24 мая 2023 г. |
Дело N А84-974/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии в заседании:
от истца:
ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" Сертакова С.А (дов. от 09.01.2023);
от ответчика:
ООО "Индустрия строительства" Сафонова О.В. (дов. от 23.03.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 декабря 2022 года по делу N А84-974/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" (далее - ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском, уточненным в порядке требований ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Индустрия строительства" (далее - ООО "Индустрия строительства") о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по контрактам в размере 4 353 626,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что какой-либо просрочки со стороны Заказчика не было и его действия никаким образом не повлияли на совершение обязательств Подрядчиком, в связи с чем применение судом первой инстанции пункта 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд безосновательно. Считает, что судом первой инстанции не правильно произведен расчет неустойки.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 апелляционная жалоба ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" оставлена без движения.
От ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела,28.10.2020 между ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" (далее - Заказчик) и ООО "Индустрия строительства" (далее - Подрядчик) был заключен контракт от 28.10.2020 N 28/10-К30 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания по ул. Корчагина, д. 30" (далее - Контракт).
По условиям контракта подрядчик принял обязательства по выполнению работ по объекту: "Капитальный ремонт здания по ул. Корчагина, д. 30", согласно проектно-сметной документации (приложение 2 к Контракту), по цене, согласно п. 2.1 Контракта.
Цена Контракта составляет 37 383 132 руб., с учетом НДС 6 230 522,00 руб.. Указанная цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения за исключением случаев, установленных настоящим Контрактом.
Цена настоящего Контракта включает в себя асе расходы Подрядчика, необходимые для осуществления мм своих обязательств по Контракту а полном объеме и надлежащего качестве, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, товары и материалы и иные расходы, связанные с выполнением работ.
Расчеты по Контракту производятся в следующем порядке:
Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте расчетный счет Подрядчика.
Авансовые платежи по Контракту не предусмотрены. Заказчик осуществляет оплату за фактически выполненные Подрядчиком работы, после подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), (отдельных этапов выполнения работ), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в течение 15 (пятнадцать) дней е даты представления Заказчику счета и/или счета-фактуры и/или универсального передаточного документа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику на текущий финансовый год.
Согласно п. 3.4.5, 3.4.6 Контракта, Подрядчик, обнаруживший в ходе работ не учтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ Подрядчик обязан сообщить об этом Заказчику. Подрядчик обязался выполнить работы в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с Приложениями к настоящему Контракту, в соответствии с действующим законодательством.
Подрядчик обязался за свой счет производить оплату всех расходов на электроснабжение, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение Объекта, путем возмещения Заказчику понесенных им соответствующих затрат на весь период действия контракта. Сумма расходов на электроснабжение, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение рассчитывается из фактического их потребления Подрядчиком, на основании приборов учета.
Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 15.12.2020 (п. 4.1 Контракта).
Дополнительным соглашением срок выполнения работ продлен до 31.03.2021.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.10.2021 по делу N А84-4508/2021 дополнительное соглашение от 15.12.2020 N 1 к государственному контракту от 28.10.2020 N 28/10-К30 было признано недействительным.
Согласно пункту 5.1 Контракта, при завершении работ по настоящему Контракту - Подрядчик уведомляет Заказчика об окончании Работ (окончание этапа) и представляет Заказчику Акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (но форме КС-3) с приложением документов, подтверждающих соответствие использованных в процессе работ материалов и оборудования требованиям проектно-сметной документации (в случае если эти требования предъявлялись), паспортов и сертификатов материалов, оборудования, с актами освидетельствования работ, конструкции, участков сетей инженерно-технического обеспечения; исполнительную схему электропроводки, акты испытания на заземление, акты скрытых работ с трехстадийной фотофиксацией. Вышеперечисленные документы должны иметь соответствующую приемку на соответствие представителем строительного контроля. В случае не приложения соответствующих документов к Уведомлению, либо отсутствия на Уведомлении отметки уполномоченного лица, Заказчик не считается надлежаще уведомленным о завершении работ.
Согласно п.5.4, 5.6 Контракта, по результатам приемки работ Заказчиком подписывается Акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2), либо направляется Подрядчику запрос о предоставлении разъяснений относительно выполненных работ; либо мотивированным отказ от принятия выполненных работ, содержащий перечень выявленных недостатков и разумные сроки их устранения.
В случае принятия Заказчиком выполненных работ обязательства Подрядчика по выполнению работ считаются выполненными надлежащим образом.
В материалы дела представлены акты выполненных работ по форме КС-2: N 8 от 30.04.2021, N 9 от 30.04.2021, N 10 от 20.05.2021, N 11 от 06.07.2021, N 12 от 24.06.2021, N 14 от 11.08.2021, N 15 от 15.06.2021, N 16 от 31.05.2021, N 17 от 31.05.2021, N 18 от 1 1.08.2021, N 19 от 11.08.2021, N 20 от 31.05.2021, N 21 от 11.08.2021, N 22 от 11.08.2021, N 23 от 11.08.2021, N 24 от 11.08.2021, N 25 от 11.08.2021, N 26 от 11.08.2021.
