г. Киров |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А31-4662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя заявителя - Исаковой Н.М., действующей на основании доверенности от 28.06.2022 N ПК/3906,
представителя ответчика - Карповой И.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 N 2,
представителя третьего лица - Куренкова А.Н., действующего на основании доверенности от 23.08.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 по делу N А31-4662/2022
по заявлению Департамента экономического развития Костромской области (ИНН 4401055340, ОГРН 1054408684110)
к Управлению Федерального казначейства по Костромской области (ИНН 4401013149, ОГРН 1024400534872)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного автономного учреждения "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" (ИНН 4401077110, ОГРН 1074401006030)о признании незаконными представления и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития Костромской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Костромской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Костромской области) о признании недействительными представления от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписания от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" (далее - Агентство, Учреждение, ГАУ АИРПКО).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, неисполненные обязательства Агентства, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января 2021 года остатки субсидий, отсутствовали. Управление полагает, что само по себе согласование Департаменту Министерством экономического развития Российской Федерации направления остатка субсидии, не означает правомерность согласования Департаментом как органом-учредителем остатка средств субсидии в отсутствии неисполненных обязательства Агентства, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 01 января 2021 года остатки субсидий. Также УФК по Костромской области отмечает, что протоколом заседания экспертной группы от 13.04.2021 согласованы изменения перенаправления расходования субсидии, а не остатки средств субсидии.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал, что показатели результатов регионального проекта за 2020 год являются годовыми показателями промежуточного результата регионального проекта. По убеждению заявителя, Департаментом и Агентством соблюден порядок согласования направлений расходования субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации и обеспечено соблюдение прав субъектов МСП.
Агентство в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на наличии у ГАУ АИРПКО потребности в 2021 году в остатках средств субсидии за 2020 год.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 24.04.2023 на 14 часов 00 минут 22.05.2023.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Великоредчанина О.Б., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представители сторон, третьего лица поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Костромской области от 26.11.2021 N 322 "О назначении внеплановой выездной проверки в Департаменте экономического развития Костромской области" в отношении Департамента проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющие целевое значение.
В ходе проверки установлено, что между Министерством экономического развития Российской Федерации и Администрацией Костромской области 13.02.2019 заключено Соглашение N 139-09-2019-195 о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение 1). Дополнительным соглашением от 24.12.2019 действие данного Соглашения продлено на 2020 год.
Согласно пункту 1.1 Соглашения 1 предметом последнего является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Костромской области субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
Пунктом 1.2 Соглашения 1 предусмотрено, что предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по Субъекту согласно приложениям N N 1 и 2 к настоящему Соглашению, утвержденным Постановлением Администрации Костромской области от 18.08.2015 N 301-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения 1 Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи федерального бюджета) на 2019 финансовый год плановый период 2020-2021 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 Соглашения 1 является наличие правового акта Костромской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, указанного в пункте 1.2 настоящего соглашения.
Уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и представлению отчетности является Департамент экономического развития Костромской области (пункт 6.1.1 Соглашения 1).
Пункт 4.3.7 Соглашения 1 устанавливает обязанность возврата в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанного Соглашения Департамент экономического развития Костромской области и ГАУ АИРПКО 13.03.2020 заключили Соглашение N 20-2020-00145 о предоставлении из бюджета Костромской области субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ на реализацию регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Соглашение 2).
Предметом Соглашения 2 является предоставление из бюджета Костромской области в 2020 году /2021-2022 годах Субсидии Учреждению на цели, связанные с выполнением государственного задания, согласно приложению N 1 и приложению N 2 к настоящему соглашению, утвержденным постановлением Администрации Костромской области от 18.08.2015 N 301-а "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
В ходе проверки УФК по Костромской области установлено, что в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1, пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "а" пункта 7, пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Требования N 203), пункта 16 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственному автономному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет департамент экономического развития Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 28.12.2020 N 639-а (далее - Порядок N 639-а), Департаментом неправомерно согласован к использованию государственным автономным учреждением "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" (далее - Агентство) в 2021 году остаток средств неиспользованных по состоянию на 1 января 2021 года субсидий на иные цели, источником которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 17 180 976,85 рублей, не обеспеченных неисполненными обязательствами Агентства, подтвержденных документально, и не исполнил обязанности по возврату в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в соответствии с пунктом 4.3.7. Соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195, заключенного Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Костромской области.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения в адрес Департамента экономического развития Костромской области представления от 25.01.2022 по принятию Департаментом в срок до 01.03.2022 мер по устранению причин и условий нарушения и предписания от 25.01.2022 по принятию Департаментом мер по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 17 180 976,85 рублей.
Указанные представление и предписание оспорены Департаментом в судебном порядке. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, в том числе из федерального бюджета (пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2). Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4).
