город Воронеж |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А14-4876/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация": Келейникова Е.Ю. - представитель по доверенности от 09.01.2023 N 935/2- ДОВ, сроком до 31.12.2024, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2022 по делу N А14-4876/2022 по заявлению акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражного суда Воронежской области с заявлением к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 24.12.2021 N 1134.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2022 по делу N А14-4876/2022 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными п. п. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11 Предписания об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 1134, суд обязал Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить нарушение прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить.
В апелляционной жалобе АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" указывает на незаконность п. 6 предписания от 24.12.2021 N 1134, поскольку на возможность проведения инвентаризации стационарных источников расчетным методом прямо указано в пункте 2 статьи 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N96-ФЗ. Управлением не указаны те инструментальные методики для определения выбросов, которые могли быть применены для определения выбросов на источнике N0001 Липецкой ТЭЦ-2 на дату инвентаризации, но не были применены. Кроме того, Управление вменяет обществу нарушение положений Приказа Минприроды России от 31.07.2018 N341, а именно п. 17 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N352), которые вступили законную силу после проведения инвентаризации ПАО "Квадра" в сентябре 2018 года. Заявитель также указывает, что правильность произведенных расчетов и примененных в Отчете по инвентаризации методик проверялись Росприроднадзором при выдаче ПАО "Квадра" Разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух от источника Липецкая ТЗД-2 NВ22183106 от 03.12.2018. Использованная для проведения инвентаризации и расчета нормативов ПДВ для объекта - НВОС-ПП Липецкая ТЭЦ -2 Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Приказом Госкомприродыы ССС 1991 г., в частности п.3.3., не требовал объяснение причин выбора при проведении инвентаризации расчетных отраслевых методик.
Обосновывая незаконность п. 9 предписания от 24.12.2021 N 1134, заявитель указывает на отсутствие собственной аккредитованной лаборатории (центр), полагая, что привлечение организацией новой испытательной лаборатории не является предусмотренной Приказом N74 причиной для проведения корректировки Программы ПЭК, при этом не внесение изменений в Программу ПЭК в части наименования и реквизитов испытательной лаборатории будет являться предоставлением недостоверных сведений.
Оспаривая п. 12 предписания от 24.12.2021 N 1134 заявитель обращает внимание, что наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на территории населенных мест проводится ПАО "Квадра" не на стационарных постах наблюдений, а, согласно утвержденному графику точечно представителями привлекаемой лаборатории, то в момент составления Отчета за 2020 год, ввиду отсутствия соответствующих разъяснений порядка его заполнения, ПАО "Квадра" полагало невозможным заполнение полей таблицы 2.4 "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" в рекомендованном порядке. Вместе с тем наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны проводились обществом в 2020 и 2021 годах, о чем свиедетельтсвует представленный в рамках проверки протокол испытаний N 4324/241121-ВХ-2 и протокол лабораторного исследования N 480/1.
В отзыве на апелляционную жалобу Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ссылается на обоснованность решения суда первой инстанции в части выводов о законности пунктов 6, 9, 12 предписания от 24.12.2021 N 1134.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, на пересмотре решения суда в полном объеме не настаивают, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не заявили.
Из апелляционной жалобы АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" следует, что решение суда обжалуется им только в части отказа в удовлетворении заявленных требований, возражений в части проверки решения суда в полном объеме от сторон не поступало, в связи с чем, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора от 15.11.2021 N 1134/в/Л в отношении ПАО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" в период с 26.11.2021 по 24.12.2021 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт от 24.12.2021 N 1134.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений ПАО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" было выдано предписание от 24.12.2021 N 1134, состоящее из 12 пунктов выявленных нарушений, в том числе обжалуемых в суд апелляционной инстанции:
- п. 6, в котором Управлением установлено нарушение обществом п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 17, п. 25, п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, на основании следующего.
Согласно выводам, следующим из п. 10.2 Экспертного заключения, инвентаризация всех стационарных источников выбросов, в том числе организованных, на Липецкой ТЭЦ-2 была выполнена расчетными методиками, никаких пояснений о причинах выбора расчетных методик в Отчете по инвентаризации не представлено.
