24 мая 2023 г. |
Дело N А83-8107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии в заседании:
от истца:
Совет министров Республики Крым Солохин С.С. (дов. от 19.10.2022);
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КГН-7" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года по делу N А83-8107/2022,
УСТАНОВИЛ:
Совет министров Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском, уточненным в порядке требований ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "КГН-7" (далее - ООО "КГН-7") о расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне N 1495/20 от 03 ноября 2020 и взыскании штрафа в сумме 750 000,00 руб.
К участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство экономического развития Республики Крым; Инспекция федеральной налоговой службы по г. Симферополю; Крымская таможня; Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым; Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 11 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Договор N 1495/20 от 03 октября 2020 года об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и ООО "КГН-7" расторгнут.
В пользу Совета министров Республики Крым в лице Министерства экономического развития Республики Крым с ООО "КГН-7" взыскан штраф в сумме 750 000,00 руб.
Взыскана с ООО "КГН-7" в доход федерального бюджета государственная пошлина 24 000,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "КГН-7" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что обязательства, возложенные на ООО "КГН-7" договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым N 1495/20, исполняется поэтапно и планомерно, что подтверждается существующей документацией, направленной в адрес Министерства экономического развития Республики Крым. Кроме того, указывает что имеются объективные причины препятствующие реализации договора N 1495/20, выраженные в расторжении в одностороннем порядке договора аренды земельного участка площадью 5600 кв.м., расположенного по адресу Республики Крым, г. Ялта, ул. Коммунаров в районе дома N 8, кадастровый N 92:25:010123:502, на котором должна происходить реализация проекта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 апелляционная жалоба ООО "КГН-7" оставлена без движения.
От ООО "КГН-7" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Совет министров Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 произведена замена третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым и отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на правопреемника - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН 1147746335527, ИНН 7707830048, 295011, г. Симферополь, ул. Караимская, 52).
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Ответчик и третьи лица явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя ответчика и представителей третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
ООО "КГН-7" к апелляционной жалобе приложено уведомление Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о расторжении договора аренды в одностороннем порядке.
Согласно пункту 2 статьи 286 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств и суд признает эти причины уважительными.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Апеллянт не обосновал причины, по которым он не мог своевременно при рассмотрении дела судом первой инстанции представить в материалы дела указанный документ, приложенный к апелляционной жалобе. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для приобщения к материалам дела уведомления Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о расторжении договора аренды в одностороннем порядке, и суд апелляционной инстанции отказывает в таком приобщении.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03 ноября 2020 года между Советом министров Республики Крым и ООО "КГН-7" заключен договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым N 1495/20.
В соответствии с пунктом 1.1 договора его предметом является осуществление участником в свободной экономической зоне на территории Республики Крым инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заключению настоящего договора, в соответствии с условиями настоящего договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Целью инвестиционного проекта является создание и развитие рекреационно-социального комплекса с городским паркингом и детским садом на территории города Ялты Республики Крым путем осуществления затрат на проведение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ, а также благоустройство площадки (пункт 1.2 договора).
Пунктом 1.3 договора определено, что в соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 договора участник в целях реализации инвестиционного проекта осуществляет следующие виды деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым:
- деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.10);
- деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (код ОКВЭД 55.20);
-деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10);
- аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20).
Результатом реализации участником инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении настоящего договора, будет являться создание, развитие и функционирование рекреационно-социального комплекса с городским паркингом и детским садом на территории города Ялты Республики Крым, а также создание 5 (пяти) рабочих мест (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора общий объем капитальных вложений участника, предусмотренных инвестиционной декларацией, составляет не менее 15 000 000.00 руб., которые будут направлены на выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией.
Предполагаемый срок реализации инвестиционного проекта до 2039 года (пункт 1.6 договора).
Согласно пункта 2.3.2 договора участник обязан осуществить на территории свободной экономической зоны капитальные вложения на условиях, в объемах и сроки, которые предусмотрены настоящим договором, согласно следующим этапам:
этап 1 - не менее 5 000 000.00 руб. в период с конца III квартала 2021 года;
этап 2 - не менее 5 000 000.00 руб. в период с I квартала 2022 года до конца IV квартала 2022 года;
этап 3 - не менее 5 000 000.00 руб. в период с 1 квартала 2023 года до конца IV квартала 2023 года.
Согласно пунктам 2.3.8 договора ООО "КГН-7" обязуется исполнять условия реализации инвестиционной декларации.
Пунктами 3.1 и 3.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами. Настоящий договор заключается на срок до 31.12.2039.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.11.2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" контроль за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Целью осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне является обеспечение реализации инвестиционных проектов с соблюдением, в частности, установленных указанными договорами сроков и объёма капитальных вложений.
