город Томск |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А03-12142/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (07АП-3214/2023) на решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12142/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231, г. Барнаул) к обществу с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" (ОГРН 1062256012444, ИНН 2283004631, п. Тополинский лесхоз Угловского района Алтайского края) об обязании провести лесопатологическое обследование,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Полховская Л.С. по доверенности от 01.02.2023, паспорт, диплом (посредством веб-конференции, суд, протокольным определением допустил указанного представителя к участию в деле);
от ответчика: Суханова Л.В. по доверенности N 77/Д-Гр от 01.08.2022, паспорт, диплом (посредством веб-конференции); Бруг М.В. по доверенности N Д/ГФ/2023 от 09.01.2023( посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" (далее - ООО "Грин-Форс", ответчик) об обязании принять меры к обеспечению проведения лесопатологических обследований и предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, пройденных лесным пожаром, согласно акта о лесном пожаре N 18 от 09.07.2022, на территории Лаптевского участкового лесничества, Озеро-Кузнецкого лесничества Алтайского края предоставленных в аренду ООО "Грин-Форс" по договору аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства N П-18/3 от 18.03.2008 и об обязании предоставить в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края материалы лесопатологичсских обследований на лесных участках, пройденных лесным пожаром, согласно акта о лесном пожаре N 18 от 09.07.2022, на территории Лаптевского участкового лесничества, Озеро-Кузнецкого лесничества Алтайского края предоставленных в аренду ООО "Грин-Форс" по договору аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства N П-18/3 от 18.03.2008.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования и просил обязать ответчика в срок до 25 июля 2023 провести лесопатологическое обследование на лесных участках, пройденных лесным пожаром, согласно акта о лесном пожаре N 18 от 09.07.2022 на территории Лаптевского участкового лесничества, Озеро-Кузнецкого лесничества Алтайского края предоставленных в аренду Ответчику по договору аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства N П-18/3 от 18.03.2022, согласно перечню. Уточненное исковое заявление судом принято к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.03.2023 (резолютивная часть объявлена 06.03.2023) в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт, ссылаясь, в том числе на то, что судом не принято во внимание положения пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; к моменту вынесения решения арендатор приступил к выполнению лесопатологического обследования на арендованной территории, пройденной пожаром, акты направлялись на утверждение уполномоченному органу; Определяющим фактором обращения в суд с исковым заявлением послужили длительные сроки проведения самой процедуры проведения лесопатологического обследования, в целях предотвращения возникновения очагов вредных организмов (предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации природного характера), а так же обеспечение граждан древесиной. Ликвидация последствий лесного пожара имеет сжатые сроки в целях предупреждения вышеуказанных последствий.
От ответчика в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПКИ РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что основными мероприятиями, направленными на ликвидацию последствий ЧС вследствие лесного пожара являются проведение ЛПО поврежденных насаждений и осуществление СОМ в виде рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборки неликвидной древесины (пункт 26 Правил СОМ N 912). Однако, по правилам статьи 53.7 ЛК РФ проведение данных мероприятий относится к компетенции уполномоченного государственного органа (министерства). Судом сделан правильный вывод о том, что возложение на арендатора обязанности проведения ЛПО при таких обстоятельствах является неоправданным, так как результаты такого обследования будут являться основой для последующего формирования аукционной (конкурсной) документации, необходимой министерству для организации торговых процедур, в которых участие арендатора лишь предполагается и зависит от его волеизъявления. Доводы министерства о том, что обязанность проведения ЛПО в целях ликвидации последствий ЧС является условием договора аренды, не нашли подтверждения материалами дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.12.2008 между Управлением лесами Алтайского края (далее - арендодатель, министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" (далее - арендатор, общество) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства N П-18/3 (далее по тексту - договор), в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора, в целях его использования для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендуемый лесной участок расположен в границах Угловского района Озеро-Кузнецовского лесничества (бывший Тополинский лесхоз), общей площадью 60743 га.
Обременение в виде аренды лесного участка было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службе по Алтайскому краю 25.12.2008 N 22-22-24/057/2008-319.
Правопреемником Управления лесами Алтайского края в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, которое согласно Указу Губернатора Алтайского края от05.12.2016 N 152 было переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В дальнейшем к договору были заключены дополнительные соглашения, зарегистрированные в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 договора в редакции Дополнительного соглашения от 01.03.2012 N 6 цель использования лесного участка сторонами определена - для заготовки древесины.