Как указал Заказчик, работы выполнены Подрядчиком с нарушением установленных Контрактом сроков.
Учитывая, что срок исполнения контракта не увеличился, а ответчиком обязательства исполнены с нарушением установленных контрактом сроков, истец направил в адрес ответчика претензию об уплате неустойки.
В ответе на претензию от 31.01.2022 исх. N 39 ООО "Индустрия строительства" сослался на то, что ГБОУ ДО города Севастополя "ГЦССПС" не обеспечил технологическое присоединение объекта к электрическим сетям, к сетям водоснабжения и водоотведения, что увеличению срок производства работ по капитальному ремонту объекта, в связи с чем, претензия не подлежит удовлетворению.
13.09.2021 между сторонами были заключены контракты на проведение дополнительных работ:
- N 1-ДОП/К30 на выполнение работ по установке противопожарной двери, установке подоконных досок, облицовке ГКЛ, увеличению толщины стяжки пола в рамках капитального ремонта здания по адресу: г. Севастополь, ул. Корчагина 30;
- N 2-ДОП/К30 на выполнение работ по облицовке отмостки керамогранитной плиткой в рамках капитального ремонта здания по адресу: г. Севастополе Корчагина, д. 30;
- N 3-ДОП/К30 на выполнение работ по устройству наружных оконных откосов, устройству крыльца, устройству водосточной системы, выполнению земляных работ при устройстве заземления, устройству металлических ограждений лестниц, пробивке отверстий для систем отопления и вентиляции, устройства технологического приямка, облицовке лестничных маршей, устройству пожарной лестницы, разборке железобетонных конструкций в рамках капитального ремонта здания по адресу г. Севастополь, ул. Корчагина, д. 30;
- N 6-ДОП/К30 на выполнение электромонтажных работ и работ по устройству автоматической пожарной сигнализации в рамках капитального ремонта здания по адресу: г. Севастополь, ул. Корчагина, д. 30.
Согласно п. 2.2. указанных Контрактов, срок выполнения работ по каждому из них: с даты подписания Контракта в течение 10 календарных дней.
В соответствии с пунктами 8.2. Контрактов, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту меры ответственности применяются в соответствии с нормами законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и условиями настоящего Контракта.
Согласно представленным Актам о приемке выполненных работ КС-2 N 1 от 19.10.2021, КС-2 N 1 от 19.10.2021, КС-2 N 1 от 19.10.2021, КС-2 N1 от 08.12.21, работы по всем Контрактам выполнены с нарушением установленных Контрактами сроков.
Руководствуясь п.8.4. Контрактов Истец направил Подрядчику требования (претензии) об уплате пеней:
- от 09.12.2021 N 602/03-29-01-03/02/21 в сумме 2 885,22 руб.,
- от 09.12.2021 N 601/03-29-01-03/02/21 в сумме 2 068,24 руб.,
- от 09.12.2021 N 600/03-29-01-03/02/21 в сумме 2 882,72 руб.,
- от 09.12.2021 N 599/03-29-01-03/02/21 в сумме 9 868,16 руб.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 702 ГК РФ предусмотрено, что к подрядным работам для государственных или муниципальных нужд применяются общие положения о договоре подряда, если иное не установлено правилами ГК РФ об этом виде договора.
По смыслу ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Факт выполнения ответчиком с просрочкой работ, предусмотренных муниципальным контрактом, подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) предусмотренных настоящим Контрактом", а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 8.2 Контракта).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных, контрактом и фактически исполненных Подрядчиком за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Расчет неустойки следующий:
27 821 167,20 руб. (37 383 132 - 9561964,80) *48 дн.(16.12.2020 - 01.02.2021)*4,25%*1/300 = 189 18,94 руб.;
26171407,20 руб. (27821167,20 - 1649760)*57 дн.(02.02.2021 - 30.03.2021)*4,5%*1/300 = 223765,53 руб.;
23129690,20 руб. (26171407,20 - 3041717,00)*31 дн.(31.03.2021 - 30.04.2021)* 5%*1/300 = 119 503,40 руб.;
18936634,60 руб. (23 129 690,20 - 4193055,60)*20 дн.(01.05.2021 - 20.05.2021)*5%*1/300 = 63 122,12 руб.;
18209861,80 руб. (18936634,60-726772,80)*11 дн. (21.05.2021-31.05.2021)*5%*1/300 = 33 384,75 руб.;
12810932,20 руб. (18209861,80 - 5398929,60)*15 дн. (01.06.2021-15.06.2021)*5,5%*1/300 = 35 230,06 руб.;
10343365,90 руб. (12810932,20-2467273,20)*9 дн. (16.06.2021-24.06.2021)*5,5%*1/300 = 17066,55 руб.;
9 571 162,60 руб. (10 343 365,90 - 772 496,40)*12 дн. (25.06.2021-06.07.2021)*5,5%*1/300 = 21 056,56 руб.;
6988411 руб. (9571162,60 - 2582 751,60)*36 дн. (07.07.2021 - 11.08.2021)*6,5%*1/300 = 54 509,61 руб.