Инвентаризация ИЗАВ N 0001 Липецкой ТЭЦ-2 проведена расчетным методом, однако в Режимных картах эксплуатации котлов, которые приложены к Отчету об инвентаризации, приведены данные измерений, выполненных в газовом тракте после котла, которые не указывают на невозможность выполнения инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в газоходе после котла. Также в проекте ПДВ имеется "План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов (таблица 5.2), в которой контроль ИЗАВ N 0001 должен проводится аккредитованной лабораторией инструментально. Расчеты выбросов организованных ИЗАВ N 0005, N 0007, N 008, N 0011 N 0016, N 0017, N 0025, N 0026 проведены в соответствии с использованными методиками и областью их применения, однако для данных источников отсутствует обоснование выбора расчетного метода определения выбросов.
Выбросы ИЗАВ N 0018 рассчитаны по "Методическим указаниям по расчету валовых выбросов веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки" (РД-17-86), Ленинград, Гидрометеоиздат, 1986 г.". Данная методика не входит в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341; область применения вышеуказанной методики не соответствует технологии работы Липецкой ТЭЦ-2. Расчеты выбросов ИЗАВ N 0023, N 6012, N 6013, N 6015, N 6019, N 6020, N 6021 произведены не в соответствии с областью применения расчетной методики.
- п. 9, в котором Управлением установлено нарушение обществом п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 8 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", выразившееся в отсутствии в Программе производственного экологического контроля сведений о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Исходя из п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 8 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать: наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.
Так, ПАО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" разработана и утверждена Программа производственного экологического контроля (далее - Программа ПЭК) от 12.01.2021 по объекту НВОС -Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2 (код объекта НВОС -42-0148-001023-П), в которой отсутствуют сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
- п. 12, в котором Управлением установлено нарушение Обществом ч. 1, ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в отсутствии в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2 (код объекта НВОС -42-0148-001023-П) за 2020 г., в Таблице 2.4 "результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" информации о результатах производственного экологического контроля в части наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на территории населенных мест.
Вместе с тем, Программой ПЭК от 2018 года, согласно таблице 7.1.2, предусмотрен план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
Предусмотрено осуществление контроля в двух точках:
- на границе СЗЗ (300 метров от границы предприятия в юго-восточном направлении (100 метров от Грязинского шоссе в северном направлении),
- жилой дом к. т. 15 ж.д.ст. "Чугун". Таким образом, в 2020 году Филиалом ПАО "Квадра"-"Липецкая генерация" не производился контроль предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, не осуществлялись наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных.
Полагая, что предписание от 24.12.2021 N 1134, в том числе в части пунктов 6, 9 и 12, является незаконным и нарушает права в сфере осуществления экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недействительности предписания от 24.12.2021 N 1134 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11. При этом, пункты 6, 9, 12 предписания от 24.12.2021 N 1134 признаны судом законными и обоснованными.
Судебная коллегия, оценив доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя общества, представленные в материалы дела доказательства, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В п. 6 оспариваемого предписания от 24.12.2021 N 1134 отражено, что согласно выводам, следующим из п. 10.2 Экспертного заключения, инвентаризация всех стационарных источников выбросов, в том числе организованных, на Липецкой ТЭЦ-2 была выполнена расчетными методиками, никаких пояснений о причинах выбора расчетных методик в Отчете по инвентаризации не представлено.
Инвентаризация ИЗАВ N 0001 Липецкой ТЭЦ-2 проведена расчетным методом, однако в Режимных картах эксплуатации котлов, которые приложены к Отчету об инвентаризации, приведены данные измерений, выполненных в газовом тракте после котла, которые не указывают на невозможность выполнения инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в газоходе после котла. Также в проекте ПДВ имеется "План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов (таблица 5.2), в которой контроль ИЗАВ N 0001 должен проводиться аккредитованной лабораторией инструментально. Расчеты выбросов организованных ИЗАВ N 0005, N 0007, N 008, N 0011 N 0016, N 0017, N 0025, N 0026 проведены в соответствии с использованными методиками и областью их применения, однако для данных источников отсутствует обоснование выбора расчетного метода определения выбросов.
