г. Вологда |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А13-17005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от акционерного общества "Вологдагортеплосеть" представителя Сухаревой Н.Е. по доверенности от 09.01.2023 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года по делу N А13-17005/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вологдагортеплосеть" (адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Яшина, дом 8а; ИНН 3525432983, ОГРН 1183525037596; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (адрес: 160000, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а; ИНН 3525197602, ОГРН 1073525019886; далее - Департамент) о признании тепловой сети протяженностью 2 м к многоквартирному дому (далее - МКД) по адресу: город Вологда, улица Псковская, дом 12, бесхозяйным имуществом, возложении на ответчика обязанности определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанной бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанная бесхозяйная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сетью (с учетом уточнения требований, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Псковская, 12" (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Псковская, дом 12; ИНН 3525147337, ОГРН 1053500015140; далее - ТСЖ).
Решением суда от 23.03.2023 иск удовлетворен.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В силу Положения о Департаменте, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, статьи 2, части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку строительство спорной тепловой сети произведено застройщиком одновременно со строительством многоквартирного дома (далее - МКД), получены все необходимые разрешения и произведено подключение дома, спорный участок теплосети предназначен для теплоснабжения исключительно одного МКД, часть его проходит по подвалу дома, у данного имущества отсутствуют признаки бесхозяйного имущества, оснований у органа местного самоуправления совершить действия по принятию на учет бесхозяйной вещи не имеется.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией в отношении МКД, расположенного по адресу: город Вологда, улица Псковская, дом 12. Управление указанным домом осуществляет ТСЖ.
Общество и ТСЖ заключили договор теплоснабжения от 26.05.2005 N 2369 на поставку коммунального ресурса. Стороны подписали акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
При переходе на прямые расчеты договор расторгнут, Общество направило ТСЖ на подписание договор на поставку тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД от 25.03.2020 N 2369СОИ.
ТСЖ договор не подписало, поскольку не согласно принимать на баланс тепловую сеть до дома протяженностью 2 м, так как данная сеть не является общедомовым имуществом.
Общество 17.01.2022 обратилось в Департамент с заявлением о признании участка тепловой сети, протяженностью 2 м, находящегося по адресу: город Вологда, Псковская, дом 12, бесхозяйным, определении теплосетевой организации, которая возьмет на себя затраты на содержание и обслуживание данных объектов.
Департамент 11.05.2022 сообщил Обществу, что затраты на строительство тепловых сетей предусмотрены застройщиком.
Поскольку сведения о правообладателе и принадлежности спорного имущества отсутствуют, в целях надлежащего обслуживания указанных сетей истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских Поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом пунктом 9 статьи 2 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как правомерно указал суд первой инстанции, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Как указал суд первой инстанции, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.10.2021 по делу N А13-6250/2021, вступившим в законную силу, по иску Общества к ТСЖ о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с марта 2020 года по февраль 2021 года, установлено, что Общество 27.03.2020 направило ТСЖ для подписания договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД от 25.03.2020 N 2369СОИ. ТСЖ указанный договор не подписало и не возвратило. В приложении 2 к договору, направленном Департаменту, Общество указало границу эксплуатационной ответственности тепловых сетей за пределами жилого дома, отнеся к эксплуатационной ответственности ТСЖ тепловую сеть, состоящую из трех участков: диаметром 108 мм, протяженностью 2 м, диаметром 108 мм, протяженностью 30 м, диаметром 89 мм, протяженностью 12 м. В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), собственники помещений в МКД вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры. В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного МКД, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД. ТСЖ, как исполнитель коммунальных услуг, получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями. Указанная обязанность предусмотрена пунктами 40, 63, 64 Правил N 354, частью 6.1 статьи 155 ЖК РФ, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу приведенных правовых норм правомочия исполнителя коммунальных услуг (в рассматриваемом случае Департамента) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества МКД производны от прав собственников помещений в этом доме. Ни ТСЖ осуществляющее управление общим имуществом жилого дома, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2017 по делу N А26-8402/2016. Поскольку точка поставки тепловой энергии в МКД по общему правилу должна находиться на внешней стене МКД в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями, иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома, в деле отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в МКД приняли решение о принятии на баланс и в эксплуатационную ответственность участка тепловой сети от тепловой камеры до внешней стены дома (участок диаметром 108 мм и протяженностью 2 м), вынесение точки поставки за пределы внешней стены дома без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях. При изложенных обстоятельствах стоимость тепловых потерь в сетях от тепловой камеры до наружной стены дома не подлежит взысканию с ответчика.
Как правильно указал суд первой инстанции, участок тепловой сети от тепловой камеры до внешней стены дома диаметром 108 мм, протяженностью 2 м, не является общедомовым имуществом и владельцы данной сети не установлены. Доказательств иного Департамент не представил.
Довод Департамента о том, что строительство спорной сети производилось застройщиком одновременно со строительством дома, был предметом исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционного суда не имеется. Суд признал данный довод необоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно части 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей. Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (пункт 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307).
Суд также указал, что, поскольку граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования. При этом пунктом 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ прямо предусмотрено, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. В данном случае Департамент не представил документы, свидетельствующие о том, что тепловые сети находились в ведении застройщика, застройщик подписывал акт разграничения балансовой принадлежности сетей.
Довод Департамента о том, что часть сети проходит в подвале МКД, не принят судом первой инстанции, поскольку опровергается материалами дела. Как установил суд первой инстанции, спорная часть сети проходит от тепловой камеры до стены дома.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорная сеть обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, факт принадлежности спорного объекта кому-либо на законных основаниях материалами дела не подтвержден.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года по делу N А13-17005/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-17005/2022
Истец: АО "Вологдагортеплосеть"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Третье лицо: ТСЖ "Псковская, 12"