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1639-р Министерство экономического развития Республики Крым определено уполномоченным органом по управлению свободной экономической зоны на территории Республики Крым.
Так, истец указывает и указанное подтверждается материалами дела, что Министерство экономического развития Республики Крым является надлежащим исполнительным органом государственной власти Республики Крым по проведению контрольных мероприятий участников свободной экономической зоны.
Порядок осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (Порядок контроля) утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.08.2016 N 509.
Полномочия Министерства экономического развития Республики Крым по осуществлению контроля за исполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров регламентированы подпунктом 170 пункта 6 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N 142.
Согласно пункту 13 Порядка контроля документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа контроля, её предметом являются сведения, имеющиеся в распоряжении органа контроля, касающиеся деятельности участника и связанные с исполнением участником условий договора, в том числе представленные участником по запросу органа контроля.
Полномочия министерства по осуществлению контроля за исполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров регламентированы подпунктом 3.138 пункта 3 Положения о министерстве, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N 142.
Документарная проверка ООО "КГН-7" была проведена на основании приказа.
Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе по перечню, указанному в уведомлении (от 29.03.2022 N 15.1/578), либо копии указанных документов, заверенных в установленном порядке.
Однако, к установленному сроку запрашиваемые документы не представлены.
Таким образом, в результате проведения министерством мероприятий по мониторингу выполнения условий договора, выявлено нарушение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений, в связи с чем усматривались нарушения условий договора.
Учитывая вышеизложенное, в адрес ООО "КГН-7" Советом министров Республики Крым была направлена претензия N 1/01-54/1066 от 14 марта 2022года с требованием о предоставлении соответствующих сведений во исполнение условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Однако, недостатки, указанные в претензии Совета министров Республики Крым, не устранены.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно- курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, в соответствии с Законом N 377-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливается особый правовой режим, определенный в статье 2 данного Федерального закона, и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Статьей 13 Федерального закона N 377-ФЗ предусмотрено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
Статьями 8, 10, 11 Федерального закона N 377-ФЗ регламентированы полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя, из которых следует, что по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 Федерального закона N 377-ФЗ при установлении в ходе мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне фактов нарушения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне такой договор может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя.
В условиях состязательности процесса (статья 9 АПК РФ) и как заинтересованная сторона по делу ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору.
В силу положений статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Из содержания подпункта 4.4.5 договора следует, что он может быть расторгнут по решению суда в случаях: неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены договором (подпункт 4.4.5.1); занижение участником объема капитальных вложений по сравнению с объемом, предусмотренным договором (подпункт 4.4.5.2); осуществление участником в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором, с применением особенностей осуществления предпринимательской деятельности, установленных Законом N 377-ФЗ (подпункт 4.4.5.3); иных случаях, установленных Законом N 377-ФЗ (подпункт 4.4.5.4).
ООО "КГН-7" документов, подтверждающих реализацию инвестиционного соглашения, не предоставило.
Как следует из материалов дела, Министерством экономического развития Республики Крым на основании Уведомления (запроса) о необходимости предоставления документов и сведений о выполнении условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне N 15.1/118 от 20 января 2022 года проведен мониторинг (Заключение от 09.02.2022 по результатам изучения документов ООО "КГН-7") соответствия деятельности ООО "КГН-7".
По результатам рассмотрения представленных документов было установлено, что отсутствуют акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и иные документы, подтверждающие корресподирующий счет 08.03 "Строительство объектов основных средств" по Дебету сч.08 после оплаты поставщикам материалов, товаров, услуг, а также проведение строительных работ, по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по Кредиту сч.60.
В соответствии с представленными документами ООО "КГН-7" объем совершенных инвестиций подтвержден на сумму 1 897 022,00 руб., в том числе капитальные вложения в основные средства не подтверждены (подтвержденные затраты не являются капитальными вложениями), наличие рабочих мест в количестве пяти рабочих мест не подтверждено.
Далее, участником СЭЗ были представлены дополнительные документы (не заверенные надлежащим образом), которые по мнению участника СЭЗ подтверждают исполнение условий Договора.