22.06.2022 на территории арендуемого обществом выдела N 18 в квартале 27 Лаптевского участкового лесничества обнаружен лесной пожар на площади 3 га, начато его тушение.
В дальнейшем пожар перерос в категорию крупного, верхового средней интенсивности, низового устойчивого средней интенсивности, локализован 23.06.2022 и 28.06.2022, ликвидирован 05.07.2022.
Пройденная лесным пожаром площадь составила 4911,88 га, в том числе на территории кварталов и выделов Лаптевского участкового лесничества, находящихся в аренде у общества - 4310,98 га, на не арендованном лесном участке - на площади 600 га.
Лесная покрытая площадь составила 4056,08 га (приспевающие, средневозрастные, спелые и перестойные насаждения, СБП, СВБ, ТРБ преобладающая порода сосна обыкновенная, кустарники, акация); лесная не покрытая площадь - 188,8 га (прогалины, пустыри -148,8 га, несомкнувшиеся лесные культуры породы сосна - 40 га); не лесная площадь - 667 га (сенокос - 546,6 га, пастбище - 77,3 га, солонцы - 10,3 га, скотопрогон - 5,5 га, пашня - 16,2 га, противопожарный разрыв - 12,1 га).
Тушение пожара осуществлялось силами арендатора с привлечением ООО "Лесное", ООО "Корал", ООО "Лес-Сервис", ООО "Вострово лес", ООО "Ребрихинский лесхоз", ООО "Содружество", ООО "Новичиха лес", ООО "Каменский ЛДК", КАУ "Алтайлес", КАУ "Боровлянский лесхоз", МЧС, ПДПС.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела Актом о лесном пожаре от 09.07.2022 N 18 (с приложениями), составленном начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озеро-Кузнецовскому лесничеству Сусловым А.Л.
В связи со сложной лесопожарной обстановкой, увеличением площади указанного пожара, на территории Угловского района была усилена пожарная готовность и объявлена чрезвычайная ситуация, что подтверждается:
- постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 327 о введении на территории Угловского района режима "Повышенной готовности" в связи со сложной обстановкой, вызванной возникшим 22.06.2022 лесным пожаром, в результате которого уничтожено 300 га леса и который по состоянию на 23.06.2022 не ликвидирован,
- постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 329 о введении особого противопожарного режима в связи с увеличением площади пожара до 500 га и продолжающейся сложной обстановкой,
- постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 330 об установлении с 15.00 часов 23.06.2022 на территории Угловского района режима ЧС в связи с возникшей угрозой от крупного лесного пожара жителям близлежаших населенных пунктов и необходимостью их эвакуации,
- распоряжением Администрации Угловского района от 23.06.2023 N 102-р о создании межведомственного оперативного штаба по ликвидации ЧС, - постановлением Администрации Угловского района от 28.06.2022 N 341 о снятии режима ЧС в связи со стабилизацией лесопожарной обстановки и локализацией пожара.
Письмом от 04.07.2022 N 24/П/8592 министерством предложено обществу в срок до 01.07.2023 провести лесопатологическое обследование на предоставленных в аренду лесных участках площадью около 4,5 тыс.га в целях назначения санитарно-оздоровительных мероприятий и недопущения развития очагов массового размножения вредных организмов.
Письмом от 25.07.2022 N 117 общество информировало министерство о том, что статьей 53.7 ЛК РФ предусмотрен особый порядок ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, проведение лесопатологического обследования поврежденных лесных насаждений также направлено на ликвидацию таких последствий и должно осуществляться с соблюдением статей 19 и 53.7 ЛК РФ. Общество намерено в дальнейшем принять участие в торгах, если таковые будут организованы министерством.
Ссылаясь на то, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При избрании такого способа защиты гражданских прав лицо, обратившееся за защитой, должно доказать наличие у должника определенных обязательств, наступление срока их исполнения и представить доказательства неисполнения должником принятого на себя обязательства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов, которая направлена на их выявление и предупреждение распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ предусмотрено, что к мерам санитарной безопасности в лесах относятся, в том числе, проведение лесопатологического обследования (ЛПО) и предупреждение распространения вредных организмов, которое включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ), в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (пункт 1 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ)
Указанные меры санитарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 60.3 ЛК РФ).
Частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ и пунктом 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Санитарные правила N 2047) предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, работы по ЛПО и СОМ осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Аналогичная обязанность арендаторов лесных участков по проведению СОМ предусмотрена в пункте 3 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утв. приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 60.7 ЛК РФ и пункта 7 Правил СОМ N 912 осуществление данных мероприятий не допускается, если они не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования.
Порядок проведения ЛПО урегулирован приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 (далее - порядок N 910).
Так, в соответствии с пунктом 1 данного Порядка, при проведении обследований осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.
В силу пункта 37 Порядка N 910 с целью точного определения границ повреждения лесных насаждений, площадей погибших или поврежденных лесных насаждений и подготовки документации для проведения СОМ проводятся ЛПО инструментальным (детальным) способом.
Пунктом 15 Санитарных правил N 2047 предусмотрено, что непосредственно сами СОМ (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Таким образом, лесным законодательством обязанность арендаторов лесных участков определена в виде последовательности и неразрывной взаимосвязанности двух действий: проведение ЛПО и осуществление на основании результатов данного обследования мер по предупреждению распространения вредных организмов (СОМ).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, лесопатологическое обследование является первичной и неразрывной стадий планирования и непосредственного проведения СОМ.
Как усматривается из материалов дела, требования министерства направлены на обязание общества провести ЛПО для последующего осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий в целях ликвидации последствий ЧС, возникшей вследствие крупного лесного пожара на части арендованного лесного участка (в Лаптевском участковом лесничестве).
Вместе с тем, в силу статьи 53.7 ЛК РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
При закупке работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 ЛК РФ (ч.4 статьи 53.7 ЛК РФ).
Объем древесины, заготовленной при ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой ЧС, в расчетную лесосеку не включается (часть 5 статьи 53.7 ЛК РФ).
Судом установлено, что в связи со сложной лесопожарной обстановкой, увеличением площади указанного пожара, на территории Угловского района была усилена пожарная готовность и объявлена чрезвычайная ситуация, что подтверждается постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 327 о введении на территории Угловского района режима "Повышенной готовности" в связи со сложной обстановкой, вызванной возникшим 22.06.2022 лесным пожаром, в результате которого уничтожено 300 га леса и который по состоянию на 23.06.2022 не ликвидирован, постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 329 о введении особого противопожарного режима в связи с увеличением площади пожара до 500 га и продолжающейся сложной обстановкой, постановлением Администрации Угловского района от 23.06.2022 N 330 об установлении с 15.00 часов 23.06.2022 на территории Угловского района режима ЧС в связи с возникшей угрозой от крупного лесного пожара жителям близлежащих населенных пунктов и необходимостью их эвакуации, распоряжением Администрации Угловского района от 23.06.2023 N 102-р о создании межведомственного оперативного штаба по ликвидации ЧС, постановлением Администрации Угловского района от 28.06.2022 N 341 о снятии режима ЧС в связи со стабилизацией лесопожарной обстановки и локализацией пожара.
Таким образом, в период с 23.06.2022 по 28.06.2022 на территории арендуемых обществом кварталов и выделов Лаптевского участкового лесничества осуществлялись мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров с привлечением граждан и юридических лиц в соответствии со статьей 53.6 ЛК РФ и Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В соответствии с пунктом 19 Санитарных правил N 2047 и пунктом 25 Правил СОМ N 912 СОМ осуществляются в сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных насаждениях и назначаются в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней леса и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.
В силу пункта 1 части 4 статьи 60.7 ЛК РФ и пункта 7 Правил СОМ N 912 одним из условий проведения данных мероприятий является их назначение при проведении лесопатологического обследования и оформление соответствующего акта ЛПО.
Таким образом, основными мероприятиями, направленными на ликвидации последствий чрезвычайной ситуации вследствие лесного пожара являются проведение ЛПО поврежденных насаждений и осуществление СОМ в виде рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборки неликвидной древесины (пункт 26 Правил СОМ N 912).
При этом, как обоснованно указано судом и в возражениях ответчика, в силу статьи 53.7 ЛК РФ проведение данных мероприятий относится к компетенции уполномоченного государственного органа (министерства).
