г. Томск |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А02-2088/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вагановой Р.А.,
судей Марченко Н.В.,
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сухих К.Е. в судебном заседании в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "СГК-Алтай" (N 07АП-1836/2024) на решение от 25.01.2024 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2088/2023 (судья Амургушев С.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "СибПром" (ОГРН 1074205008195, ИНН 4205127911, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 39/14, пом. 306, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) к акционерному обществу "Барнаульская Генерация" (ОГРН 1122224002317, ИНН 2224152758, ул. Бриллиантовая, д. 2, г. Барнаул, край. Алтайский) о взыскании 273000 рублей и судебных расходов.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: Турбова А.И. по доверенности от 01.12.2023, паспорт, диплом (организовано участие в судебном онлайн-заседании);
от ответчика: Аксенчик Д.В. по доверенности от 11.08.2022, паспорт, диплом (организовано участие в судебном онлайн-заседании).
Суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СибПром" (далее - ООО "СибПром", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "БАРНАУЛЬСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ" (далее - АО "БАРНАУЛЬСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ", ответчик, апеллянт) о взыскании 6 122 рублей 83 копеек убытков, возникших в связи с возвратом вагонов в технически неисправном/коммерчески непригодном состоянии, 300 000 рублей убытков, возникших в связи с сверхнормативным нахождением ж/д цистерн на станциях назначения. В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, окончательно заявлено требование о взыскании с ответчика убытков в размере 273 000 рублей по сверхнормативному нахождению ж/д цистерн на станциях назначения.
Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "БАРНАУЛЬСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать либо, если суд придет к выводу об обоснованности исковых требований, уменьшить размер компенсации, присужденной в пользу истца в соответствии с альтернативным расчетом.
В обоснование жалобы ее податель утверждает, что не несет ответственности по обязательствам истца перед третьими лицами, законодательство в сфере обращения железнодорожных вагонов неприменимо к отношениям сторон.
Также апеллянт обращает внимание коллегии на то, что обязанность ответчика по возврату порожних вагонов после выгрузки топочного мазута была исполнена с момента уведомления перевозчика о завершении грузовой операции.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "СибПром" (поставщиком) и АО "Барнаульская генерация" (покупателем) был заключен договор поставки нефтепродуктов (железнодорожным транспортом) N 23-17 от 12.12.2017 (далее - договор), в соответствии с которым поставщик обязался поставить железнодорожным транспортом мазут топочный М-100, а ответчик, как покупатель, принять и оплатить нефтепродукты на условиях, согласованных сторонами.
Впоследствии к договору поставки топочного мазута N БГИА-22/950 от 31.03.2022 между сторонами были заключены спецификации: N01 от 08.04.2022, N03 от 05.10.2022, N 06 от 30.11.2022, N 08 от 30.11.2022, N 09 от 02.12.2022, N II от 29.12.2022, N 12 от 29.12.2022.
В рамках указанного соглашения в спорный период истец производил поставку ответчику нефтепродуктов (мазута) железнодорожным транспортом.
Во исполнение договорных обязательств и указанных спецификаций, ООО "СибПром" поставило железнодорожным транспортом по железнодорожной накладной N ЭР273332 на станцию назначения "Бийск" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожной накладной N ЭЫ459781 на станцию назначения "Барнаул" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожной накладной N ЭА225040 на станцию назначения "Барнаул" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожной накладной N ЭЯ206222 на станцию назначения "Рубцовск" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожным накладным N ЭА225019, ЭЯ260400 на станцию назначения "Рубцовск" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожной накладной N ЭА777997 на станцию назначения "Барнаул" нефтепродукты (Мазут топочный М-100), по железнодорожной накладной N ЭА777972 на станцию назначения "Бийск" нефтепродукты (Мазут топочный М-100).
Вышеперечисленные вагоны (цистерны), в которых была произведена поставка продукции истцом ответчику, были предоставлены ООО "Трансойл" обществу "СибПром" по Договору транспортной экспедиции ВН ЦПАО N 15/12-26/16 от 24.05.2016; а также акционерным обществом "НефтеХимСервис" по договору поставки нефтепродуктов N НХС-А/ЖД-16/21 от 02.12.2021 между АО "НефтеХимСервис" и ООО "СибПром".