-копия договора подряда N 08/12/21 от 08 декабря 2021 года на 5 листах;
-заключение кадастрового инженера от 12 февраля 2022 года на 1 листе (оригинал);
- копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 25 октября 2021 года на 2 листах;
- копия договора на создание (передачу) технической документации N 19-21 от 20 июля 2021 года на 9 листах;
- копия акта от 09 сентября 2021 года N 45 ООО "АКБ "АТРИУМ" о разработке проектной документации (стадия П) и рабочей документации (стадия Р) но объекту "Гостиничный комплекс апартаментного типа по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Коммунаров, в районе дома N 8" на 1 листе;
- копия накладной на приемку-передачу документации от 09 сентября 2021 года N 11 ООО "АКБ "АТРИУМ" на 1 листе;
- копия платежного поручения от 20 мая 2022 года N 33 ООО "АКБ "АТРИУМ" на сумму 2 700 000 руб. на 1 листе;
- копия платежного поручения от 24 мая 2022 года N 34 ООО "АКБ "АТРИУМ" па сумму 1 000 000 руб. на 1 листе;
- копия платежного поручения от 20 мая 2022 года N 35 ООО "АКБ "АТРИУМ" на сумму 300 000 руб. на 1 листе;
- копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 08.3 "Объекты внеоборотных активов" за период с 01 января 2014 года но 31 декабря 2021 года па 1 листе.
По результатам рассмотрения предоставленных документов установлено следующее.
В соответствии с представленными документами (копии, заверенные не надлежащим образом) и сведениями, капитальные вложения в основные средства не подтверждены. При правильно заверенных копиях документов ООО "КГП-7" смогло б подтвердить объем совершенных инвестиций на сумму 4 000 000,00 руб.
Выявленные нарушения Федерального закона N 377-ФЗ (уведомление (запрос) о необходимости предоставления документов и сведений о выполнении условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне N15.1/118 от 20 января 2022 года) не устранены.
24 июня 2022 года ООО "КГП-7" также были представлены дополнительные документы.
- копия договора подряда N 08/12/21 от 08 декабря 2021 года па 5 листах;
- копия платежного поручения от 17 декабря 2021 года N 42305 ООО "ДИСМЭНТЛ ГПРУПП" на сумму 3 498 175,56 руб. на 1 листе;
- заключение кадастрового инженера от 12 февраля 2022 года на 1 листе (оригинал);
- копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 25 октября 2021 года на 2 листах;
- копия договора на создание (передачу) технической документации N 19-21 от 20 июля 2021 года на 9 листах;
- копия акта от 09 сентября 2021 года N 45 ООО "АКБ "АТРИУМ" о разработке проектной документации (стадия П) и рабочей документации (стадия Р) по объекту "Гостиничный комплекс апартаментного типа но адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Коммунаров, в районе дома N 8" на 1 листе;
- копия накладной на приемку-передачу документации от 09 сентября 2021 года N 11 ООО "АКБ "АТРИУМ" па 1 листе;
- копия платежного поручения от 20 мая 2022 года N 33 ООО "АКБ "АТРИУМ" па сумму 2 700 000 руб. на 1 листе;
- копия платежного поручения от 24 мая 2022 года N 34 ООО "АКБ "АТРИУМ" на сумму 1 000 000 руб. па 1 листе;
- копия платежного поручения от 20 мая 2022 года N 35 ООО "АКБ "АТРИУМ" па сумму 300 000 руб. на 1 листе;
- копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 08.3 "Объекты внеоборотных активов" за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2021 года па 1 листе.
По результатам рассмотрения предоставленных документов установлено следующее.
В рамках устранения нарушения, выявленного на основании уведомления (запроса) о необходимости предоставления документов и сведений о выполнении условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне от 20 января 2022 года N 15.1/118, представлены документы, подтверждающие не в полном объеме осуществленные инвестиции на разработку технической документации, проведение кадастровых работ, строительно-монтажные работы в сумме 7 498 1 75,56 руб., в том числе капитальные вложения в основные средства не подтверждены (затраты произведенные ООО "КГН-7" не являются капитальными вложениями).
В части выполнения условий договора по созданию новых рабочих мест, по состоянию на 23 августа 2021 года N 2 создано 2 рабочих места.
Требования Договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым от 03 ноября 2020 года N 1495/20 в части осуществления капитальных вложений не выполняются.
Таким образом, Совет министров Республики Крым относимыми и допустимыми доказательствами подтвердил наличие со стороны общества существенных нарушений условий договора, служащих достаточным основанием для расторжения договора.
В свою очередь, ООО "КГН-7" не представило документов, подтверждающих соблюдение условий договора, но само принятие ним разумных, адекватных мер для исполнения договорных обязательств.
С учетом вышеизложенного, требования Совета министров Республики Крым в части расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне N 1495/20 от 03 ноября 2020 года обосновано, удовлетворены судом первой инстанции.
Также, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика штрафа в сумме 750 000,00 руб.
Как установлено частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором (часть 4 статьи 329 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как указано в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 67 Постановления Пленума N 7, если договором установлена неустойка за неисполнение обязанностей, связанных с последствиями прекращения основного обязательства, то условие о неустойке сохраняет силу и после прекращения основного обязательства, возникшего на основании этого договора (пункт 3 статьи 329 ГК РФ).
