г. Владимир |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А43-36213/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные муниципальные технологии" (ИНН 5262362078, ОГРН 1195275010446) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2023 по делу N А43-36213/2022, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Современные муниципальные технологии" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 02.11.2022 N515-15-202/2022.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Современные муниципальные технологии" (далее по тексту - Общество) с целью установления фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающих в многоквартирном доме N 2 по Московскому шоссе г.Нижнего Новгорода, о неправомерном расчете размера платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома.
По результатам проверки составлен акт от 05.10.2022.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 18.10.2022 N 515-15-202/2022 и вынесло постановление от 02.11.2022 N 515-15-202/2022 о назначении Обществу административного наказания по указанной статье в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 07.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению Общества, оно правильно производило расчёт платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение -согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями
В силу пункта 29 Правил N 491 расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения; расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частей 9.1 и 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключением является случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решений об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имуществ, в многоквартирном доме 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно абзацу второму пункта 44 Правила N 354, распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, на объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При этом абзац второй указанного пункта Правил N 354 применяется в случае осуществления способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" (далее - Постановление N 310) установлена социальная норма потребления:
для населения - 50 кВт.ч. на человека (в том числе членам садоводческих товариществ или дачных некоммерческих объединений граждан, некоммерческих организаций и т. д., граждан зарегистрированных или проживающих в жилом помещении специализированного фонда).
К социальной норме применяются: повышающий коэффициент 1,5 (75 кВт.ч.) - семьи состоящие из получателей пенсии по старости либо по инвалидности, многодетные семьи, семьи в составе которых имеются дети инвалиды, замещающие семьи, имеющие детей без попечения родителей;
- увеличивается на 35 кВт.ч. (85 кВт.ч.) - для одиноко проживающих лиц.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 июня 2015 г. N 411 внесены изменения в Постановление N 310, согласно которому для домохозяйств многоквартирных домов величина социальной нормы потребления электрической энергии, увеличивается на приходящийся на домохозяйство объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, но не более объема, определенного для данного домохозяйства на основании утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
На основании пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений, (далее - Постановление N 416).
В некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - Положение N 614) исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы): а) в отношении части объема в пределах социальной номы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйств и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы; б) в отношении части объема сверх социальной нормы-цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
Пунктом 32 Положения N 614 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5-8 приложения N 6 к Положению N 614.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 25А по улице Московское шоссе, г. Нижнего Новгорода на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений от 01.08.2020 г. и лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами от 24.01.2022 г. N 052001325.
Многоквартирный дом N 25А по ул. Московское шоссе, г. Нижнего Новгорода оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
В виду того, что между собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома и управляющей компанией Обществом с 01.08.2020 г. заключен договор управления, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребляемую при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома осуществляет управляющая компания.
Обществом предоставлен Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25А по ул. Московское шоссе, г. Нижнего Новгорода от 20.06.2020 г., на котором принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставлено на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно представленной информации, собственнику (потребителю) квартиры N 2 многоквартирного дома N 2 по ул. Московское шоссе г. Нижнего Новгорода Нижегородской области Общество неправомерно производит расчет платы за электрическую энергию (расчеты представлены в акте внеплановой документарной проверки Госжилинспекции от 05.10.2022), потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирным доме, без учёта неиспользованной величины социальной нормы потребления электрической энергии в указанном жилом помещении, и, соответственно, неверно применяет цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей к объему электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления различен.
Таким образом, Общество, осуществляя управление многоквартирным домом, обязано было определять размер платы за коммунальную услугу в соответствии с вышеизложенными нормами. Однако Общество не выполнило возложенных на него законодательством обязательств, тем самым, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание назначено с соблюдением срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07 марта 2023 года по делу N А43-36213/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные муниципальные технологии" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36213/2022
Истец: ООО "СОВРЕМЕННЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области