г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А56-83391/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 17.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6714/2023) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-83391/2022, принятое по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" 3-е лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" (далее - Общество) об обязании осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) по договору N 1215/ДС-2019-04 от 15.04.2019 на площади 5,28 га в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу.
Решением от 26.01.2023 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Истец полагает, что у ответчика имеется обязанность по лесовосстановлению, возникшая на основании п. 2. ст. 63.1 ЛК РФ в связи с переводом лесного участка в земли промышленности; подавая договор аренды на государственную регистрацию, ответчик фактически обратился с заявлением об изменении категории земельного участка.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) и ООО "Приморский УПК" (далее - Общество) оформлен договор аренды лесного участка N 1215/ДС-2019-04 от 15.04.2019 (далее - договор), находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с положениями ст. 88 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) ответчиком был разработан Проект освоения лесов, в котором запроектировано компенсационное лесовосстановление в соответствии с требованиями ст. 63.1. ЛК РФ на площади 5,28 га на лесном участке, предоставленном в установленном порядке. Проект получил положительное заключение экспертной комиссии, которое было утверждено Распоряжением Комитета N 1840 от 25.04.2019 (далее - Распоряжение).
27 июня 2019 года, в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка внесена запись об изменении категории земельного участка с категории лесного фонда на категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения комической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
01 октября 2019 года между истцом, ответчиком и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) заключено дополнительное соглашение о замене стороны по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.04.2019 N 1215/ДС-2019-04 в соответствии с которым Комитет передал МТУ Росимущества все права и обязанности арендодателя по договору аренды.
Кроме того, этой же датой между ответчиком и МТУ Росимущества заключено дополнительное соглашение об изменении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.04.2019 N 1215/ДС-2019-04, в соответствии с которым договор изложен в новой редакции. Условия указанных дополнительных соглашений распространены на отношения сторон, возникшие с 27.06.2019.
Ссылаясь на непроведение Обществом мероприятий по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в отношении лесного участка и оставление претензии N 2339 от 07.07.2022 без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Частью 1 статьи 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 1 ЛК РФ, одним из принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения. В силу частей 1 и 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, осуществляемому, в частности, путем лесовосстановления.
Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2); лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" ЛК РФ дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019. В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.
Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Таким образом, приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.
При изменении категории земельных участков и внесении изменений в договор путем замены арендодателя на МТУ Росимущества, назначение участка, а именно строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов согласно п.1.1 договора для стороны не изменилось.
Согласно пункту 2 ст. 11 ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Исходя из пояснительной записки к проекту указанного федерального закона, его основной целью является сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов, а также исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела 2 плана мероприятий "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства".
Закон N 341 не ставил перед собой целью изменение правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, публичных обязательств по восполнению частей лесного фонда, утраченных в ходе хозяйственной деятельности.
С учетом положений п.2. ст.11 Закона N 341 Общество должно было осознавать, что в результате регистрации права аренды лесного участка, категория земельных участков, переданных по договорам, будет изменена, в связи с чем подавая заявление о регистрации права аренды, Общество фактически подавало и заявление об изменении категории земельного участка. При переводе земельного участка в иную категорию земельный участок не утратил свои лесные характеристики и назначение, в соответствии с которым заключался договор и Общество продолжает использовать участок.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса.
Таким образом, само по себе изменение категории земельного участка не исключает лесных обязательств при том, что назначение земельного участка не было изменено и Общество продолжает выполнять работы, связанные с эксплуатацией лесов.
При указанных обстоятельствах решение подлежит отмене.
Вместе с тем апелляционный суд учел возражения представителя Общества относительно срока для исполнения решения, признал возможным увеличить срок восстановительных работ до 12 месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2023 по делу N А56-83391/2022 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) по договору N 1215/ДС-2019-04 от 15.04.2019 на площади 5,28 га в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" в доход федерального бюджета 6000,00 руб. расходов по государственной пошлине по иску, 3000,00 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83391/2022
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Ответчик: ООО "ПРИМОРСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14243/2023
24.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6714/2023
25.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6714/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-83391/2022