Согласно пункта 5.2 договора при расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда в связи с нарушением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне лицо, утратившее статус участника свободной экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5 (пяти) процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренного пунктом 1.5 договора, за вычетом объема капитальных вложений, осуществленного на дату утраты статуса участника свободной экономической зоны, но не более 3 000 000,00 руб. и не менее 150 000,00 руб.
Прекращение действия договора не влечет прекращения ответственности сторон за его нарушение, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 5.3 договора).
Расчет штрафа следующий:
Сумма основного требования - общий объем капитальных вложений Участника при реализации условий Договора составляет не менее 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей.
Основание: п. 1.5 раздела 1 Договора.
Размер штрафа - 5 процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренного Договором, но не более 3 000 000 рублей и не менее 150 000 рублей.
Основание: п. 5.2 раздела 5 Договора.
Взыскиваемая сумма составит: 15 000 000 рублей х на 5 процентов = 750 000 руб.
Согласно части 23 статьи 13 Закона N 377-ФЗ участник свободной экономической зоны подлежит исключению из единого реестра участников свободной экономической зоны в случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда, за исключением случая, если участником свободной экономической зоны заключено несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
На основании части 23 статьи 13 Закона N 377-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в день наступления хотя бы одного из случаев, предусмотренных частью 23 настоящей статьи, направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти уведомление о наступлении такого случая, содержащее в том числе информацию о выполнении участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Таким образом, в день вступления судебного решения о расторжении договора в законную силу Министерством направляется уведомление о расторжении Договора в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на основании которого участник СЭЗ исключается из реестра.
Учитывая изложенное, организация утрачивает статус участника СЭЗ с момента вступления судебного решения о расторжении Договора в законную силу и исключения из реестра СЭЗ.
В связи с чем, с наступлением вышеназванных обстоятельств организация обязана уплатить штраф.
Таким образом, учитывая, что ООО "КГН-7" не представлено доказательств исполнения своих обязательств по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне N 4590/20 от 03 октября 2020 года, что послужило основанием для расторжения данного договора, требования о взыскании штрафа в сумме 750000,00 руб. правомерны и подлежат удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что реализация договора N 1495/20 не представлялась возможным в связи с расторжением в одностороннем порядке договора аренды земельного участка площадью 5600 кв.м., расположенного по адресу Республики Крым, г. Ялта, ул. Коммунаров в районе дома N 8, кадастровый N 92:25:010123:502, на котором должна происходить реализация проекта, коллегия судей отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне па территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Федеральным законом.
Инвестиционная декларация содержит необходимые сведения о предлагаемом заявителем инвестиционном проекте, в том числе условиях его реализации. Соответствующая информация впоследствии включается в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - Договор), которым определяются обязательства участника СЭЗ по реализации инвестиционного проекта.
Форма инвестиционной декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 (далее - Приказ).
Согласно пункту 3.3. раздела 3 Приказа обязательными к заполнению являются сведения о земельных участках, предполагаемых к использованию при реализации инвестиционного проекта, а именно:
- Кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка.
- Местоположение.
- Категория земель.
- Вид разрешенного использования.
- Площадь.
- Информация о собственнике земельного участка либо других лицах, владеющих и пользующихся земельным участком (не являющихся собственниками земельного участка).
- Сведения об обременениях земельного участка.
-Информация, подтверждающая возможность предоставления заявителю необходимого земельного участка, а также факт обращения заявителя к собственнику земельного участка либо законному владельцу.
- Обоснование необходимости предоставления заявителю земельного участка в заявленной площади в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, условия инвестиционной декларации являются обязательными для участника СЭЗ в случае, если они предусмотрены Договором, либо если таким Договором предусмотрены обязательства участника СЭЗ но реализации инвестиционного проекта в строгом соответствии с условиями инвестиционной декларации.
В свою очередь, частью 27 статьи 13 Федерального закона установлено, что по соглашению сторон в Договор могут быть внесены изменения в порядке, установленном частями 2-17 указанной статьи.
Представляется, что в случае, если при реализации инвестиционного проекта возникает объективная необходимость внесения изменений в Договор и при этом отсутствуют основания, предусмотренные частью 28 статьи 13 Федерального закона, участник СЭЗ при наличии достаточного обоснования вправе инициировать внесение изменений в инвестиционную декларацию и Договор.
Учитывая изложенное, в процессе реализации инвестиционного проекта ООО "КГН-7" имело возможность внести изменения в Инвестиционную декларацию и указать иной земельный участок па котором возможна дальнейшая реализация проекта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года по делу N А83-8107/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КГН-7" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8107/2022
Истец: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КГН-7"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, КРЫМСКАЯ ТАМОЖНЯ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