Выбросы ИЗАВ N 0018 рассчитаны по "Методическим указаниям по расчету валовых выбросов веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки" (РД-17-86), Ленинград, Гидрометеоиздат, 1986 г.". Данная методика не входит в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341; область применения вышеуказанной методики не соответствует технологии работы Липецкой ТЭЦ-2. Расчеты выбросов ИЗАВ N 0023, N 6012, N 6013, N 6015, N 6019, N 6020, N 6021 произведены не в соответствии с областью применения расчетной методики.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в признании недействительным п. 6 данного предписания, пришел к выводу о том, что Общество, имея возможность осуществлять измерения, необоснованно применяло расчетные методики в Отчете по инвентаризации.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего:
Спорным пунктом предписания обществу вменено нарушение положений п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 17, п. 25, п. 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, выразившиеся в отсутствии в отчете по инвентаризации 2018 г. пояснений о причинах выбора расчетных методик, отсутствии обоснования выбора расчетного метода определения выбросов, использовании при расчете выбросов ИЗАВ N 0018 методики, которая не входит в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ, утвержденный Приказом N 341 от 31.07.2018.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее также - Порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352).
В соответствии с пунктом 16 Порядка N 352, определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ (источники загрязнения атмосферного воздуха) осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Требования к выбору методов инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлены в пунктах 16 - 31 Порядка N 352.
Апелляционный суд отмечает, что действительно Порядок N 352 указывает на необходимость отдавать предпочтение инструментальным методам при проведении инвентаризации. При этом необходимость использования расчетных методов инвентаризации должна быть обоснована в отчете о результатах инвентаризации выбросов.
Согласно пункту 17 Порядка N 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов. При этом перечень случаев, при которых допускается применение расчетных методов инвентаризации, является закрытым (пункты 25 - 27 Порядка N 352).
Абзацем 1 пункта 28 Порядка N 352 предусмотрено, что для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики расчета выбросов).
На основании пункта 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422, формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется Минприроды России в установленном им порядке.
Указанный порядок вступил в силу - 04.11.2018.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и их источников Филиала ПАО "Квадра" -Липецкая генерация производственное подразделение "Липецкая ТЭЦ-2" утвержден 12.09.2018 ( т. 3 л.д.162), т.е. до вступления в законную силу Порядка N 352.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Приказа Минприроды N 352 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу данного Приказа (26.04.2019), является действующей и подлежит корректировке лишь в случаях, предусмотренных Порядком проведения инвентаризации.
Исчерпывающий перечень оснований для корректировки данных инвентаризации выбросов указан в пункте 42 Порядка проведения инвентаризации N 352.
Исходя из положений п. 42 данного Приказа издание нового нормативного правового регулирования не является основанием для корректировки утвержденных ранее данных инвентаризации.
В связи с чем положения п. 17, 25 Порядка N 352 не подлежали применению к результатам инвентаризации, проведенной в сентябре 2018 г.
В спорный период времени (сентябрь 2018 г.) действовала Инструкция по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной в установленном порядке Госкомприроды СССР 1991 г.
Согласно п. 3.3. Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991) при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками; при отсутствии инструментальных методик для определения выброса вещества допускается применение расчетных отраслевых методик. Обоснование необходимости применение причин выбора расчетных методик, а не инструментальных, данная Инструкция не содержит.
Таким образом, необходимость в обосновании (объяснении) причин выбора расчетных методик при проведении инвентаризации всех стационарных источников выбросов установлена только после ноября 2018 г, в связи с чем вменять отсутствие указанного обоснования обществу как нарушение Порядка составления отчета по инвентаризации, утвержденного в сентябре 2018 г., неправомерно.
Также в экспертном заключении не указано на наличие на дату проведения ПАО "Квадра" инвентаризации существования инструментальных методик для определения выбросов, которые могли быть применены для определения выбросов на источнике N 0001 Липецкой ТЭЦ-2, но не были применены.
