город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2023 г. |
дело N А32-2746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.04.2023 по делу N А32-2746/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России"
к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по
Краснодарскому краю
при участии третьего лица Геворкяна Армана Эдиковича
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном
правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - заявитель, общество, ПАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, ГУ ФССП по Краснодарскому краю) с заявлением в котором просит:
- признать незаконным и отменить полностью постановление ГУ ФССП по Краснодарскому краю от 27.12.2022 по делу об административном правонарушении N 124/22/23922-АД, производство по делу об административном правонарушении прекратить;
- в случае признания банка виновным в совершении административного правонарушения, признать выявленное нарушение малозначительным и освободить банк от административной ответственности, объявив устное замечание;
- в случае признания банка виновным в совершении административного правонарушения, рассмотреть все обстоятельства по делу и снизить размер назначенного банку штрафа;
- в случае признания банка виновным в совершении административного правонарушения, рассмотреть все обстоятельства по делу и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Геворкян Арман Эдикович (далее - третье лицо, Геворкян А.Э.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях банка состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Сбербанк России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии в действиях банка события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ. Судом не учтено, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют достаточные доказательства нарушения банком частоты взаимодействий с должником посредством телефонных переговоров. Из имеющихся в материалах административного дела таблицы коммуникаций и аудиозаписей следует, что за период с 30.06.2022 по 31.10.2022 переговоры с клиентом состоялись только 30.06.2022, 14.07.2022, 31.07.2022 и 03.08.2022, т.е. не более 1 раза в день, не более 1 раза в неделю и не более 2 раз в месяц, что полностью соответствует требованиям Закона N 230-ФЗ. Вместе с тем, попытка передачи сведений путем телефонных звонков, выполненных с помощью робота-автоинформатора, не относится к непосредственному взаимодействию в виде телефонных переговоров. Судом ошибочно не принято во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммуникации были направлены именно на возврат просроченной задолженности.
ПАО "Сбербанк России" полагает, что вменяемое правонарушении является малозначительными, а назначенный административным органом штраф несоразмерен наступившим последствиям. Правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, действия не были направлены на причинение вреда, соблюден баланс интересов кредитора и его право на возврат просроченной задолженности, банк действовал добросовестно, в соответствии с нормами действующего законодательства, банк является крупнейшим налогоплательщиком, является социально значимой организацией инвестирует, спонсирует, осуществляет благотворительную деятельность, внедряет зеленые технологии, ведет активную деятельность в период пандемии для обеспечения функционирования банковской системы страны.
ПАО "Сбербанк России" также указывает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, согласно которым наказание должно быть назначено обществу в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией, соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, что улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Судом не дана оценка доводам банка о том, что административный орган незаконно допустил производство по делу об административном правонарушении без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, осуществление которого в течение 2022 года ограничено. Допустимые контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых могло бы быть установлено нарушение банком обязательных требований Закона 230-ФЗ, административным органом по обращению заемщика не проводились, и в настоящее время проводиться не могут на основании Постановления N 336.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 12.10.2022 в ГУ ФССП по Краснодарскому краю поступило обращение Геворкяна Армана Эдиковича 15.10.1990 г.р., содержащее сведения о нарушении требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) ПАО Сбербанк, при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности.
Обращение мотивировано тем, что по номеру телефона заявителя поступают телефонные звонки от ПАО "Сбербанк" с требованиями возврата просроченной задолженности по кредитному договору.
15.12.2022 заместителем начальника отдела ГУ ФССП по Краснодарскому краю, в присутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 124/22/23000-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 71-77).
27.12.2022 заместителем руководителя ГУ ФССП по Краснодарскому краю рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении обществу административного наказания по делу N 124/22/23922-АП по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 169-175).
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения банка в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций) за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Субъектом правонарушения является кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402 Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и ее территориальные органы наделены функциями по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
Приказом ФССП России от 20.08.2021 N 456 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование.