В силу пунктов 1, 3 и 5 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются, а бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря; не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источников финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Как указано выше, в ходе внеплановой выездной проверки УФК по Костромской области установлено, что в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1, пункта 5 статьи 242 БК РФ, подпункта "а" пункта 7, пункта 8 Требований N 203, пункта 16 Порядка N 639-а, Департаментом неправомерно согласован к использованию Учреждением в 2021 году остаток средств неиспользованных по состоянию на 1 января 2021 года субсидий на иные цели, источником которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 17 180 976,85 рублей, не обеспеченных неисполненными обязательствами Агентства, подтвержденных документально, и не исполнил обязанности по возврату в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 203 в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ утверждены общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, вступившие в силу с 01.01.2021.
Согласно подпункту "а" пункта 7, пункту 8 Требований N 203 в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии. При определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
Постановлением Администрации Костромской области от 28.12.2020 N 639-а в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, положениями Требований N 203 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственному автономному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент экономического развития Костромской области (далее - Порядок N 639-а).
Положениями Порядка N 639-а установлено, что учреждение не позднее 10 февраля текущего финансового года представляет учредителю информацию о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждением выплат, а также документы (копии документов), подтверждающие наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам) (пункт 16).
Вместе с тем, из акта проверки от 17.12.2021 не следует, что Управлением исследовался вопрос относительно возможности применения Требований N 203, вступивших в силу с 01.01.2021, к правоотношениям, возникшим в связи с исполнением бюджета на 2020 год на основании заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и Администрацией Костромской области соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195, а также соглашения между Департаментом экономического развития Костромской области и ГАУ АИРПКО от 13.03.2020 N 20-2020-00145. Указанное обоснование отсутствует и в решении суда.
Вместе с тем согласно части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Указанные положения Закона N 174-ФЗ распространяются на третье лицо. поскольку согласно постановлению Администрации Костромской области от 24.12.2018N 563 ГАУ АИРПКО создано в соответствии со статьей 5 Закона N 174-ФЗ. Функции и полномочия учредителя Агентства от имени Костромской области осуществляет Департамент экономического развития Костромской области, на что также указано в постановлении Администрации Костромской области от 24.12.2018 N 563 и в последующем закреплено в уставе Агентства (утв. директором Департамента экономического развития Костромской области 14.10.2022).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент экономического развития Костромской области и ГАУ АИРПКО 13.03.2020 заключили Соглашение N 20-2020-00145 о предоставлении из бюджета Костромской области субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ на реализацию регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Соглашение 2).
В Соглашении 2 регламентированы права Департамента (Учредителя) и Агентства как получателя Субсидии.
Согласно пункту 4.2.3 Соглашения 2 Учредитель вправе принимать в установленном бюджетном законодательством Российской Федерации порядке решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2021 году остатка Субсидии, неиспользованного в 2020 году, а также об использовании средств, поступивших в 2021 году Учреждению от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей от использования Субсидии, на цели, указанные в приложении N 1 к настоящему Соглашению не позднее 20 рабочих дней после получения от Учреждения следующих документов, обосновывающих потребность в направлении остатка Субсидии на цели, указанные в приложении N 1 к настоящему Соглашению:
- выписку с лицевого счета Учреждения, подтверждающую наличие остатка субсидии на конец 2020 года с пояснительной запиской, объясняющей причины неиспользования Субсидии;
- расчеты и обоснования на использование данных средств в 2021 году.
Руководствуясь положениями пункта 4.2.3 Соглашения N 2 ГАУ АИРПКО направило в Департамент экономического развития Костромской области письмо от 28.01.2021 N 27 с приложением документов, подтверждающих наличие потребности в направлении в 2021 году остатка субсидии, а именно: пояснительная записка, подтверждающая наличие остатка субсидии в размере 17 181 759,39 рублей, содержащая причины неполного освоения средств (отмена выставочно-ярморочных мероприятий на территории РФ, запрет на проведение региональных бизнес-миссий в онлайн режиме, ограничение количества участников публичных мероприятий и т.д.); выписка из лицевого счета от 29.12.2020, подтверждающая наличие остатков; детализация предполагаемого расходования средств остатков субсидии (т.2 л.д.20-26).
02.02.2021 Департамент издал приказ N 9, которым утвердил направления расходования остатков средств федерального бюджета и бюджета Костромской области в 2021 году, неиспользованных Учреждением в 2020 году (л.д.27-31).
Удовлетворяя требования Департамента о признании недействительными представления от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписания от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Агентства неисполненных обязательств по смыслу Соглашений 1 и 2.
Также суд принял во внимание, что Министерство экономического развития Российской Федерации со своей стороны согласовало направления расходования остатка субсидии, о чем свидетельствует протокол заочного заседания экспертной группы, привлекаемой для работы по согласованию изменений в направлениях расходов (смет) и ключевых показателях эффективности в рамках реализации мероприятий федеральных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Популяризации предпринимательства" от 13.04.2021.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательства. В рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя с учетом того, что потребность в использовании остатка субсидии в 2021 году сохранена; нарушения в части установленных Департаментом направлений расходования остатков средств субсидии в ходе проведенной проверки Управлением не установлены.
При изложенных выше обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в рассматриваемой конкретной ситуации имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными представления от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписания от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 по делу N А31-4662/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 по делу N А31-4662/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4662/2022
Истец: Департамент экономического развития Костромской области
Третье лицо: ГАУ "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области", Арбитражный суд Костромской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