В решении Правобережного районного суда г. Липецка по делу N 12-92/2022 от 20.06.2022 ( т. 5 л.д. 51- 53) при оценке законности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, суд применительно к отсутствию в отчете по инвентаризации объяснений причин выбора расчетных методик проведения инвентаризации всех стационарных источников выбросов, также указал на то, что такая необходимость в обосновании установлена п. 17 Порядка, который вступил в в силу только 26.04.2019. Доводы жалобы общества в указанной части признаны обоснованными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что отчет по инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и расчет нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта ПВОС -Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2 (код объекта НВОС - 42-0148-001023-П), утверждены филиалом ПАО; "Квадра" - "Липецкая генерация" 15.09.2018 в соответствии со ст.ст. 22, 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды". 23.10.2018 данные документы были направлены в Росприроднадзор для установления предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и выдачи Разрешения на выбросы. 03.12.2018 было выдано Разрешение на выбросы N В22183106.
Таким образом, Росприроднадзор в 2018 г. рассмотрел и дал необходимую оценку и проведенной ПАО "Квадра" Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта ПГ[ "Липецкая ТЭЦ-2", и проекту нормативов ПДВ, признав данные документы и приведенные в них данные достоверными.
В связи с чем, указание обществу спорным пунктом предписания на нарушения, установленные пунктами 17, 25 Порядка N 352, требующие в включения отчет о результатах инвентаризации выбросов обоснование выбора и применения использованных расчетных методов, неправомерно.
Также п.6 спорного предписания указано на расчет обществом выбросов ИЗАВ N 0018 по "Методическим указаниям по расчету валовых выбросов веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки" (РД-17-86), Ленинград, Гидрометеоиздат, 1986 г.", т.е. по методике, которая не входит в перечень методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом Минприроды Росси от 31.07.2018 N 341, а область применения вышеуказанной методики не соответствует технологии работы Липецкой ТЭЦ-2, что является нарушением положений п. 28 Порядка N 352.
Согласно абзацу 1 пункта 28 Порядка N 352, для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики расчета выбросов).
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 (далее также - приказ N 341, Порядок).
Пунктом 2 приказа N 341 установлено, что Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно пункту 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом.
Из положений пункта 2 Порядка N 341 следует, что формируемый Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень) ведется в табличном виде, является открытым и общедоступным. Порядок N 341 вступил в силу 04.11.2018.
Таким образом, на основании пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами допустимо применять только такие методики расчета выбросов, которые включены в сформированный и размещенный на официальном сайте Минприроды России Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
При этом не допускается определение показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с использованием методик расчета выбросов, которые отсутствуют в сформированном и размещенном на официальном сайте Минприроды России Перечне методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
С учетом изложенного, до 04.11.2018 у Минприроды России отсутствовала объективная возможность формирования и ведения перечня методик расчета выбросов.
Поскольку инвентаризация ПАО "Квадра" была проведена в сентябре 2018 года, а Приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 вступил в законную силу 04.11.2018, т.е. после, следовательно, не мог быть применен при ее проведении. Кроме того, данным документом утвержден только Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а не сам Перечень методик.
Учитывая изложенное, датой формирования Перечня методик можно считать дату включения в данный перечень первой методики выбросов - 24.06.2019. До 24.06.2019 Перечень методик Минприроды России не был сформирован.
При этом в случае, если инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Минприроды России Перечня методик, то есть ранее 24.06.2019, обязательное требование, установленное в абзаце 1 пункта 28 Порядка N 352, не могло быть соблюдено.
До 24.06.2019 у хозяйствующих субъектов отсутствовала объективная возможность определять показатели выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с использованием методик расчета выбросов, которые включены в сформированный и размещенный на официальном сайте Минприроды России Перечень методик.
Согласно абзацу 3 пункта 28 Порядка N 352, если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом данного пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Таким образом, в случае, если Перечень методик не содержит соответствующей методики расчета выбросов, инвентаризация осуществляется на основе: материально-сырьевого баланса технологического процесса; физико-химических закономерностей процессов образования выбросов; показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Таким образом, в ситуации, когда 24.06.2019 Росприроднадзором не был сформирован Перечень методик, хозяйствующими субъектами, в том числе обществом, при проведении инвентаризации выбросов не могло быть исполнено требование, установленное абзацем 1 пункта 28 Порядка N 352, а также не являлось и не могло являться нарушением обязательных требований определение показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с применением любых методик расчета выбросов.
Кроме того, АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" пояснило, что использованные для проведения расчетов в рамках инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников объекта ПП Липецкая ТЭЦ-2 филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" в сентябре 2018 года методики применены согласно области их применения для аналогичных указанным в данных методиках оборудования, устройств и процессов на Липецкой ТЭЦ-2, в результате функционирования которых выделяются вредные вещества.
