г. Вологда |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А66-864/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспектор" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 февраля 2023 года по делу N А66-864/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоспектор" (ОГРН 1156952014757, ИНН 6952004345; адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, улица Коминтерна, дом 99а, помещение 1; далее - ООО "Автоспектор", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС) о признании незаконным решения от 05.10.2022 по делу N 05-6/2-89-2022.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство транспорта Тверской области (ОГРН 1026900562370, ИНН 6901007877; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, бульвар Радищева, дом 30; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на неполное выяснение обстоятельств дела. Полагает, что из конкурсной документации в нарушение требований постановления правительства Тверской области от 18.04.2017 N 103-пп "Об установлении Шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам" (далее - Постановление N 103-пп) неправомерно исключен критерий "наличие низкого пола в автобусе".
УФАС и министерство в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в отзыве министерством заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, приказом министерства от 18.11.2022 N 527 (далее - Приказ N 527) утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области (12 лотов) (далее - Конкурсная документация).
Согласно пункту 2.1.3 Приказа N 527 к конкурсному предложению прикладываются в том числе следующие сведения и документы:
1) характеристики транспортных средств (далее - ТС), предлагаемых претендентом для осуществления регулярных перевозок, по форме приложения 1 к конкурсному предложению.
В приложении 1 к конкурсному предложению указано 7 характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок, а именно:
1) наличие кондиционера;
2) наличие ТС, оборудованных для перевозки пассажиров из числа инвалидов;
3) наличие электронного информационного табло;
4) наличие ТС, оборудованного системой контроля температуры воздуха в салоне;
5) наличие ТС, оборудованных системой безналичной оплаты проезда;
6) наличие ТС, оборудованных для использования газомоторного топлива;
7) наличие видеорегистратора (видеорегистраторов), обеспечивающего (обеспечивающих) видеозапись и хранение записанных данных дорожно-транспортной обстановки и ситуации в салоне ТС не менее 18 часов.
В УФАС 13.12.2022 поступила жалоба общества, в которой заявитель сослался на то, что организатором торгов (министерством) нарушен порядок организации и проведения аукциона на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области (размещено на сайте https://mmtrans.tver.ra).
Доводы заявителя сводились к тому, что организатором торгов в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Постановления N 103-пп (пункт 3 приложения), в приложении 1 к конкурсному предложению (характеристики транспортных средств, предлагаемых претендентом для осуществления регулярных перевозок), неправомерно не учитывается такая характеристика, влияющая на качество перевозок, как "низкий пол".
Решением комиссии управления от 26.12.2022 по делу N 05-6/2-89-2022 жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с названным решением УФАС, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ, согласно статье 21 которого предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
В Тверской области организатором конкурса является министерство.
В силу статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества); 6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Порядок и механизм оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе установлен статьей 24 Закона N 220-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 24 упомянутого Закона заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
В данном случае согласно приложения 1 к конкурсному предложению, всего 7 характеристик ТС, влияющих на качество перевозок, а именно:
1) наличие кондиционера;
2) наличие ТС, оборудованных для перевозки пассажиров из числа инвалидов;
3) наличие электронного информационного табло;
4) наличие ТС, оборудованного системой контроля температуры воздуха в салоне;
5) наличие ТС, оборудованных системой безналичной оплаты проезда;
6) наличие ТС, оборудованных для использования газомоторного топлива;
7) наличие видеорегистратора (видеорегистраторов), обеспечивающего (обеспечивающих) видеозапись и хранение записанных данных дорожно-транспортной обстановки и ситуации в салоне ТС не менее 18 часов.
При этом в конкурсной документации, утвержденной Приказом N 527, отсутствует характеристика "наличие низкого пола".
Отклоняя довод подателя жалобы о неправомерно исключении из состава характеристики автотранспортного средства данного критерия, суд правомерно исходил из следующего.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ к числу критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе относятся влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок - наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
При этом указанный перечень характеристик транспортных средств не является исчерпывающим, также Закон N 220-ФЗ не возлагает обязанности применять все указанные в нем критерии, а также характеристики одновременно (в качестве одного общего критерия) или по раздельности.
Согласно пункту 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Постановлением N 103-пп установлена шкала для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам (далее - шкала), в котором за наличие низкого пола присуждается 1 балл за каждое оборудованное транспортное средство.
Данная шкала не является обязательным перечнем критериев, а лишь позволяет произвести оценку таковых для участия в открытом конкурсе.
При этом названное постановление также не содержит требований обязательности включения в конкурсную документацию всех указанных характеристик одновременно или но раздельности, а установленная шкала не является обязательным перечнем критериев, а лишь позволяет произвести оценку таковых для участия в открытом конкурсе.
Кроме того, как верно указано судом, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок подразумевает под собой перевозку пассажиров в пригородном или междугородном сообщениях
Пунктом 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) установлено, что маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4 Закона N 259-ФЗ предусмотрено, что перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области установлена протяженность каждого маршрута.
В соответствии с приложением 1 к конкурсной документации предметом открытого конкурса является право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области в соответствии со сформированным перечнем межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пол каждому лоту отдельно.
Приложение 1 к Конкурсной документации содержит информацию о протяженности межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в рамках отдельного лота.
Согласно пункту 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения) в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
В соответствии с пунктом 22.3 Правил дорожного движения число перевозимых людей в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном маршруте не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Правил дорожного движения водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями,
В соответствии с пунктом 5.1 Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми.
В соответствии с пунктом 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011 "Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 4. Рабочая среда кабины" транспортное средство с низким расположением пола - это транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
Пассажиры с ограниченными возможностями, использующие инвалидные коляски, даже при входе в автобус с низким полом, не смогут воспользоваться перевозкой в личном кресле-коляске, так как перевозка пассажира на выделенной для стоящих пассажиров площадке не отвечает требованиям безопасности перевозок пассажиров в междугородном сообщении.
Низкий пол автобуса в районе дверей является более важным критерием не в междугороднем, а в городском сообщении, где важна быстрая посадка и высадка пассажиров. Низкий уровень пола улучшает доступность автобуса в городском сообщении для людей с ограниченными возможностями, использующих инвалидные коляски, пассажирам с детскими колясками, маломобильным слоям населения, в том числе пожилым людям, и многим другим.
Учитывая вышеизложенное, министерство в своей конкурсной документации на междугородние маршруты не установило такое требование, как низкий пол.
При таких обстоятельствах суд верно отметил, что управление на основании представленных пояснений организатора конкурса пришло к правильному выводу в необоснованности жалобы ООО "Автоспектор".
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 февраля 2023 года по делу N А66-864/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-864/2023
Истец: ООО "Автоспектор"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство транспорта Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, г. Тверь