за май 2022 года.
Выявив указанные несоответствия, пенсионный фонд уведомлением от 26.07.2022 N 10-4-06/21730/264 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, предложил страхователю в течение пяти рабочих дней устранить выявленные расхождения в представленной отчетности. Уведомление об устранении несоответствий направлено по почте в адрес страхователя и получено учреждением 15.08.2022, трек-код 29900371161162.
Во исполнение уведомления 17.08.2022 учреждение представило в пенсионный фонд сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ - М за май 2022 года год с типом формы "дополняющая".
Посчитав, что указанные дополняющие сведения по форме СЗВ - М (доп.) были представлены страхователем в отношении 1 застрахованного лица за май 2022 года за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пенсионным фондом 18.10.2022 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
18.11.2022 Центром ПФР вынесено решение N 092S19220005807, согласно которому учреждение привлечено к ответственности за нарушение срока предоставления сведений о застрахованных лицах применительно к ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и ему назначен штраф в размере 500 руб.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ и пункт 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 766н) устанавливают, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Этим же пунктом Инструкции N 211н также предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как указывалось выше, оспоренным решением пенсионного фонда учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500,00 руб. по факту представления дополняющей формы СЗВ-М за май 2022 года в отношении 1 застрахованного лица. При этом пенсионный фонд указывает на несвоевременность устранения страхователем ошибки в представленной отчетности, в связи с чем сведения представлены с нарушением срока, а именно 17.08.2022.
Из материалов дела следует, что в результате анализа сведений, представленных страхователем пенсионным фондом выявлен факт недостоверности поданных сведений о застрахованных лицах, в связи с чем в адрес заявителя по почте направлено уведомление об устранении выявленных несоответствий, которое получено заявителем 15.08.2022, о чем в материалах дела имеются доказательства.
С целью корректировки ранее представленной отчетности, учреждение 17.08.2022 направило в пенсионный фонд сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ - М, тип сведений "дополняющая" за май 2022 год.
Поскольку порядок исчисления сроков Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 211н не урегулирован, суд первой инстанции правомерно руководствовался порядком исчисления сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с пунктами 2, 6, 7 статьи 6.1 которого течение срока начинается на следующий день после календарной даты, которым определено его начало; срок, определенный днями, исчисляется в рабочих, если срок не установлен - в календарных днях; последним днем срока, приходящегося на выходной день, считается ближайший следующий за ним рабочий день. При исчислении срока, определенного периодом времени, календарная дата или день наступления события, определяющие его начало, не учитываются.
С учетом приведенных правил исчисления сроков, в данном случае течение срока начинается 16.08.2022 (уведомление получено 15.08.2022), в связи с чем последним днем исчисляемого рабочими днями срока устранения выявленных расхождений, установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и пунктом 38 Инструкции N 211н, является 22.08.2022.
Материалами дела подтверждается, что дополняющая форма отчетности по форме СЗВ-М за май 2022 год в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором отсутствовали в исходной отчетности, были представлены учреждением 17.08.2022, на что указано также самим пенсионным фондом в оспариваемом решении.
Таким образом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции N 211н, посредством направления в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионный фонд дополняющей формы, содержащей сведения, откорректированные учреждением.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 февраля 2023 года по делу N А84-11155/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11155/2022
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, Филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - "1 финансово-экономическая служба", ФКУ "Управление Черноморского флота"