Выбросы ИЗАВ N 0018 рассчитаны по пункту 2.11 Методических указаний по расчету валовых выбросов веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки (РД-17-86).
Пунктом 2.11 РД-17-86 предусмотрен порядок определения валовых выбросы вредных веществ из производственных помещений общеобменными системами вентиляцци.
При этом, указанный пункт не конкретизируют возможность применения данной формулы только к предприятиям нефтепереработки в связи с профильными производственными процессами. В п. 2.11 Методики не конкретизирован и перечень вредных веществ, выделение которых происходит в связи с процессом нефтепереработки, а указан только принцип расчета объема валовых выбросов из производственных помещений посредством системы вентиляции.
Согласно Отчету по инвентаризации (листы 12, 105) применительно к объекту Липецкая ГЭЦ-2 пункт 2.11 РД-17-86 применялся для определения выбросов загрязняющих веществ посредством принудительной вентиляции помещения цеха химической водоочистки, в котором расположена гидразино-аммиачная установка, через трубу (ИЗАВ 0018), что соответствует области применения п. 2.11 "Методических указаний по расчету валовых выбросов веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки" (РД-17-86).
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 0023 (труба столярной мастерской) согласно листу 118 Отчета по инвентаризации использована программа "Деревообработка" фирмы "Интеграл" (зарегистрирована на ООО "МЦЭС "ЭкоПромЦнфо", N 01-01-5748), которая основана на "Методических указаниях по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности", НИИ Атмосфера, 2015, Методических письмах N 07-2-99/16-0 от 15.03.2016, N 07-2-280/16-0 от 14.06.2016 НИИ Атмосфера.
Источником выбросов в столярной мастерской является деревообрабатывающий станок в результате механической обработки древесины которым образуется - древесная пыль, в связи с чем, "Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности" применены в соответствии с областью их применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6012 (вытяжные шкафы ШВ-4,2 (ШВ-3,3) лаборатории службы химконтроля) согласно листу 115 Отчета по инвентаризации использована программа "Лаборатории" фирмы "Интеграл" (зарегистрирована на ООО "МЦЭС "ЭкоПромИнфо", N 01-01-5748), которая основана на разделах 7, 13, 17 (хранение компаундов и герметиков) Расчетной инструкции (методики) "Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса", СПб, 2006; Письмо НИИ Атмосфера N 07-2/740 от 04.07.2007.
Согласно абз. 1 Раздела 1 Расчетной инструкции (методики) настоящая расчетная инструкция применима для любых отраслей промышленности, имеющих аналогичною производства и оборудование, в связи с чем, расчетная инструкция (методика) "Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса" применена в соответствии с областью ее применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6013 (склад извести) согласно листу 116 Отчета по инвентаризации использованы "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001; "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб, 2012.
Загрязняющее вещество - кальций оксид (негашеная известь) - образуется на складе извести в результате погрузочно-разгрузочных работ без применения загрузочного рукава.
Согласно пл. 4.1, 4.2, 5 "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов" в методике приведены формулы для расчетов выбросов от пересыпки пылящихся материалов (в том числе, ссыпка материала открытой струей в склад), основными вредными веществами в выбросах от данных источников являются твердые частицы.
Таким образом, "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов" применено в соответствии с областью его применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6015 (стол пайки) согласно листу 95 Отчета по инвентаризации использованы "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1998"; Дополнения и изменения к "Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1999"; "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб, НИИ Атмосфера, 2005.
Пунктом 3.11 "Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)" предусмотрен порядок расчета выбросов по свинцу и оксидам олова, образующиеся при проведении медницких работ (пайки и лужения).
Необходимые формулы для расчета разовых и валовых выбросов, а также удельное количество выделяемых загрязняющих веществ при пайке с применением припоя ПОС-60 для расчета приведены в п. 3.11 и таблице 3.11.1 "Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)".
Таким образом, "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом)" применена в соответствии с областью ее применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6015 (стол пропитки) согласно листам 96, 98 Отчета по инвентаризации использована программа "Лакокраска" фирмы "Интеграл" (зарегистрирована на ООО "МЦЭС "ЭкоПромИнфо", N 01-015748).