Согласно частям 4, 5 и 6 статьи 53.7 ЛК РФ при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 ЛК РФ.
Таким образом, органы государственной власти размещают заказ на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров, путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины.
По результатам аукциона выявляется исполнитель работ, которым может стать любое юридическое или физическое лицо, в том числе и арендатор этого лесного участка.
Интерес арендатора об участии в торгах может быть обусловлен тем, что в силу части 5 статьи 53.7 ЛК РФ объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации вследствие лесных пожаров и последствий этой ЧС, в расчетную лесосеку не включается.
Таким образом, суд соглашается с выводами суда и доводами ответчика, что действующим лесным законодательством установлен особый порядок ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории арендованных лесных участков и уборки погибших и поврежденных вследствие этого события лесных насаждений, а участие арендатора в ликвидации последствий возможно только по результатам аукционных процедур.
Соответственно, возложение на арендатора обязанности проведения лесопатологического обследования при таких обстоятельствах является неоправданным, так как результаты такого обследования будут являться основой для последующего формирования аукционной (конкурсной) документации, необходимой для организации торговых процедур уполномоченным государственным органом, в которых участие арендатора лишь предполагается и зависит от его волеизъявления.
В представленных в материалы дела договоре аренды от 16.12.2008 N П-18/3и в проекте освоения лесов общества отсутствует обязательства своими силами и за свой счет проводить работы как по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованном лесном участке, так и по проведению для этого на поврежденных территориях лесопатологического обследования в целью определения объемов работ и подготовки документации для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
При этом, судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки истца на обязанность арендатора в пункте 3.4.20 договора аренды "при возникновении аварийных ситуаций (в т.ч. лесные пожары), повлекших нарушение экологической ситуации в лесах и гибель лесных насаждений, своими силами и за свой счет в сроки, согласованные в Арендодателем, проводить работы по ликвидации последствий", поскольку в материалах дела имеется дополнительное соглашение к договору аренды от 01.08.2012 N 5, согласно которому сторонами пункт 3.4.20 из договора исключен.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не принят во внимание п.2 статьи 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, согласно которым организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку указанная норма не может быть применена при разрешении настоящего дела.
Как указанный Федеральный закон, так и статьи 53.6 и 53.7 ЛК РФ разграничивают и по-разному регулируют вопросы "ликвидации чрезвычайной ситуации" и "ликвидации последствий чрезвычайной ситуации", в том числе вопросы участия в данных мероприятиях различных организаций и порядок финансирования их осуществления.
Так, согласно статье 53.6 ЛК РФ мероприятиями по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой ЧС (часть 1).
Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (часть 2).
В соответствии со статьей 7 и п.2 статьи 24 указанного Федерального закона ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Что касается ликвидации непосредственно последствий ЧС в лесах, то данные вопросы регулируются в совокупности статьями 19 и 53.7 ЛК РФ и Санитарными правилами N 2047, из смысла которых следует, что мероприятий по ликвидации последствий ЧС не могут быть возложены на арендаторов лесных участков и должны осуществляться за счет федерального бюджета.
В качестве доказательства необходимости проведения ЛПО в дело представлен акт о лесном пожаре от 09.07.2022 N 18 (с приложениями), согласно которому пройденная лесным пожаром площадь составила всего 4911,88 га, в том числе на территории кварталов и выделов Лаптевского участкового лесничества, находящихся в аренде у общества -4310,98 га, на не арендованном лесном участке - на площади 600 га.
В предмете иска министерством не конкретизировано, каким способом должно быть проведено лесопатологическое обследование арендатором.
Как следует из пункта 7 Порядка проведения ЛПО N 910 в зависимости от задач и организационных форм проведения лесопатологические обследования проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными (рекогносцировочным) и (или) инструментальными (детальным) способами, обеспечивающими установленную настоящим Порядком точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Из текста письма в адрес общества от 04.07.2022 N 24/П/8592 и описательной части искового заявления и его оснований, усматривается о необходимости проведения ЛПО инструментальным способом (детальным) в целях назначения СОМ.