Общая сумма неустойки составляет 756 822,52 руб.
По дополнительным договорам, с учетом даты принятия работ по актам приема-передачи, ставки ЦБ РФ на дату принятия работ, сумма неустойки составила 16 921,02 руб.:
- 2 596,69 руб. - неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору 1-ДОП/К30 от 13.09.2021
- 1 861,42 руб. - неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору 2-ДОП/К30 от 13.09.2021;
- 2 594,45 руб. - неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору 3-ДОП/К30 от 13.09.2021;
- 9 868,16 руб. - неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору 6-ДОП/К30 от 13.09.2021.
Согласно пункта 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса РФ и пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию, а срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, и условий контракта обязанности Заказчика по присоединению объекта к сетям энергоснабжения и/или по обеспечению Подрядчика на объекте соответствующими ресурсами следуют из следующего:
1) локальные сметные расчеты к контракту с учетом сроков проведения работ не предусматривали зимнего удорожания (расходы Подрядчика на обогрев объекта в связи с необходимость по характеру работ проводить их при положительных температурах, расходы Подрядчика на заполнение системы отопления теплоносителем и др.), расходов Подрядчика на электроснабжение объекта с использованием автономных электроустановок (дизель-генераторов), расходов Подрядчика на завоз воды и вывоз жидких бытовых отходов (обращаем внимание суда, что средства для вывоза твердых бытовых отходов контрактом предусмотрены);
2) пунктом 3.3.30 контракта Подрядчик взял на себя обязательства по оплате всех расходов на электроснабжение, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение объекта путем возмещения Заказчику понесенных им соответствующих затрат исходя из фактического их потребления на основании приборов учета;
3) характер работ по контракту (краткое наименование работ указаны в графике выполнения работ, в том числе "Система водоснабжения и канализации", "Система энергообеспечения и электроснабжение", "Система отопления, вентиляции и кондиционирования" и др.) не позволял их полностью выполнить без присоединения объекта к сетям энергоснабжения.
В ноябре 2020 года в ходе выездных совещаний с участием представителей профильных органов исполнительной власти города Севастополя (Протоколы выездных совещаний на объекте N 2 от 12.11.2020, N 3 от 14.11.2020, N 4 от 19.11.2020) Подрядчик неоднократно указывал на необходимость выполнения Заказчиком взятых на себя контрактных обязательств по подключению объекта к сетям энергоснабжения, что не отрицалось ни Заказчиком, ни представителями исполнительной власти города.
В соответствии с действующим законодательством никто кроме Заказчика фактически не мог подключиться к сетям энергоснабжения (в том числе и по временной схеме), Заказчик не предоставил необходимый объем информации тем или иным энергоснабжающим организациям для выдачи Заказчику соответствующих технических условий по подключению объекта к сетям энергоснабжения).
Сдавая объект Заказчику после завершения всех работ по всем контрактам, объект так и не был подключению к сетям энергоснабжения. Работы по системе отопления были приняты Заказчиком без замечаний в мае 2021 года (более 1,5 лет назад), а объект Заказчик подключил к системе отопления только в ноябре 2022 года.
Согласно переписка между сторонами по контракту, контракты N 1-ДОП/К30 от 13.09.2021, N 2-ДОП/К30 от 13.09.2021, N 3-ДОП/К30 от 13.09.2021, N 6-ДОП/К3 от 13.09.2021 подтверждают, что проектная документация Заказчика была не полная, не учитывала работы, которые необходимо было выполнить для достижения целей контракта. Неучтенные работы привели к увеличению продолжительности работ, а неувязка решений в разделах проектной документации приводила Подрядчика к невозможности комплексного использования проектной документации и однозначного толкования принятых проектных решений. Заказчик уже в процессе производства работ по контракту с существенными временными задержками вносил изменения в проектную документацию, что постоянно сдвигало сроки окончания работ.
Как следует из материалов дела, 01.09.2021 стороны расторгли контракт N 28/10-К30 от 28.10.2020 с указанием на отсутствие претензий, связанных с отношениями сторон по контракту.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 34 Закона N 44-ФЗ была дополнена частью 9.1, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
В данном случае, размер неустойки по договору N 28/10-К30 от 28.10.2020 составляет 2,02 % от начальной цены контракта;
размер неустойки по договору 1-ДОП/К30 составляет 0,58 % от цены контракта;
размер неустойки по договору 2-ДОП/К30 составляет 0,58 % от цены контракта;
размер неустойки по договору 3-ДОП/К30 составляет 0,58 % от цены контракта;
размер неустойки по договору 6-ДОП/К30 составляет 1,9 % от цены контракта.
Поскольку общий размер неустойки по основному контракту и по дополнительным контрактам составляют менее 5 процентов от цены каждого контракта, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783, и исходил из того, что начисленная истцом неустойка (пеня) подлежит списанию, следовательно, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-179525/2017 от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Аналогичный правовой подход приведен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначального иска.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 декабря 2022 года по делу N А84-974/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-974/2022
Истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Севастополя "Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя"
Ответчик: ООО "Индустрия строительства"