Указанная программа основана на "Методике расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (по величине удельных выделений)", НИИ Атмосфера. Санкт-Петербург, 2015; Информационном письме НИИ Атмосфера N 2 исх. N 07-2-200/16-0 от 28.04.2016.
Согласно Введению к указанной Методике она устанавливает порядок определения выбросов загрязняющих веществ при выполнении лакокрасочных работ расчетным методом на основе удельных показателей и распространяется на источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
В результате окраски и обезжиривания образуются вредные выбросы веществ, расчет разовых и валовых выбросов которых произведен по формулам 4.5, 4.6, 4.13, 4.14, с учетом данных таблицы П.1 Методики.
Таким образом, "Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (по величине удельных выделений)" применена в соответствии с областью ее применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6019 (пересыпка тринатрий фосфата) согласно листу 107 Отчета по инвентаризации использованы "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001; "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб, 2012.
Загрязняющее вещество - тринатрийфосфат - образуется при пересыпке исходного материала в результате погрузочно-разгрузочных работ без применения загрузочного рукава.
Необходимые формулы для расчета разовых и валовых выбросов, а также коэффициенты для расчета в отношении используемого материала (тринатрийфосфата - сульфата) приведены в п. 5 и таблице 1 Методического пособия.
Таким образом, "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов" применено в соответствии с областью его применения.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6020 (пересыпка антрацита) согласно листу 106 Отчета по инвентаризации использованы "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001; "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб, 2012.
Для расчета выбросов от источника ИЗАВ N 6021 (пересыпка железного купороса) согласно листу 116 Отчета по инвентаризации использованы "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001; "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб, 2012.
Загрязняющее вещество - железо сульфат - образуется при пересыпке железного купороса в результате погрузочно-разгрузочных работ без применения загрузочного рукава.
Необходимые формулы для расчета разовых и валовых выбросов, а также коэффициенты для расчета в отношении используемого материала (железного купороса - сульфат железа) приведены в п. 5 и таблице 1 Методического пособия.
Таким образом, "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов" применено в соответствии с областью его применения.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о недействительности п. 6 предписания от 24.12.2021 N 1134 и удовлетворении апелляционной жалобы в указанной части.
Пунктом 9 предписания от 24.12.2021 N 1134 Управлением вменено обществу нарушение п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 8 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", выразившееся в отсутствии в Программе производственного экологического контроля сведений о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Исходя из п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 8 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать: наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.
ПАО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" разработана и утверждена Программа производственного экологического контроля (далее - Программа ПЭК) от 12.01.2021 по объекту НВОС -Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2 (код объекта НВОС -42-0148-001023-П), вместе с тем в соответствующем разделе указанной программы отсутствуют сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Вышеназванное обстоятельство обществом не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением обоснованно вменено обществу в качестве нарушения отсутствие в Программе производственного экологического контроля от 12.01.2021 указания на привлекаемые испытательные лаборатории (конкретные), поскольку из содержания требований Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 не следует, что имеются исключения в части указания привлекаемых испытательных лабораторий для случаев, когда такие лаборатории определяются по итогам конкурсных процедур.
Заявитель жалобы полагает, что привлечение организацией новой испытательной лаборатории не является предусмотренной Приказом N 74 причиной для проведения корректировки Программы ПЭК, при этом не внесение изменений в Программу ПЭК в части наименования и реквизитов испытательной лаборатории будет являться предоставлением недостоверных сведений. Внесение изменений в Программу ПЭК несколько раз в год, в связи с заключением нового договора с аккредитованным лицом для проведения измерений является нецелесообразным и не предусмотрено действующим законодательством.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами ввиду следующего:
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Согласно п. 2 данного приказа программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно п. 8 раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать: наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.
Следовательно, не указание заявителем привлекаемых испытательных лабораторий для случаев, когда такие лаборатории определяются по итогам конкурсных процедур, свидетельствует о нарушении обществом п. 8 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
Программа производственного экологического контроля утверждается ежегодно, в связи с чем, общество может провести закупочные процедуры до момента утверждения данной программы, и внести соответствующие сведения.