В силу пунктов 12, 14 и 37 Порядка проведения ЛПО N 910 обследование таким способом планируются в лесных насаждениях, в которых по результатам государственного лесопатологического мониторинга (ГЛПМ) и (или) ЛПО визуальным способом, необходимо проведение СОМ с целью точного определения границ повреждения лесных насаждений, площадей погибших или поврежденных лесных насаждений и подготовки документации для проведения данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 39 Порядка проведения ЛПО N 910 в ходе ЛПО инструментальным (детальным) способом выполняются, в том числе, перечет деревьев, назначение СОМ и других мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в лесах.
При этом, из смысла пунктов 12-16 Санитарных правил N 2047 и пунктов 2,5,6 Порядка ЛПО N 910 следует, что обязанность арендаторов лесных участков обеспечить проведение ЛПО возникает после проверки уполномоченными государственными органами информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесных насаждений, погибших и поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями, направления соответствующей информации в учреждения, осуществляющие государственный лесопатологический мониторинг, и наступает со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования (не позднее одного года со дня получения такой информации).
Согласно пунктам 11 и 21 вышеназванного порядка ЛПО визуальным способом (рекогносцировочным) планируются на основе информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной в результате осуществления ГЛПМ, государственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполномоченных органов, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 20 Порядка проведения ЛПО N 910 обследование визуальным (рекогносцировочным) способом проводятся с целью определения текущего санитарного и лесопатологического состояния лесов, предварительного определения границ, площади и пространственного расположения поврежденных и погибших лесных насаждений.
Пунктом 30 указанного Порядка установлены следующие сроки проведения такого ЛПО: в насаждениях, поврежденных пожарами, в зависимости от вида пожара - при верховом и подземном пожаре без ограничений; при низовом пожаре высокой и средней интенсивности через 1-1,5 месяца после его ликвидации; при низовом пожаре слабой интенсивности через 1,5-2 месяца после его ликвидации.
Именно по результатам ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом указываются и рекомендации по проведению ЛПО инструментальным (детальным) способом (пункт 36 Порядка проведения ЛПО N 910).
В рассматриваемом случае, истцом не представлены документы, подтверждающие проведение ЛПО визуальным способом (рекогносцировочным) либо результатов ГЛПМ, из которых бы следовала и была зафиксирована необходимость проведение ЛПО инструментальным способом (детальным) на обозначенных в исковом заявлении кварталах и выделах в целях назначения СОМ, равно как и не представлены доказательства того, что в лесном плане и лесохозяйственном регламенте Озеро-Кузнецовского лесничества установлены объемы ЛПО и их корректировка с учетом данных ГЛПМ и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, как это предусмотрено пунктом 10 Порядка проведения ЛПО N 910 и частью 2 статьи 60.3 ЛК РФ.
Апелляционный суд также поддерживает вывод суда первой инстанции о преждевременности заявленных требований без учета сроков проведения ЛПО, установленных лесным законодательством.
В данном случае, Министерство просит суд обязать арендатора провести лесопатологическое обследование в срок до 25.07.2023, исходя из даты ответа общества (письмо от 25.07.2022 N 117) в ответ на письмо министерства о необходимости его проведения (письмо от 04.07.2022 N 24/П/8592).
Исковые требования министерства в арбитражный суд Алтайского края заявлены 12.08.2022, то есть в период, когда срок окончания исполнения обязательств не наступил, так как согласно пункту 16 Санитарных правил N 2047 проведение ЛПО обеспечивается арендаторами в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого обследования.
При этом, суд первой инстанции отметил, что срок окончания исполнения обязательств министерством определен неверно, без учета установленных пунктом 30 Порядка проведения ЛПО N 910 сроков для проведения ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом (в зависимости от вида пожара - при верховом и подземном пожаре без ограничений; при низовом пожаре высокой и средней интенсивности через 1 - 1,5 месяца после его ликвидации; при низовом пожаре слабой интенсивности через 1,5 - 2 месяца после его ликвидации), после проведения которых у уполномоченных органов может возникнуть право направлять арендатору информацию о необходимости проведения такого обследования инструментальным способом.
Исходя из фактических обстоятельств дела, требование о понуждении к исполнению обязанности в натуре заявлено министерством на будущее время, тогда как статьей 12 ГК РФ и иными нормами действующего законодательства не предусмотрен такой способ защиты права как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12142/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12142/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчик: ООО "Грин-Форс"