В соответствии с указанным приказом должностные лица Федеральной службы судебных приставов, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Перечня, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.57, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностные лица Федеральной службы судебных приставов, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Перечня, вправе проводить административное расследование при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В территориальных органах ФССП России: начальники отделов Главных управлений (управлений) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, их заместители; начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители (по поручению руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации).
Полномочия должностных лиц ФССП России на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены статьей 23.92 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от имени Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, вправе, в том числе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, его заместители.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом управления в пределах предоставленных полномочий.
Федеральным законом N 230-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов физических лиц установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; 2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.
На основании представленного банком списка осуществленных взаимодействий, административным органом, судом первой инстанции установлено, что взаимодействие в целях взыскания просроченной задолженности осуществлялось посредством телефонных переговоров.
Периодичность взаимодействия посредством телефонных переговоров более 1 раза в сутки является нарушением пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
Административным органом, судом первой инстанции установлено, что банком посредством робота-коллектора осуществлялись автоматические звонки на телефонный номер 8 (938) 10*-**-**, указанный Геворкяном А.Э. при оформлении кредита, как личный номер и телефонный номер 8 (938) 52* ** **, принадлежащий третьему лицу, указанный как дополнительный.
Так, взаимодействие посредством телефонных переговоров, на телефонный номер, принадлежащий Геворкяну А.Э., осуществлено в следующие даты:
30.06.2022 осуществлено 2 телефонных звонка в 11:55, в 12:36;
01.07.2022 осуществлено 3 телефонных звонка в 9:17, в 11:21, в 11:53;
03.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 17:45;
06.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 10:11;
07.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 10:11;
09.07.2022 осуществлено 2 телефонных звонка в 12:06, в 13:08;
11.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 19:14;
14.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 9:49;
28.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 09:59;
30.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 12:38;
31.07.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 09:05;
02.08.2022 осуществлено 2 телефонных звонка в 14:57, в 16:57;
03.08.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 8:07.
Период с 01.07.2022 по 31.07.2022 образует календарный месяц, звонки производились более 1 раза в день, более 2-х раз в неделю, более 8 раз в месяц.
Период с 01.08.2022 по 07.08.2022 образует календарную неделю, звонки осуществлялись более 1 раза в день, более 2- раз в неделю;
30.09.2022 осуществлено 3 телефонных звонка в 13:57, в 17:06 - на телефонный номер Геворкяна А.Э., а также в 18:25 на телефонный номер, принадлежащий третьему лицу;
01.10.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 19:52 на телефонный номер, принадлежащий Геворкяну А.Э.;
04.10.2022 осуществлено 8 телефонных звонков - в 8:29, 10:43, 11:03 на телефонный номер Геворкяна А.Э., а также в 9:47, 18:26, 19:38, 19:57, 20:15 на телефонный номер, принадлежащий третьему лицу;
29.10.2022 осуществлено 2 телефонных звонка 11:06, в 16:07 на телефонный номер Геворкяна А.Э.;
30.10.2022 осуществлен 1 телефонный звонок в 9:30 на телефонный номер, принадлежащий третьему лицу;
31.10.2022 осуществлено 7 телефонных звонков: в 12:15, 14:07, 15:46 на телефонный номер Геворкяна А.Э., а также в 13:17, 18:28, 19:06, 19:09 на телефонный номер, принадлежащий третьему лицу.
Период с 01.10.2022 по 31.10.2022 образует календарный месяц, таким образом звонки осуществлялись более 1 раза в день, более 2-х раз в неделю, более 8 раз в месяц.
В комментариях к совершенному взаимодействую банком указано, что телефонный номер 8 (938) 52* ** ** принадлежит третьему лицу. Банком зафиксирован контакт с третьим лицом и осуществлены телефонные переговоры. Аудиозаписи телефонных переговоров банком не представлены.
В ответ на запрос управления банк сообщил, что в связи с отсутствием технической возможности предоставить аудиозаписи телефонных переговоров с должником, указать содержимое коммуникаций не представляется возможным.
