город Воронеж |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А35-8306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова" (ОГРН 1034637005292, ИНН 4629029121, до смены наименования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова"):
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660, далее - МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, Управление):
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" на решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2023 по делу N А35-8306/2020, принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7, оформленных письмом от 30.06.2020 ОД-01/01/1-1589,
третье лицо - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7, оформленных письмом от 30.06.2020 ОД-01/01/1-1589.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.01.2023 по делу N А35-8306/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на незаконность оспариваемого решения и неправомерность выводов суда области о ненадлежащем способе защиты.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании постановления Администрации г. Курска от 28.04.2001 N 514 ФГБОУ ВПО "Курская ГСХА" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 46:29:102001:7, площадью 2479736 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, расположенный по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ (номер государственной регистрации права 46-46-01/028/2006-275).
Письмом от 18.10.2019 N ЮБ-01/01/1-2008 МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях уведомило ФГБОУ ВО Курская ГСХА о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7. Одновременно с письмом в адрес академии направлено решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.05.2019 N Ф46/19-12471 "О необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка", выразившейся в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7 с границами смежных земельных участков.
В соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН, границы земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7 пересекают границы смежных земельных участков.
В результате проведения кадастровых работ, осуществленных по заказу заявителя, по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7, кадастровым инженером подготовлен межевой план, в соответствии с которым граница уточняемого земельного участка проходит четко по естественным контурам на местности и закреплена с использованием природных объектов и объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а также согласуется с границами Муниципального образования "город Курск" исключая пересечения границ со смежными земельными участками, но при этом фактическая площадь уточняемого земельного участка уменьшилась на 7,216 кв.м.
По информации, изложенной в письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области N 12-4978/2019 от 17.05.2019, расхождения в площади и конфигурации границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7 обусловлены результатом указания ошибочных сведений, допущенных при его обмере, а затем внесенных в документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании.
Границы Муниципального образования "город Курск" с учетным номером 3131302 были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН 05.12.2014 на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, установленном ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Письмом от 18.05.2020 N 01-20/1255 ФГБОУ ВО Курская ГСХА направила в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях для согласования подготовленный межевой план и пояснительную записку с приложением схемы границ земельного участка в целях объективного понимания расположения на местности границы города Курска и Курского района по отношению к земельному участку с кадастровым номером 46:29:102001:7.
Письмом от 30.06.2020 исх. N ОД-01/01/1-1589 МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях отказало в подписании акта согласования местоположения границ земельного участка, а также указало на право уточнить местоположение границ земельного участка в судебном порядке в случае невозможности сохранить площадь земельного участка при проведении кадастровых работ.
Не согласившись с указанными действиями Управления, выразившимися в отказе от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7, оформленном письмом от 30.06.2020 N ОД-01/01/1-1589, учреждение обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду избрания им ненадлежащего способа защиты права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, вместе с тем, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К компетенции Росреестра относятся, в том числе, прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав (часть 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 218-ФЗ и приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области наделен полномочиями по ведению ЕГРН, приему заявлений в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав, предоставлению сведений содержащихся в ЕГРН, информационному взаимодействию с кадастровыми инженерами, осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы.
В этой связи, в силу норм Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию права осуществляет исключительно Росреестр и его территориальные органы (Управление Росреестра по Курской области).
С вступлением в силу Федерального закона N 218-ФЗ, полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимости больше не относятся к компетенции филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из: 1) реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре.
В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования.
Согласно части 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
Акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в ЕГРН содержатся следующие сведения со статусом "актуальные, ранее учтенные" о земельном участке с кадастровым номером 46:29:102001:7: дата постановки на учет - 25.10.2001; местоположение - обл. Курская, г. Курск; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - пашня; площадь уточненная - 2479736 кв. м; границы - установлены.
Сведения о данном земельном участке, в том числе и сведения о местоположении границ земельного участка, т.е. сведения о координатах характерных точек границ, были внесены в ЕГРН на основании Акта приема-передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам в кадастровом квартале 46:29:102001 от 10.04.2002 N 303, подготовленного и переданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Курска.
При проверке фактов, изложенных в обращении от 18.04.2019 N 01-21/896, поступившем в ФГБУ "ФКП Росреестра" от ректора ФГБОУ ВО "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" В.А. Семыкина, было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7 пересекают границы Муниципального образования "город Курск" с учетным номером 3131302. Границы Муниципального образования "город Курск" были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН 05.12.2014 на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, установленном статьей 15 Закона N 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017.
В качестве поступивших документов были представлены: Закон Курской области "О границах муниципальных образований Курской области" от 01.12.2004 N 60-ЗКО, Закон Курской области "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Курской области" от 10.06.2014 N 34-ЗКО, Генеральный план муниципального образования "Город Курск", 2007 г. Масштаб 1: 20000, Карта (план), подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты(плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7 и границ земельных участков с кадастровыми номерами: 46:29:102001:6; 46:29:102096:5; 46:11:090101:371; 46:11:090101:275; 46:11:090101:253; 46:11:090101:297; а также границ обособленных участков 46:29:102001:20, 46:29:102001:18, 46:29:102001:19, 46:29:102001:22, 46:29:102001:23, входящих в единое землепользование 46:29:000000:16; и обособленных участков 46:29:102001:17, 46:29:102001:14, 46:29:102001:15, 46:29:102001:16, входящих в единое землепользование 46:29:000000:2.
Согласно пояснениям ФГБУ "ФКП Росреестра", выявленное пересечение границ земельных участков, возможно, является результатом ранее допущенной ошибки при определении местоположения границ земельных участков.
Согласно части 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 61 Закона N 218-ФЗ Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, в случае, если ранее была допущена реестровая ошибка, исправление данной ошибки возможно на основании заявления, предоставленного в орган регистрации прав от собственников земельного участка, т.е. лиц, указанных в части 4 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, и межевого плана, подготовленного с учетом требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.
По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при не поступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных Федеральным законом N 218-ФЗ условий.
При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка - исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Во исполнение нормы части 6 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ государственным регистратором прав Управления Росреестра по Курской области подготовлено Решение от 28.05.2019 N Ф46/19-12471 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102001:7.
В случае выявления фактов нарушения законных прав и имущественных интересов Российской Федерации уполномоченному органу необходимо предпринимать меры по защите прав и имущественных интересов Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
Фактически заявленное ФГБОУ ВО Курская ГСХА требование направлено на согласование уполномоченным органом, осуществляющим права собственника в отношении земельного участка, являющегося федеральной собственностью, местоположения границ данного земельного участка и является спором о праве.
Требования о признании незаконными действий заинтересованного лица по отказу в подписании акта согласования границ земельного участка направлены на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части Российской Федерации. Решение суда, которым устанавливаются границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
На основании вышеизложенного, с учетом заявленных материально-правовых требований и указанных заявителем правовых оснований, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, предусмотренные нормами главы 24 АПК РФ.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства в совокупности с установленными обстоятельствами настоящего дела, суд области пришел к обоснованному выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2023 по делу N А35-8306/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8306/2020
Истец: ФГБОУ ВО "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, ФГБОУ ВО Курская ГСХА
Ответчик: Межрегиональноем территориальное управление Росимущества в Курской и Белгородской областях
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.