г. Хабаровск |
|
07 марта 2024 г. |
А73-16654/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 07.12.2023
по делу N А73-16654/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Железобетон-5" (ОГРН 1022701287905, ИНН 2724006226)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 83440 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Железобетон-5" (далее - истец, АО "Железобетон-5") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 13440 руб. штрафа на основании статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ) за несвоевременную подачу под выгрузку вагонов NN 61400255, 65321929, 52814696, 61892907, 61218921, 59391235, 61465589, 59392035, 56689342, 63194484, 59388900, 54131917, 56257686, а также убытков в размере 70000 руб. в виде уплаченной истцом владельцу вагонов неустойки за сверхнормативный простой вагонов.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.10.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 07.12.2023 иск удовлетворен: с ОАО "РЖД" в пользу АО "Железобетон-5" взысканы убытки в виде оплаченного истцом штрафа за сверхнормативный простой вагонов N N 61400255, 65321929, 52814696, 61892907, 61218921, 59391235, 61465589, 59392035, 56689342, 63194484, 59388900, 54131917, 56257686 в размере 70000 руб., штраф, начисленный на основании статьи 100 УЖТ РФ в размере 13440 руб., всего 83440 руб., расходы по уплате государственной пошлине в размере 3338 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в иске полностью, к удовлетворенной сумме применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и уменьшить размер взыскиваемой неустойки.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в отсутствие договора на подачу и уборку вагонов, возложение на него ответственности перед грузоотправителем, не правомерно; договоры, регулирующие отношения по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, в порядке положений статьи 58 УЖТ РФ, заключенные между АО "Железобетон-5" и ОАО "РЖД", не представлены; спорное обязательство вытекает из договора перевозки и не является денежным обязательством; ответчик не пользуется чужими денежными средствами; кроме провозного тарифа никакие иные суммы за перевозку ОАО "РЖД" не взимаются; взыскиваемые суммы штрафа для истца являются внереализационными доходами, дополнительно получаемыми к доходам из предпринимательской деятельности; чрезмерность размера ответственности с учетом конкретных обстоятельств железнодорожной перевозки, является одним из доводов в пользу уменьшения подлежащей уплате неустойки.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, АО "Железобетон-5" не согласилось с доводами такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда- без изменения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между АО "Железобетон-5" (предприятие) и АО "Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (АО "ХППЖТ", ППЖТ) заключен договор о транспортном обслуживании N 039-22, сроком действия с 01.01.2022 до 31.12.2026 (далее - договор N 039-22), в соответствии с пунктом 2.1 которого, АО "ХППЖТ" осуществляет для предприятия перевозку вагонов своим локомотивом от выставочных путей парка "Сенная" до мест погрузки-выгрузки в третьем маневровом районе и обратно.
Между АО "ХППЖТ" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор N 14 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Хабаровское ППЖТ" от 14.03.2022 (далее - договор N 14), сроком действия до 31.10.2023 (в редакции дополнительного соглашения от 23.06.2023).
Согласно пункту 7 договора N 14 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути владельца NN1,2,3 парка "Сенная", дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Приложением N 1 к договору N 14 определен список клиентов (контрагентов), в котором указано АО "Железобетон-5".
Между ООО "Рейл Лоджистик" (экспедитор) и АО "Железобетон-5" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции от 19.05.2016 N РЛ-2016/05/19 (далее - договор N РЛ-2016/05/19), согласно которого экспедитор обязуется организовывать подачу подвижного состава клиенту под погрузку в порядке и на условиях, определенных в дополнительных соглашениях к договору.
На основании пункта 2.2.5 договора N РЛ-2016/05/19 (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2023) клиент обязуется за свой счет собственными силами производить погрузочные работы в течение 6 суток с момента прибытия вагонов на станцию погрузки (станция Хабаровск 2 ДВост. ж. д.); при нахождении вагонов на станции погрузки свыше 6 суток клиент оплачивает экспедитору штраф в размере 2500 руб. (без НДС) в сутки за использование одного вагона, если иной срок и/или размер штрафа не будут оговорены сторонами в дополнительных соглашениях.
Срок нахождения вагонов на станции отправления (погрузки) и станции назначения (выгрузки) исчисляется с даты прибытия вагонов на станцию отправления/назначения (погрузки/выгрузки), до 24 часов 00 минут дня (даты) приема к перевозке груженых или порожних вагонов перевозчиком.
Простой вагонов в случае их нахождения на станции свыше срока, установленного абзацем 1 настоящего пункта, исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются как полные.
Также в целях достоверного определения сроков простоя вагонов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагонов на станцию отправления (погрузки) и станцию назначения (выгрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") со станции погрузки/выгрузки на станцию нового назначения или иную станцию, определяется на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в АС ЭТРАН или на основании информации, полученной из ГВЦ ОАО "РЖД".
При этом дата прибытия вагона на железнодорожную станцию назначения учитывает, что передача перевозчиком вагона на железнодорожный путь необщего пользования должна быть обеспечена в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Во исполнение обязательств по договору N РЛ-2016/05/19 ООО "Рейл Лоджистик" осуществлена подача порожних вагонов N N 61400255, 65321929, 52814696, 61892907, 61218921, 59391235, 61465589, 59392035, 56689342, 63194484, 59388900, 54131917, 56257686 на станцию Хабаровск-2 ДВост. ж.д. в адрес АО "Железобетон-5" для погрузки.
ООО "Рейл Лоджистик", в связи с выявленным сверхнормативным простоем указанных вагонов, в адрес АО "Железобетон-5", выставило требование об оплате штрафа в размере 70000 руб.