Таким образом, при осуществлении взаимодействия с Геворкяном А.Э., с целью возврата просроченной задолженности, в действиях ПАО "Сбербанк" усматриваются признаки нарушения требований пп. "а", "б", "в" п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
Банк считает, что поскольку телефонная связь с должником не была установлена, отсутствует факт непосредственного взаимодействия с должником. Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отмечено, что неудачные попытки взаимодействия с Геворкяном А.Э. не могут быть квалифицированы как отсутствие взаимодействия с должником.
Доводы банка о том, что к взаимодействиям посредством телефонных переговоров можно отнести только состоявшийся диалог между должником и работником общества (взаимодействие посредством робота-коллектора не относится к таковым), а также о том, что телефонные звонки длительностью несколько секунд не свидетельствуют о нарушении положений Федерального закона N 230-ФЗ, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку сам факт осуществления вызова абонента и соединения с ним более одного раза в сутки (более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц) свидетельствует о нарушении требований Федерального закона N 230-ФЗ, при этом длительность состоявшихся переговоров не учитывается (указанная длительность разговора проходила в связи с тем что абонент банка услышав информацию о звонившем лице самостоятельно бросал трубку телефона).
Устанавливая пределы частоты взаимодействия, законодатель преследовал цель ограничить должника (иных лиц) от излишнего (неразумного) воздействия со стороны кредиторов и лиц, действующих в их интересах. Вне зависимости от достижения того или иного результата совершенного взаимодействия или его попытки, уже сам факт набора номера должника свидетельствует о наличии признаков правонарушения.
Указанная позиция суда находит свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2020 по делу N 307-ЭС20-4473 (N А56-49050/2019).
Довод банка о недоказанности административным органом того факта, что взаимодействие с клиентом было направлено именно на возврат просроченной задолженности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Между обществом и Геворкяном А.Э. заключен кредитный договор N 0528-Р-13114223220 от 15.04.2019.
Общество осуществляло взаимодействие с Геворкяном А.Э. путем осуществления телефонных переговоров по номеру телефона, указанному в качестве контактного номера телефона Геворкяна А.Э.
Материалы административного дела не содержат каких-либо документов, свидетельствующих о том, что по абонентскому номеру, принадлежащему Геворкяну А.Э. производились обществом какие-либо мероприятия рекламного либо информационного характера, не относящиеся к взысканию задолженности.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обществом нарушены требования ч. 5 ст. 4, ч. 1, п. 4, п. 6 ч. 2 ст. 6, пп. а, б, в ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: заявлением, договором, таблицей взаимодействия, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Отклоняются доводы жалобы о том, что Постановлением N 336 установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок контроля на основании следующего.
Пункт 1 Постановления N 336 устанавливает запрет на проведение в 2022 году плановых контрольных проверок, мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно пп. "б" п. 3 Постановления N 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям, в том числе, без согласования с органами прокуратуры, внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пп. "в" п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
В настоящем случае основанием для проведения проверок послужило обращение клиента в управление ввиду нарушения банком прав заявителя.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Судом установлено, что ПАО "Сбербанк России" ранее было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ (дела N N А05-13312/2021, А43-40380/2021).
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует размеру санкции части 1 статьи 14.57 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО "Сбербанк России" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного обществом правонарушения.
Допущенное обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным, исходя из недоказанности наличия исключительных обстоятельств, а также характера допущенного правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Вменяемое ПАО "Сбербанк России" административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным). Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. В рассматриваемых отношениях потребитель выступает слабой стороной. Между тем, необходимых действий с целью соблюдения действующего законодательства обществом не совершено.
Оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку ПАО "Сбербанк России" не является лицом, впервые совершим административное правонарушение.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "Сбербанк России", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены решения суда от 18.04.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2023 по делу N А32-2746/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2746/2023
Истец: ПАО "Сбербанк России", ПАО Сбербанк
Ответчик: Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
Третье лицо: Геворкян А Э, ГУ УФССП по Кк