В связи с несвоевременным возвратом грузополучателями АО "Барнаульская генерация" вагонов (цистерн) в установленные сроки (вагоны не были возвращены по истечении двух суток (отсчет произведен с 00 часов 00 минут для следующего за днем прибытия вагона на станцию назначения), а также в связи с тем, что грузополучателями АО "Барнаульская генерация" выгоны были возвращены в технически неисправном/коммерчески непригодном состоянии в адрес ООО "СибПром" поступили претензии от ООО "Трансойл", АО "НефтеХимСервис".
Претензия ООО "Трансойл" N ДРК/1034 от 09.06.2022 заявлена на общую сумму 15 000 рублей 00 копеек об уплате штрафа за сверхнормативное нахождение на станции назначения/отправления, расчет которого сформирован на основании данных, полученных из ГВЦ ОАО "РЖД", в том числе в расчете указаны даты прибытия гружёного вагона и даты отправления порожнего вагона.
В числе предъявленного ООО "Трансойл" штрафа по претензии N ДРК/1034 от 09.06.2022, штраф на сумму 3 000 рублей предъявлен в отношении вагонов, в которых ООО "СибПром" были поставлены нефтепродукты (мазут топочный М-100) для АО "Барнаульская генерация" на станцию назначения "Бийск".
ООО "СибПром" поступившая претензии была перепредъявлена на АО "Барнаульская генерация" за N 14 от 14.06.2022 на сумму 3 000 рублей, отправлена по юридическому адресу и получена ответчиком 20.06.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65001070026591.
Вместе с тем, ответ на претензию не поступил, денежные средства в счет оплаты претензии также не поступили на расчетный счет истца.
Претензия АО "НефтеХимСервис" N 02-272КД/23 от 20.03.2023 предъявлена на общую сумму 4 908 000 рублей 00 копеек об уплате штрафа за сверхнормативное нахождение на станции назначения, расчет которого сформирован на основании данных, полученных из ГВЦ ОАО "РЖД", в том числе в расчете указаны даты прибытия гружёного вагона и даты отправления порожнего вагона.
В числе предъявленного обществом "НефтеХимСервис" штрафа по претензии N 02- 272КД/23 от 20.03.2023, штраф на сумму 297 000 рублей предъявлен в отношении вагонов, в которых ООО "СибПром" были поставлены нефтепродукты (мазут топочный М-100) для АО "Барнаульская генерация" на станции назначения "Бийск", "Барнаул", "Рубцовск".
ООО "СибПром" поступившая претензия была перевыставлена на АО "Барнаульская генерация" за N 16 от 26.04.2023 на сумму 297 000 рублей, отправлена по юридическому адресу заказным письмом.
В адрес ООО "СибПром" поступил ответ АО "Барнаульская генерация" N Исх4-l/l-49741/23-0-0 от 19.05.2023, согласно которому АО "Барнаульская генерация" фактически признает нарушение ответчиком {грузополучателем ответчика) согласованных сторонами в Договоре поставки топочного мазута N БГИА-22/950 от 31.03.2022 сроков возврата вагонов, но при этом оплату в указанном размере не произвело, указывая на то, что само по себе указание в пункте 4.2. Договора поставки топочного мазута от 31.03.2022 нормативного времени оборота вагонов на станции назначения не свидетельствует о согласовании сторонами ответственности покупателя за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.
Поскольку оплата в добровольном порядке не состоялась, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 517 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
Как следует из пункта 4.2 договора, в случае поставки продукции железнодорожным транспортом покупатель (грузополучатель) обязан обеспечить выгрузку/слив цистерн в течение 48 часов. Срок оборота собственных/арендованных цистерн поставщика (грузоотправителя) у покупатель (грузополучателя) исчисляется с момента передачи перевозчиком собственных/арендованных цистерн поставщика (грузоотправителя) на выставочный путь покупателя (грузополучателя). Подтверждением нахождения собственных/арендованных цистерн поставщика (грузоотправителя) у покупателя (грузополучателя) является ведомость подачи и уборки вагонов либо памятка приемосдатчика груза и багажа, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче цистерн на выставочный путь. Подтверждением прибытия собственных/арендованных цистерн поставщика (грузоотправителя) на станцию назначения покупателя (грузополучателя) является дата штемпеля в транспортной железнодорожной накладной. Подтверждением отправления собственных/арендованных цистерн поставщика (грузоотправителя) является дата штемпеля в квитанции о приеме груза к перевозке.
Заключив договор, стороны договорились осуществлять взаимодействие при поставке нефтепродуктов в соответствии с Правилами перевозок грузов МПС РФ (пункт 2.4 договора).