В связи с чем, законных оснований для признания недействительным п. 9 спорного предписания у судебной коллегии не имеется.
В пункте 12 предписания от 24.12.2021 N 1134 Управлением установлено, что в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2 (код объекта НВОС -42-0148-001023-П) за 2020 г., в Таблице 2.4 "результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" отсутствует информация о результатах производственного экологического контроля в части наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на территории населенных мест. Вместе с тем, Программой ПЭК от 2018 года, согласно таблице 7.1.2, предусмотрен план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Предусмотрено осуществление контроля в двух точках: на границе СЗЗ (300 метров от границы предприятия в юго-восточном направлении (100 метров от Грязинского шоссе в северном направлении); жилой дом к. т. 15 ж.д.ст. "Чугун". Таким образом, в 2020 году Филиалом ПАО "Квадра"-"Липецкая генерация" не производился контроль предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, не осуществлялись наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных.
В апелляционной жалобе АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" приводит доводы о том, что наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на территории населенных мест проводится ПАО "Квадра" не на стационарных постах наблюдений, а, согласно утвержденному графику точечно представителями привлекаемой лаборатории, то в момент составления Отчета за 2020 год, в виду отсутствия соответствующих разъяснений порядка его заполнения, ПАО "Квадра" полагало невозможным заполнение полей таблицы 2.4 "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" в рекомендованном порядке.
Указанные доводы заявителя отклоняются как несостоятельные, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу п. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно п. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Согласно п. 9 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать: подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха"; подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов"; подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами".
Как следует из п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 подраздел программы производственного экологического контроля "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием в том числе мест и методов отбора проб загрязняющих веществ в источниках выбросов.
Следовательно, Программа производственного экологического контроля и Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля содержат сведения о местах отбора проб.
По смыслу ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целью составления Отчета является контроль тех мероприятий, которые отражены в Программы производственного экологического контроля.
Таким образом, поскольку Обществом указаны места обора проб в Программе производственного экологического контроля, то оно обязано обеспечить отбор проб и отразить их в Отчете.
Тот факт, что п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 носит рекомендательный характер, не исключает обязанности по осуществлению наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
Кроме того, план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха утвержден в пункте 7.1.2 Программы ПЭК ПП Липецкая ТЭЦ-2.
В соответствии с данным графиком привлеченными ПАО "Квадра" аккредитованными лабораториями в 2020 и 2021 годах в пунктах наблюдения N 14 и N 15 на границе санитарно-защитной зоны проводились наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, что подтверждается имеющимися в деле протоколом лабораторного исследования N 480/1 и протокол испытаний N 4324/241121-ВХ-2.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства проведения заявителем наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха согласно плану-графику Аккредитованной Экоаналитической лабораторией N 1 ООО "БПО-Отрадный", в связи с чем, заявитель имел возможность отразить результаты испытаний, заполнив поля таблицы 2.4 "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха".
При этом, как верно указано судом первой инстанции, само по себе наличие протокола N 480/1 лабораторного исследования воздуха, не подменяет собой обязанность заполнения Отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год.
Доводы АО "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" о невозможности исполнения предписания от 24.12.2021 N 1134 в указанной части и заполнения таблицы 2.4 "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха", ввиду сдачи данного отчета, апелляционным судом отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не исключало возможности общества изменить таблицу 2.4, дополнив ее соответствующей информацией.
Таким образом, требования п. 12 предписания от 24.12.2021 N 1134 являются законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2022 по делу N А14-4876/2022 в части отказа в признания недействительным п. 6 Предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 1134 подлежит отмене.
Пункт 6 Предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 1134 подлежит признанию недействительным.
В остальной обжалуемой части судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" в указанной части- без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом результатов рассмотрения спора судебные расходы акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" в виде оплаченной госпошлины в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанций подлежат отнесению на Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2022 по делу N А14-4876/2022 в части отказа в признания недействительным п. 6 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 1134 отменить.
Признать недействительным п. 6 Предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 1134.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2022 по делу N А14-4876/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" - без удовлетворения.
Взыскать с Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) в пользу акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала АО "Квадра" - "Липецкая генерация" 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4876/2022
Истец: ПАО "Квадра"
Ответчик: Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора