г. Москва |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А40-297006/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023, принятое судьей Лежневой О.Ю., по делу N А40-297006/22 по иску ООО "Архбум" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 582 600 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Архбум" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 582 600 рублей штрафа за самовольное использование вагонов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023 иск удовлетворен частично: взыскано 524 340 рублей неустойки; в остальной части в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что факт самовольного использования вагонов документально подтвержден. Размер неустойки уменьшен по правилам статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что вагоны использовались в интересах Министерства обороны Российской Федерации, полагает, что участию в деле в качестве третьего лица должно быть привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в апреле - мае 2022 года ответчик самовольно использовал вагоны, принадлежащие истцу, в связи с чем на основании статьи 99 Устава железнодорожного транспорта истец просит взыскать штраф.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные вагоны использовались в интересах Министерства обороны Российской Федерации, на основании Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", поэтому к спорным положениям должна быть применена статья 7 Устава железнодорожного транспорта, отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Исходя из положений статьи 7 Устава железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, операторы, иные владельцы железнодорожного подвижного состава, контейнеров, перевозчики обязаны предоставить принадлежащие им железнодорожный подвижной состав, контейнеры уполномоченной организации железнодорожного транспорта по ее обращению для их использования на время перевозок в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований.
На основании статьи 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
Учитывая вышеизложенное, военно-транспортная обязанность возникнет при условии объявления Президентом Российской Федерации мобилизации или в военное время. В период использования перевозчиком вагонов Российская Федерация не находилась в состоянии войны с иностранным государством, а проводила специальную военную операцию, которая не предполагает объявление мобилизации соответствующим указом Президента Российской Федерации, в связи с чем ссылка ответчика на применение статьи 7 Устава железнодорожного транспорта является несостоятельной.
Доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям моратория при начислении штрафных санкций не принимаются апелляционным судом.
Исходя из буквального содержания норм подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, мораторий от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций предоставляется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должниками денежных обязательств.
В рассматриваемом деле ответчику вменяется штраф за самовольное использование, который носит неденежный характер, в связи с чем мораторий на начисление неустоек (штрафов и пеней) к спорным правоотношениям не подлежит применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства обороны Российской Федерации, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания обжалуемого решения не следует, что оно принято о правах и обязанностях указанного лица по отношению к истцу либо к ответчику.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2023 по делу N А40-297006/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-297006/2022
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"