г. Самара |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А55-22009/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 18.05.2023 апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2023 по делу N А55-22009/2022 (судья Лукин А.Г.) по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Закрытому акционерному обществу "Транс-Экспресс-Сервис" о взыскании платы за нахождение вагонов под таможенными операциями на путях общего пользования в размере 110 568 руб. 36 коп.,
в судебное заседание явились:
от истца - Жирова Н.Д., доверенность 12.08.2022, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака.
от ответчика - Ткаченко Е.Н., доверенность от 11.05.2022, паспорт, диплом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Транс-Экспресс-Сервис" о взыскании платы за нахождение вагонов под таможенными операциями на путях общего пользования в размере 110 568 руб. 36 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения. Впоследствии определение от 12.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 18.05.2023.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений к жалобе) истец ссылался на необоснованность отказа в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований декларантов по спорным накладным; на несогласие выводов суда относительно исчисления срока доставки груза, а также на неприменение судом первой инстанции ст. 22 Устава железнодорожного транспорта.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, отзыва на жалобу, и, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2023 по делу N А55-22009/2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком 16.12.2014 заключен договор N ЗУС7118 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. К договору сторонами подписаны дополнительные соглашения.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3. договора ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов. Перечень необходимых Клиенту услуг, их содержание, стоимость определяются Сторонами в приложении 1, и осуществляется на основании письменных заявок на оказание услуг. В случае изменения перечня услуг, а также размеров стоимости дополнительных услуг, ОАО "РЖД" уведомляет Клиента путем размещения информации на официальном сайте Общества по адресу www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки".
В адрес ЗАО "Транс-Экспресс-Сервис" в июне - августе, ноябре 2021 года, январе-мае 2022 года на станцию Тольятти прибывали вагоны и контейнеры, находящиеся под таможенным оформлением.
Указанные вагоны и контейнеры согласно договору от 16.12.2014 N ЗУС7118 по прибытию на станцию назначения Тольятти были размещены в зоне таможенного контроля, созданной приказом Самарской таможни на путях станции Тольятти для совершения процедур в соответствии со ст. 151,152 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза и ст. 118,119 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Время нахождения контейнеров под таможенным оформлением зафиксировано в актах общей формы.
Истцом ответчику начислена плата за нахождение вагонов под таможенными операциями на путях общего пользования в размере 110 568 руб. 36 коп.
Обращаясь в суд, истец указал, что начисление платы за нахождение контейнера на железнодорожных путях общего пользования предусмотрено нормами статей 22 и 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав, УЖТ РФ).
Расчет платы истцом произведен по ставкам таблицы N 1 "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров (предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе" в соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Плата за 1 вагон (контейнер) = ставка по таблице N 1 Тарифного руководства х индекс к базовым ставкам платы, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 х дополнительный индекс, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.
По факту оказанных услуг были составлены накопительные ведомости (с учетом НДС) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования контейнера под таможенными операциями. Однако от подписи накопительных ведомостей представитель ЗАО "Транс-Экспресс-Сервис" отказался, в связи с чем были оформлены акты общей формы.
В рамках досудебного урегулирования спора в адрес ЗАО "Транс-Экспрес-Сервис" были направлены претензии, оставление которых без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, является прерогативой суда.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами УЖТ.
Согласно п. 1 ст.785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии со ст. 37 УЖТ прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем. В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
Согласно ст.118 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после прибытия в место доставки товаров перевозчик либо декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита проводится в срок, установленный пунктом 7 статьи 151 Кодекса Союза. В соответствии с п.4 статьи 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларантом является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Статья 150 ТК ЕАЭС устанавливает обязанности перевозчика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. При перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.
В соответствии с п.17 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.
Согласно ст.151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены. Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы.
Завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на транзитной декларации или иных документах, используемых в качестве транзитной декларации.
Таким образом, действующим законодательством на перевозчика возложены вышеуказанные обязанности, связанные с процедурой таможенного транзита. Выполнение указанных обязательств не могут возлагать на участников перевозочного процесса дополнительные расходы, в том числе, связанные с нахождением подвижного состава на путях общего пользования в зоне таможенного контроля.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязательным условием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями, является превышение сроков, установленных правилами исчисления сроков доставки грузов. При этом нарушение указанных правил должно быть связано с действиями (бездействием) участников перевозочного процесса.
В соответствии с п.5.10. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля.
Согласно п.14 указанных Правил грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа срок доставки груза увеличивается на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы таможенного органа.
Таким образом, дата фактического срока доставки груза по назначению может не совпадать с обязанностью перевозчика подать вагоны для выгрузки или обеспечить выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения.
Дата фактического срока доставки груза указывается в Правилах с целью освобождения перевозчика от ответственности по несвоевременной доставке груза в отношении товаров, находящихся под процедурой таможенного контроля. Однако это не означает, что с момента помещения грузов в ЗТК и уведомления таможенного органа и грузополучателя о прибытии груза, обязанности перевозчика по перевозке считаются исполненными, а перевозка закончившейся.
Как было указано выше, согласно ст.151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случае, если задержка (при ее наличии) при проведении таможенного контроля, даже по вине участников перевозочного процесса, не привела к нарушению срока доставки груза, плата за пользование путями общего пользования, не может быть начислена перевозчиком.
Указанный вывод согласуется с судебной рассмотрения аналогичных споров (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2018 по делу N А55-24335/2017, от 20.09.2018 по делу N А55-21780/2017, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А55-28733/2017).
При этом суд первой инстанции отмечено, что отсутствуют доказательства того, что какие-либо действия (бездействие) ответчика привели к нарушению сроков доставки грузов по всем спорным перевозкам. У грузополучателя отсутствует возможность получить груз до окончания таможенной процедуры. Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностным лицам таможенного органа не допускается. После завершения таможенных операций вагоны были переданы грузополучателю в пределах сроков доставки грузов. Поскольку товар по спорным перевозкам прибыл на станцию Тольятти и находился в зоне таможенного контроля до истечения нормативного срока доставки груза, доказательств получения ответчиком товара за пределами срока доставки груза, а также доказательств простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, истцом не представлено, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доводы истца, касающиеся непривлечения третьих лиц, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку из обжалуемого решения суда не следует, что судом сделаны выводы в отношении прав указанных истцом лиц, какие-либо обязанности на данных лиц решением также не возложены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2023 по делу N А55-22009/2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на истца и понесены им при предъявлении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2023 по делу N А55-22009/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22009/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Транс-Экспресс-Сервис"
Третье лицо: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4733/2023