г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А56-70140/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.,
при участии:
от истца: представитель Черепанова К.А., на основании доверенности от 26.01.2023,
от ответчика: представитель Макарова Е.В., на основании доверенности от 12.12.2022,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-9429/2023) Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2023 по делу N А56-70140/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое по иску:
истец: Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
ответчик: открытое акционерное общество "Россетти Ленэнерго"
третьи лица: 1) МВД России по Кировскому району Ленинградской области; 2) Прокуратура Кировского района Ленинградской области; 3) Администрация Павловского городского поселения Кировского района Ленинградской области,
о демонтаже линий электропередач,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - истец, Управтодор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Россетти Ленэнерго" (далее - ответчик, Ленэнерго) о признании опор ЛЭП, установленных Ленэнерго в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Павлово-Мга-Шапки-Любань-Оредеж-Луга" км 4 + 000 - км 5 + 620 (с левой стороны) в количестве 23 штуки незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения и об обязании Ленэнерго в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствии надлежащего согласования с ГКУ "Ленавтодор" и привести соответствующую полосу отвода в нормативное состояние; в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с Ленэнерго судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
К участию в деле привлечены МВД России по Кировскому району Ленинградской области (далее - МВД), Прокуратура Кировского района Ленинградской области (далее - Прокуратура) и Администрация Павловского городского поселения Кировского района Ленинградской области (далее - Администрация).
От истца в материалы дела поступило заявление об уточнении исковых требований с учетом акта комиссионного осмотра от 18.01.2023, в соответствии с которым истец просит суд:
- признать опоры ЛЭП, установленные Ленэнерго в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Павлово-Мга-Шапки-Любань-Оредеж-Луга" км 4 + 562 - км-5 + 620 (с левой стороны) в количестве 20 штук незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения;
- обязать Ленэнерго в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствии надлежащего согласования с истцом и привести соответствующую полосу отвода автомобильной дороги в нормативное состояние;
- в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с Ленэнерго в пользу истца судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
Уточненные требования приняты судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Решением от 17.02.2023 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 "О передаче государственного имущества Ленинградской области в оперативное управление Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" передана в оперативное управление автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Павлово-Мга-Шапки-Любань-Оредеж-Луга" (далее - автомобильная дорога).
В ходе мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги установлено, что на участке указанной автомобильной дороги км 4 + 000 - км 5 + 620 с левой стороны в Кировском районе Ленинградской области в границах полосы отвода расположены железобетонные опоры ЛЭП в количестве 23 штук, принадлежащие Ленэнерго (филиал "Новоладожские электрические сети"), что отражено в акте комиссионного осмотра участка автомобильной дороги км 4 + 000 - км 5 + 620 в Кировском районе Ленинградской области от 27.05.2021.
Как следует из указанного акта, выявленные опоры ЛЭП размещены в полосе отвода автомобильной дороги без согласования размещения инженерных коммуникаций в отсутствии договора с Управтодор, выявленные опоры ЛЭП расположены на расстоянии от 2,1 м до 2,3 м от боровки земляного полотна автомобильной дороги, что является нарушением пункта 6.73 СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.02.2021 N 53/пр.
В целях устранения выявленных нарушений Управтодор в адрес Ленэнерго направлено требование от 22.04.2022 N 17-1149/2022 о согласовании размещения спорных опор ЛЭП в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 257-ФЗ) путем заключения договора или в случае отказа от заключения договора - о демонтаже спорных опор ЛЭП и приведении полосы отвода в нормативное состояние.
Однако Ленэнерго от выполнения требований отказался, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В ходе рассмотрения дела Управтодор совместно с представителем Ленэнерго и представителем ОГИБДД ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области проведен осмотр спорного участка автомобильной дороги, по результатам которого составлен акт комиссионного осмотра от 18.01.2023, в котором отражено, что на спорном участке автомобильной дороги незаконно размещено 19 железобетонных опор ЛЭП, принадлежащих Ленэнерго, так как в нарушение статьи 19 ФЗ N 257-ФЗ письменные согласия, содержащее технические требования и условия, на размещение опор Управтодор не выдавались, проектная документация на согласование не поступала, договор на проведение работ при использование полосы отвода дорог не заключался. Кроме того, в указанном акте также отражено, что спорные опоры размещены с нарушением пунктов 4.2, 6.3.2 и 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Согласно части 1 статьи 19 ФЗ N 257-ФЗ в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
В силу части 2 этой же статьи ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В части 2.1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ указано, что при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Согласно части 7 статьи 19 ФЗ N 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право на предъявление требования о сносе инженерных коммуникаций, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги, возникает в случае отсутствия согласия, предусмотренного частями 2 - 3 статьи 19 ФЗ N 257-ФЗ; при прокладке, переносе, переустройстве в отсутствие разрешения на строительство, если выдача такого разрешения требуется; либо в случае прокладки, переносе, переустройстве или эксплуатации с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
При этом само по себе отсутствие договора с владельцем автомобильной дороги на эксплуатацию инженерных коммуникаций в полосе отвода, размещенных до принятия Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ, которым в части 1 и 2 внесены изменения путем включения таких действий в полосе отвода как перенос и эксплуатация инженерных коммуникаций, ранее отсутствовавших, не свидетельствует о незаконном размещении таких инженерных коммуникаций. Более того, из буквального толкования частей 2, 2.1 и 3 статьи 19 ФЗ N 257-ФЗ следует, что законодатель разделяет понятия договор и согласие на размещение. При этом лишь отсутствие согласия на размещение может являться основанием для сноса инженерных коммуникаций.
Судом установлено, что спорные опоры возведены до обустройства автомобильной дороги, введения в действия ФЗ N 257-ФЗ и ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", а также Закона N 257-ФЗ, что истцом не оспаривается, и обеспечивают электроэнергий населенный пункт.
При этом доказательств, проектирования прокладки, переноса или переустройства спорных опор в отсутствие согласия на их размещение, когда получение такого согласия стало обязательным в силу ФЗ N 257-ФЗ, с нарушением требований, действующих на момент возведения спорных опор, истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что спорные объекты используются для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе в социально значимых целях, а демонтаж спорных опор повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям.
При этом, суд верно сослался на то, что истцом не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильной дороги, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что безопасность дорожного движения может быть обеспечена иным способом, а также то обстоятельство, что снос спорных опор приведет к невозможности электроснабжения населенного пункта, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда города Москвы.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2023 по делу N А56-70140/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70140/2022
Истец: ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОАО "РОССЕТИ Ленэнерго"
Третье лицо: Администрация Павловского городского поселения Кировского района Ленинградской области, МВД России по Кировскому району Ленинградской области, Прокуратура Кировского района Ленинградской области, Администрация Всеволожского района Ленинградской области, МВД России Всеволожского района Ленинградской области, Прокуратура Всеволожского района Ленинградской области, ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