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Юридически значимые обстоятельства, порядок распределения бремени доказывания, а также законодательные презумпции в отношении требований о взыскании убытков разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25).
В пунктах 1, 2 Постановления N 7 указано, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 12 Постановления N 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается (пункт 5 Постановления N 7, пункт 12 Постановления N 25).
Организуя защиту против исковых требований, апеллянт ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2021 N 301-ЭС21- 15278, утверждая, что нормы законодательства в сфере перевозок железнодорожным транспортом, в частности положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" неприменимы к рассматриваемым правоотношениям.
Однако такое суждение нельзя признать правомерными.
Положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора.
В рассматриваемом случае стороны, действуя своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), при заключении договора пришли к соглашению необходимом о сроке оборота вагонов поставщика покупателем (согласовали условия возврата многооборотной тары), что не противоречит императивным законодательным положениям и не идет вразрез с существом синаллагматического (взаимного) обязательства из договора поставки.
Следовательно, ответчик (покупатель) в полной мере несет последствия, связанные с ненадлежащим исполнением взятого на себя обязательства (статьи 310, глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем ссылки апеллянта на судебную практику, приведенные в жалобе, не принимаются коллегией как не основанные на обстоятельствах настоящего спора.
Отклоняя контррасчет убытков, приложенный к апелляционной жалобе и мотивированный тем, что срок оборота вагонов следует исчислять до момента уведомления перевозчика о завершении грузовой операции, суд исходит из нижеследующего.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов после осуществления перевозки груза закреплен в Правилах приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 374, отправителем порожних вагонов является: владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
В отсутствие сведений о следовании вагонов на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки после завершения ответчиком грузовых операций над вагонами истца, коллегия констатирует, что грузоотправителем порожних вагонов являлся истец.
При этом, согласно пунктом 77 Правил N 374, при предъявлении перевозчику порожнего вагона лицом, не являющимся грузополучателем, с использованием электронной накладной, представитель грузополучателя, ответственный за выгрузку, в уведомлении о завершении грузовой операции или готовности вагонов к уборке производит запись: "Вагон, контейнер выгружен полностью. Внутренняя и наружная поверхность очищены от остатков груза. Крышки люков, сливные приборы цистерн приведены в транспортное положение" (указывается нужное).
Следовательно, по общему правилу, в случае если грузополучатель не является грузоотправителем порожнего вагона, обязанность грузополучателя по завершению оборота вагона является исполненной, с момента направления перевозчику уведомления о завершении грузовой операции.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 374, для осуществления перевозки порожнего вагона отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.
В то же время, по смыслу указанных положений, отправитель порожних вагонов (истец) должен быть извещен о прибытии груженных вагонов на станцию назначения для целей оформления заготовки транспортной накладной для возврата порожних вагонов на станцию отправления.
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В судебном заседании стороны пояснили, что разгрузка вагонов производилась ответчиком на принадлежащих ему путях необщего пользования; взаимоотношения между грузополучателем (ответчиком) и перевозчиком по уборке вагонов с путей необщего пользования происходили на основании отдельного соглашения, заключенного между этими лицами; грузоотправитель (истец) не имел какой-либо возможности влиять на исполнение обязательств между ответчиком как владельцем путей необщего пользования и перевозчиком. Уведомления о завершении грузовой операции по результатам завершения оборота вагонов грузополучателем (ответчиком) направлялись в адрес перевозчика. В то же время, запросы-уведомления на перевозку порожнего вагона направлялись грузоотправителем (истцом) своевременно, "заготовки" накладных имелись уже на момент завершения грузовых операций, что не оспаривалось ответчиком.
При таких обстоятельствах коллегия констатирует, что у истца отсутствовала объективная возможность избежать убытков, связанных с начислением платы за допущение сверхнормативного срока оборота вагонов.
В этой связи, суд первой инстанции справедливо отметил, что ответчик, используя железнодорожный транспорт в качестве основного средства получения грузов, то есть фактически являясь профессиональным участником перевозочного процесса, был осведомлен о согласованных сторонами договора поставки сроках возврата вагонов (цистерн) и наличии ответственности за нарушение сроков оборота вагонов (в частности возврата порожних вагонов) и обязан был соблюдать указанные сроки.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2024 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2088/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "СГК-Алтай" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Р.А. Ваганова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2088/2023
Истец: ООО "СибПром"
Ответчик: АО "БАРНАУЛЬСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"