Расчет суммы штрафа, исходя из ставки 2500 руб. вагон/сутки произведен согласно пункту 2.2.5 договора N РЛ-2016/05/19.
АО "Железобетон-5" платежными поручениями от 31.07.2023 N 3011, от 07.08.2023 N 3119 оплатило предъявленные ООО "Рейл Лоджистик" суммы штрафа.
Посчитав, что период простоя вагонов на железнодорожной станции Хабаровск-2, в части несвоевременной подачи вагонов на железнодорожные выставочные пути АО "ХППЖТ", произошел по вине ОАО "РЖД", АО "Железобетон-5" направило в адрес ответчика претензию от 28.08.2023 с требованием возместить убытки в виде уплаченной неустойки и уплаты штрафа, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "Железобетон-5" в суд с настоящим иском.
Согласно п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации), сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов; срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона; штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до 1 часа принимается за полный час.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Допустимый срок для подачи вагонов перевозчиком на путь необщего пользования составляет 24 часа после оформления документов о выдаче груза.
Подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с настоящим Уставом (статья 63 УЖТ РФ).
Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать: по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования; по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.
Согласно п. 3.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути; дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования; выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
Доводы ОАО "РЖД" о неправомерности требований о взыскании штрафа в отсутствие между сторонами договора об оказании услуг по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, устанавливающего срок подачи вагонов перевозчиком на путь необщего пользования, судом верно отклонены, поскольку отсутствие между сторонами спора договора, содержащего условие о сроке на подачу вагонов, прибывающих в адрес истца (грузополучателя), не может означать, что перевозчик имеет право в любой момент производить подачу вагонов.
При этом, ОАО "РЖД" не опровергает факт простоя спорных вагонов в указанный в иске период, не приводит доводы о наличии обстоятельств, послуживших основанием для простоя вагонов по вине иных лиц, исключающих ответственность перевозчика.
ОАО "РЖД" акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на путях общего пользования, с указанием причины простоя, подтверждающие документы в материалы дела не представлены.
Истцом также заявлены требования о взыскании убытков в виде оплаченной владельцу вагонов неустойки за сверхнормативный простой вагонов в размере 70000 руб.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Расчет требований о взыскании пени и убытков произведен истцом с указанием номеров вагонов, номеров железнодорожных транспортных накладных, дат прибытия вагонов на железнодорожную станцию Хабаровск-2 и дат подачи вагонов перевозчиком с железнодорожной станции Хабаровск-2 на железнодорожный путь необщего пользования АО "ХППЖТ", продолжительности простоя каждого вагона и суммы штрафа, убытков по каждому вагону; в расчете требований данные определены, исходя из: даты прибытия вагона согласно отметке (календарного штемпеля) в железнодорожной транспортной накладной, проставленной перевозчиком ОАО "РЖД; нормативной даты подачи вагона на железнодорожный путь необщего пользования АО "ХППЖТ", согласно статье 119 Устава, из содержания которой следует, что срок для подачи вагонов перевозчиком на путь необщего пользования составляет 24 часа после оформления документов о выдаче груза; даты фактической подачи вагона на железнодорожный путь необщего пользования АО "ХППЖТ" Перевозчиком ОАО "РЖД" согласно письмам АО "ХППЖТ" N 77 от 22.08.2023, N 81 от 23.08.2023.
Сумма убытков АО "Железобетон-5" по указанным вагонам составила 70000 руб.
Платежными поручениями от 31.07.2023 N 3011, от 07.08.2023 N 3119 подтверждено несение истцом расходов на оплату ООО "Рейл Лоджистик" штрафа за сверхнормативный простой спорных вагонов.
Судом правомерно отклонены доводы ответчика о необоснованности требований истца о взыскании убытков, ввиду того, что ответственность перевозчика ограничена, так как ответственность в виде возмещения убытков УЖТ РФ не предусмотрена.
Согласно пункту 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2020, по общему правилу, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ); применительно к обязательственным правоотношениям указанное правило конкретизировано в п. 1 ст. 393 ГК РФ, в силу которого должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; при этом использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает кредитора, если иное не установлено законом, права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (абзац второй п. 1 ст. 393 ГК РФ).
Соотношение требования об уплате предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и требования о возмещении убытков, а также последствия заявления кредитором одновременно обоих требовании установлены в ст. 394 ГК РФ, в силу абз. 1 п. 1 которой если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой; законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (абзац второй п. 1 ст. 394 ГК РФ).
Исключение из приведенного правила установлено в п. 2 ст. 394 ГК РФ, в силу которого в случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность, убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.
При этом из положений абзаца 2 статьи 100 УЖТ РФ, устанавливающей только размер и порядок исчисления законной неустойки, не усматривается необходимое в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 394 ГК РФ указание о том, что взыскание убытков не допускается, в связи с чем, статья 97 УЖТ РФ ограничения взыскания только неустойки, но не убытков, не содержит.
Таким образом, суд верно признал требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 70000 руб., штрафа в размере 13440 руб., обоснованными.
Доводы ответчика о необходимости применения статьи 333 ГК РФ, и уменьшении размера штрафа, суд верно посчитал необоснованными.
Так, относительно заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, суд, руководствуясь пунктами 75, 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, и принимая во внимание, что ОАО "РЖД" не представило доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 декабря 2023 года по делу N А73-16654/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16654/2023
Истец: АО "Железобетон-5"
Ответчик: ОАО "РЖД"