город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2023 г. |
дело N А53-38916/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Яновской Е.В. по доверенности от 01.12.2022,
от ТУ Росимущества в Ростовской области - представителя Ливадновой В.В. по доверенности от 30.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2023 по делу N А53-38916/2022
по иску министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ДОН" (ИНН 6150079410, ОГРН 1156183001040)
при участии третьих лиц - Территориального управления Росимущества в Ростовской области, департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу
о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ДОН" (далее - общество, ответчик) в котором просило расторгнуть договор аренды земельного участка от 12.09.2016 N 584; указать, что данное решение является основанием для погашения регистрационной записи от 12.10.2016 N 61-61/004-61/031/002/2016-6094/2; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:1642.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Росимущества в Ростовской области (далее - Росимущество), департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу (далее - департамент).
В ходе рассмотрения дела истец заявил отказ от исковых требований о снятии с кадастрового учета земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2023 принят отказ министерства от иска в части снятии земельного с кадастрового учета, производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 02.03.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что договор аренды подлежит расторжению на основании статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен за пределами земель лесного фонда, следовательно, у министерства отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком и соответственно полномочий по получению арендной платы за его использование.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и департамент явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:1642, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
Между министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (арендодатель) и ООО "ЭКО-ДОН" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.09.2016 N 584 по использованию лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 1 раздела 1 договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 23.08.2016 N 12 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Актом приема-передачи лесного участка подтверждается, что арендатор принял лесной участок с кадастровым номером 61:03:0600004:1642 в пользование.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости.
В 2018 году филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" в рамках государственного задания с Рослесхозом выполнены работы по определению координатного описания границ Семикаракорского лесничества, которые утверждены приказом Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 "Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области".
По результатам работ по установлению границ Семикаракорского лесничества выявлено, что ряд земельных участков, используемых на праве аренды как земли лесного фонда, находятся за границами Семикаракорского лесничества.
Согласно письму филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 06.09.2021 N 1424 земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:1642 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, министерство обратилось в суд с иском о расторжении договора аренды в связи с отсутствием полномочий по распоряжению земельным участком.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно части 4 статьи 6.1. Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений. К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса.
Специфика лесных участков по сравнению с земельными участками подтверждена Верховным Судом Российской Федерации, который признал необоснованным мнение о том, что земельный и лесной участки различаются лишь по порядку формирования, а по своему правовому режиму равнозначны (Решение ВС РФ от 19.09.2007 N ГКПИ07-936). Верховный Суд указал, что правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство.
Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Исходя из определения "лесного участка", данного в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки не образуются вне лесничеств и лесопарков. Образование лесного участка законодатель связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (статья 68 Лесного кодекса), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 Лесного кодекса).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
Как установлено судом первой инстанции, согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:1642 относится к категории земель лесного фонда, разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
В обоснование заявленных требований, а также апелляционной жалобы министерство ссылаясь на проведенные филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" работы по установлению границ Семикаракорского лесничества, полагает, указывает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:1642 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается, он не относится к землям лесного фонда.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что приведенные министерством доводы, не могут являться основанием для расторжения спорного договора аренды.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Частью 2 статьи 5 Закона N 172-ФЗ установлено, что о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом частью 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем, как следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка процедура перевода из категории земель лесного фонда не осуществлялась, доказательства осуществления указанных мероприятий, министерством не представлено.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Закон N 280-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, согласно которым в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что поскольку в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости спорный участок отнесен к землям лесного фонда, законные основания для вывода об отнесении участка к иной категории у суда отсутствуют.
Кроме того, перевод спорного земельного участка в другую категорию не является основанием для расторжения договора аренды.
Спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности и перевод его в другую категорию не влечет изменения собственника.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 417 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Невозможность исполнения, то есть совершения действий, составляющих содержание обязательств, может быть как фактической, так и юридической.
Положения статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют специальные случаи юридической (возникающей по причинам юридического характера) невозможности исполнения обязательства вследствие установления запретов или ограничений актом компетентного органа.
Между тем, сам факт принятия приказа Федеральным агентством лесного хозяйства приказа от 13.02.2019 N 191 не свидетельствует о невозможности исполнения арендного обязательства, поскольку гражданско-правовые отношения, связанные с арендой, возникли на основании заключенного договора аренды.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что у министерства отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком и получению арендной платы за его использование, отклоняется судебной коллегией, поскольку земельным участком с кадастровым номером 61:03:060000:1642, имеющим категорию - земли лесного фонда, и являющимся федеральной собственностью, вправе распоряжаться в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации только уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице министерства в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2023 по делу N А53-38916/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38916/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЭКО-ДОН"
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Департамент лесного хозяйства по ЮФО, Территориальное управление Росимущества по Ростовской области, РОСРЕЕСТР, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ростовской области